• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет

Мини Монтессори-класс: необычный подарок

Мини Монтессори-класс: необычный подарок
Я училась на первом русском АМИ курсе для Монтессори-педагогов 0-3, у первого русского тренера Анны Пугачёвой. Из команды Монтессори.Дети Ольга Горевая также училась в этом потоке. Когда начало приближаться окончание обучения, всей группой мы задумались, что подарить на выпускной нашему тренеру. В этой статье расскажу и покажу, что мы придумали.

На одной из лекций в обсуждении Анна пошутила, что вот было бы здорово сделать однажды миниатюрную модель Монтессори-класса. В нашем студенческом чате мы начали обсуждать: а почему бы не сделать?

Было понятно, что качество очень важно, и я вспомнила, что знакома лично с Колей, основателем проекта «Катин домик». Они делают на своём производстве очень красивые кукольные домики в скандинавском стиле. Что, если можно сделать не домик, а маленький класс?

Коля согласился с энтузиазмом сделать румбокс – саму комнату, и основную мебель. Нам предстояло рассчитать размеры, подобрать наполнение разных зон будущего класса, при этом успеть всё это к выпускному.

Мини Монтессори-домик стал испытанием для нас как для педагогов. Как логично расположить зоны класса относительно друг друга в маленьком пространстве? Как быть с масштабом предметов, если обычно вся утварь кукольных домиков производится в стандартном масштабе 1:12, но в реальном Монтессори-классе вся мебель и предметы уменьшены, – как перенести это соотношение на нашу модель?

В готовом классе у нас расположились такие зоны:

  • Развития языка
  • УПЖ: уход за собой, уход за средой, кулинария
  • Сенсомоторная зона
  • Зона самовыражения
  • Музыкальный уголок

Расскажу подробнее о материалах и занятиях, которые входят в эти зоны, и как мы их организовали в нашей модели.

Развитие языка

Зона развития языка включает в нашем домике такие материалы:

зона развития языка

Реальные предметы для расширения словарного запаса: в нашем случае, поднос с овощами. Это один из первых материалов, который можно вводить с 9-10 месяцев. Показываем малышу предметы и называем их. То, что овощи у нас лежат в корзинке, не случайно: хорошо, когда контейнер тематически поддерживает предметы (например, одежда и сундучок, корнеплоды и мешочек).

 

зона развития языка

Предметы с идентичными изображениями. На пути освоения языка от конкретного к абстрактному, для того чтобы ребёнок понял, что трёхмерный предмет может быть изображён в двухмерном виде на плоскости, используется этот материал. Если положить предмет поверх карточки, то контуры идеально совпадут. Эти карточки даже в обычной жизни непросто технически сделать: принтер часто даёт небольшую разницу масштаба при печати, и это не годится. В нашей группе Татьяна Воровьева смогла в копи-центре добиться идентичности карточек, положив маленькие инструменты в сканер и отпечатав в том же масштабе.

 

зона развития языка

Карточки для расширения словаря: изображения изолированного предмета. После упражнений с карточками и предметами, после 24 месяцев ребёнок готов к работе с такими карточками. У нас это поднос и карточки с изображениями садовых инструментов: знания названия поможет ребенку при посадке растений, — это занятие в нашем классе тоже есть.

 

Монтессори-класс

Книги. Ребёнку проще всего выбрать книгу, когда она расположена обложкой к нему, а не корешком. Мы сделали на заказ книги с реальными сюжетами, подходящими для возраста до 3 лет.

Зону языка мы расположили у окна, чтобы при чтении было достаточно света. Обустроили уютное местечко: расположили кресло, коврик. Недалеко от этой зоны стоит стол: можно взять поднос с материалами, принести за стол и позаниматься там.

Самовыражение

Рядом с зоной чтения располагается зона самовыражения, она представлена одной полкой и мольбертом. Дети до 3 лет любят рисовать на вертикальной поверхности, мелом или красками, мольберт для этого очень хорошо подходит. На полке:

зона самовыражения

Рисование карандашами. Простое в организации популярное занятие. Тоддлерам лучше предложить мало карандашей, начать можно с одного.

