• КОНСУЛЬТАЦИИ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГОВ

    Подробности по почте: editorial@mchildren.ru

     

  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Главная Избранное Что такое мини-циклы в Монтессори-среде

Что такое мини-циклы в Монтессори-среде

Монтессори-среда класса 3–6 — это целостное пространство, в котором все четыре зоны взаимосвязаны между собой.

Что такое мини-циклы в Монтессори-среде

Внутри зон презентации расположены согласно определённым правилам и имеют свои особенности, подчинённые задачам Монтессори-образования.

В этой статье мы хотим рассказать об одной из таких особенностей зоны ПЖ — мини-циклах. О них мы уже упоминали в других материалах.

Мини-циклы в комплексе упражнений практической жизни

Что такое мини-циклы?

Мини-циклы Монтессори-презентаций — это группы упражнений, логически взаимосвязанных между собой, в которых результат работы одной презентации становится основой для работы с другой.

Например, чтобы ребёнку рисовать цветными карандашами, их необходимо предварительно заточить. Это мог бы сделать взрослый. Но наша задача организовать среду, в которой дети могут быть по максимуму независимыми и самостоятельными. Поэтому мы предложим подточить карандаши самому ребёнку, предоставив для этого отдельное занятие «Заточка карандашей».

Другим примером подобной взаимосвязи между упражнениями служит пара «Прокалывание отверстий шилом» и «Шитьё по картону». Для выполнения второй презентации нужен картон с отверстиями, располагающимися на равном расстоянии друг от друга. Картонные заготовки делают в «Прокалывание шилом».

Мини-циклы в комплексе упражнений практической жизни

Зачем нужны мини-циклы? Какие задачи в Монтессори-среде они выполняют?

1. Помогают в социальной адаптации.

Основная цель Монтессори-образования — это адаптация детей к окружающей среде. Адаптация имеет две составляющие: биологическую и социальную. Мини-циклы помогают решить социальную составляющую, способствуя установлению контактов.

Например, ребёнку нравится точить карандаши. Он может вызваться сам подточить их для другого малыша, который в это время хочет рисовать или заниматься рамками-вкладышами. Даже если в данный момент желающих рисовать нет, дошкольник, который точит карандаши, знает, что рано или поздно они обязательно кому-то понадобятся.

2. Развивают причинно-следственные связи.

Мини-циклы позволяют увидеть в окружающей среде причинно-следственные взаимосвязи: дети обнаруживают, что одно упражнение вытекает из другого.

Например, дошкольнику хочется погладить салфетки, но постепенно он понимает, что прежде чем гладить, их нужно постирать, а затем высушить.

3. Формируют ответственность за среду.

Вся деятельность замкнута внутри класса, что наделяет детей ответственностью за место, в котором они находятся. Возьмём пример с теми же салфетками для сервировки стола. Их стирают сами ребята, затем вещают на сушку, а потом кто-то из детей гладит.

Если дошкольники в классе не выполнят этот цикл, они останутся без салфеток к обеду. Это обязательно побуждает кого-то из детей стирать, а кого-то — гладить. В этом процессе есть и проявление социальной ответственности, как части заботы о среде, и забота о других. Также у малышей формируется чувство собственной значимости, понимание возможности внести личный вклад в общее дело.

4. Служат мотивацией для работы с другими материалами.

Часто дети не привлекают к прохождению мини-цикла кого-то ещё, а стараются пройти его самостоятельно. Например, ребёнок готовит сухарики на обед, а затем сам моет за собой посуду. Или девочка выполняет сначала пришивание пуговиц, а затем берёт «Отпарывание пуговицы» и отпарывает все пришитые до этого пуговки.

5. Выступают основой экологического воспитания.

В Монтессори-классе большое внимание уделяется формированию бережного отношения к окружающей среде. Например, детей приучают экономно расходовать бумагу и воду. Но делают это не через назидания, а с помощью специально созданных условий, которые подводят дошкольника к мысли о важности бережного отношения к имеющимся ресурсам.

Мини-циклы выступают одним из таких способов. Например, в «Разрезании бумаги ножницами» детям предлагается нарезать цветные полоски. Обрезки они не выбрасывают, а складывают в коробочку. Затем бумажные кусочки можно использовать в презентации «Аппликация» (или «Наклеивание бумаги») для создания коллажей.

Другой пример: обрезанные листья, образовавшиеся при уходе за растениями, ребёнок относит в компост, который потом можно использовать при посадке; вода, оставшееся после мытья листьев, идёт на полив.

Мини-циклы в комплексе упражнений практической жизни

Какие мини-циклы выделяют среди презентаций практической жизни?

В качестве примера можно привести следующие пары (или тройки) упражнений:

  • «Прокалывание отверстий шилом» и «Шитьё по картону».
  • «Стирка», «Сушка белья» и «Глажка».
  • «Пришивание пуговицы» и «Отпарывание пуговицы».
  • «Разрезание бумаги ножницами» и «Аппликация».
  • Приготовление пищи и «Мытьё посуды».
  • «Заточка карандашей» и «Рамки-вкладыши» (языковая зона).
  • «Рисование на мольберте» и «Мытьё мольберта» и многое другое.

Мини-циклы в комплексе упражнений практической жизни

Как организовать мини-циклы дома?

Организовать мини-циклы в домашних условиях несложно, так как большая часть УПЖ присутствует в жизни малыша и дома. Важно организовать пространство так, чтобы дошкольник мог выступить вашим помощником в повседневных делах.

Например, так как большинство из нас дома стирает в стиральной машине, ребёнок может самостоятельно выполнять закладку белья в машину, а затем развешивать его на сушилку. Конечно, предлагать для этого можно только партию из малогабаритных вещей, а саму сушилку либо опустить на доступную высоту, либо предложить малышу подставку.

Детей важно привлекать к приготовлению пищи, доверяя им нарезку овощей, смешивание ингредиентов для теста. Важно помнить, что дошкольникам до 5,5 лет лучше сразу предложить продукты в необходимом для блюда количестве. Например, для приготовления теста лучше дать не весь пакет с мукой, а ёмкость с нужным количеством ингредиента.

Постепенно учите малыша самостоятельно брать столько продуктов, сколько необходимо. Например, для читающих детей это может быть отдельным заданием: прочитать рецепт и положить в миску необходимое количество ингредиентов. Завершить приготовление блюда помощник может мытьём посуды.

Прекрасными условиями для организации мини-циклов может быть дача или загородный дом в деревне, где можно:

  • заготавливать компост, а потом использовать его в качестве удобрений;
  • вместе с детьми обрезать сухие ветки, а потом с их помощью зажечь костёр или растопить печь;
  • приготовить ёмкости для сбора и нагрева дождевой воды, а потом вместе с сыном или дочкой использовать её для полива растений;
  • собрать яблоки в саду, а затем порезать их в компот или приготовить для выпечки яблочного пирога.

Другим примером мини-цикла как дома, так и на даче может быть мытьё грязной обуви, а затем её чистка и полировка кремом. Не бойтесь подключать ребёнка к мытью не только его ботинок, но и обуви других членов семьи. Так он почувствует свою значимость, что существенно поднимет самооценку.

Старайтесь видеть в работе детей позитив, не акцентируя внимания на недочётах. Постепенно они научатся делать её аккуратно и качественно, только нужно дать им время.

Главное в этом процессе — наличие рядом терпеливого и доверяющего взрослого!

На фото: Монтессори-школа «Алиса»

Читать по теме:

Как организовать игровое пространство малышей

Циклические активности в Монтессори

Добавить в избранное Распечатать
  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнёрский материал

Опыт родителей

Один Монтессори-день Виктории

Опыт родителей

Что мне помогло создать развивающую среду: личный опыт

Опыт родителей

Один Монтессори-день Елисея

Опыт родителей

Один Монтессори-день Георгия

1 комментарий
Опыт родителей

Один Монтессори-день Максима

2 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Матвея

3 комментария