Лепка из пластилина. Скалка, пластилин, силиконовая подложка. Далее можно усложнять добавлением формочек, оттисков, стеков, но мы не стали.

 

зона самовыражения

Вырезание ножницами. Просто ножницы и полоски бумаги.

Аппликация. Во многих Монтессори-классах есть такая коробочка для аппликаций, и в нашем классе мы тоже смогли организовать похожую.

Музыкальный уголок

Музыкальная зона

В возрасте до 3 лет нам важно транслировать ребёнку культуру того общества, в котором он растёт, поэтому и в пространство Монтессори-класса хорошо включать национальный колорит. В музыкальном уголке у нас гусли, балалайка и корзина с колокольчиками. Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, и, например, колокольчики очень хорошо подходят, даже если ребёнку меньше года. На гуслях и балалайке может музицировать педагог, вовлекая детей в танец.

Сенсомоторная зона

развитие моторики

У нас это одна полка: в условиях, когда в классе не очень много места, важнее дать достаточное пространство УПЖ.

На сенсомоторной полке:

  • Сортировка: задача ребёнка – разложить бусины по цвету
  • Матрешка (помним про культуру того места, где растет ребенок)
  • Нанизывание бусин. Шнурок с деревянным наконечником и бусины в корзинке, всё это на подносе.
  • Три цветных стержня с кольцами. Ребёнок нанизывает кольца на стержни – по цвету или составляя паттерны. Тренирует захват одной рукой и зрительно-моторную координацию.
  • Пирамидка. Задачи пересекаются с задачами предыдущего материала, поэтому в реальном классе было бы лучше, если единовременно представлен только один из них.

Упражнения практической жизни (УПЖ) наиболее широко представлены в нашей модели класса.

УПЖ уход за собой

уход за собой

  • Длинная полка с несколькими УПЖ этой группы расположена у входа в класс слева. На этой полке рамки с застёжками: на липучках и на молнии, их вручную смастерила Алёна Воропаева. Рядом зеркало, а в корзинках расчёски: это упражнение, которое поможет ребёнку научиться причёсываться. Внизу на этой же полке два закрытых ящика. В одном из них несколько предметов одежды. Одевание у тоддлера вовлекает и крупную, и мелкую моторику, помогает научиться координировать действия, имеет понятный результат. В классе можно иметь такую «тренировочную» одежду, которую дети могут снимать и надевать сколько угодно раз. Рядом с этим ящиком расположился еще один ящик, с украшениями: в классе можно предложить детям в зоне ухода за собой различные бусы, браслеты, заколки, и они будут рады перед зеркалом украшать себя, развивая эстетическое чувство и моторику.

 

упж

  • УПЖ мытьё рук. Это тоже одно из УПЖ группы ухода за собой. В нашем классе оно выделено на отдельном столе. В наборе миска, кувшин, мыло в мыльнице, полотенце для рук, варежка для вытирания капель на столе. В классе важно, чтобы в таких наборах присутствовала цветовая кодировка: предметы, входящие в набор, одного цвета.
  • УПЖ чистка зубов также относится к группе упражнений, цель которых – забота о себе. У нас это отдельный небольшой поднос в зоне ванной.

 

УПЖ уход за средой

упж

  • Стирка. Это отдельный стол, где организована стирка в тазах, с доской для стирки и кувшином. В организации этого УПЖ нужно предусмотреть детали каждого этапа: корзину для грязного белья, ёмкость для чистого, варежку для вытирания капель, полотенце для рук, фартук. «Старомодный» способ стирки позволяет дать ребёнку много действий сложного алгоритма. Как следствие, развивается мышление, а в процессе он осваивает множество движений.

 

упж уход за собой

  • Развешивание белья. Когда белье постирано, маленькую корзинку с ним ребёнок может взять и отнести к сушилке, чтобы там развесить. Сушилку мы расположили в ванной.
  • Глажка. Когда бельё (в основном это маленькие тряпочки, которые используются в разных УПЖ в классе) высохло, их нужно погладить. Для этого в классе можно организовать зону с настоящим соразмерным ребёнку утюгом. Разумеется, педагог на каждом этапе обеспечивает безопасность такого занятия.

 

В глубине класса мы расположили отдельную полку, на которой ещё несколько УПЖ этой группы, слева направо и сверху вниз: мытьё окон, посадка растений, протирание листьев растений, полив растений. Растения отдельно стоят в разных местах класса: если ребёнок хочет полить какое-то из них, то возьмёт леечку здесь и сможет это сделать.

 

упж

Отдельно стоит отметить верстак. У нас это ящик с инструментами и пенёк, в который ребёнок может забивать гвозди. Это занятие отлично тренирует координацию глаз-рука, дает новое движение.

В ванной висят на крючках две швабры для ещё двух УПЖ: подметание пола и вытирание пола. В ванной за перегородкой спрятался горшок. Рядом с горшком удобная скамейка для переодевания, есть корзина для запасной одежды.

 

зона ухода за средой

Мы не стали организовывать отдельный стол с УПЖ мытьё посуды, но на кухне в раковине на уровне ребёнка он может помыть посуду под краном и расставить её в сушилку.

УПЖ кулинария

упж

Подносом с пирогами на столе мы хотели показать оставшийся за кадром момент групповой кулинарии в классе. Возможно, педагог привлекла детей к приготовлению, замешиванию теста или подготовке начинки, и вот уже готовые пирожки и ватрушки. Самовар и скатерти отражают культурный аспект, через такие детали мы передаем ребёнку культуру. Помимо нарядной русской скатерти, на полке под сушилкой для посуды есть сервировочная скатерть с контурами посуды: так дети смогут брать посуду на стеллаже или в шкафу и сами накрывать на стол.

 

зона кулинарии

Мы организовали два подноса с УПЖ кулинария на отдельной полке: нарезание банана и намазывание бутерброда. Для кулинарии нужны специальные кулинарные фартуки, и они тоже расположены рядом.

Детали и итог

зоны Монтессори-класса

Вся история создания этого мини Монтессори-домика – это чудо, как по мне. Так многое могло не получиться, так много деталей нужно было учесть. Сложностей было много, но каждый раз находился кто-то, кто находил решение или предлагал помощь. Поэтому следующий абзац я хочу посвятить благодарностям.

Благодарности: Николай Стрелков: домик и мебель к нему, Виктория Топтун: инженерные расчеты плана класса, Мария Рейнгеверц поиск и заказ мини-книг, Алена Воропаева: сшила весь текстиль, шторы, скатерти, коврик, рамки, нашла бусины и цветы, Татьяна Воробьева: карточки и картины, Юлия Литовченко: нашла многие магазины утвари для кукольных домиков и Ирину (minidom), Ирина Minidom: самовар, пирожки, овощи, подносы и другие мелкие предметы ручной работы. Каждой участнице нашей группы, за участие в обсуждениях, обмен комментариями и ссылками, приход в гости: вместе мы нашли то самое расположение зон, нашли все мелкие предметы, примеряли предметы друг к другу, восклицая: «А может, это…!», а еще вместе смогли каждую деталь упаковать и распаковать перед презентацией без потерь. Надежда: фотограф, которая в холле отеля организовала домику необычную фотосессию. Благодарим Анну Пугачеву: вдохновение от полученных на АМИ-курсе знаний так переполняет, что находит в том числе такие необычные выражения.

P.S. Если вы вдохновились красотой этого миниатюрного мира, то вам понравятся кукольные домики, которые делает Коля для детей в проекте «Катин домик».

Посмотрите, какая красота: https://www.instagram.com/tv/CkaKqxvjFO3/?utm_source=ig_web_copy_link

Или тут: https://vk.com/katindomik

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться