Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Монтессори и естественное родительство
Как маму двух мальчиков и Монтессори-педагога меня часто спрашивают, совместим ли Монтессори-метод с другими философиями воспитания. Чаще всего интересуются естественным родительством. Должна признаться, что 10 лет назад, когда мне впервые задали этот вопрос, я и не знала, что такое естественное родительство!
Немного изучив этот подход, поняла, что он очень похож на мою концепцию воспитания. Однако, когда я выучилась на Монтессори-педагога 0–3, мне стало ясно, что не каждый сторонник Монтессори поддерживает принципы естественного родительства. Тем не менее его основы кажутся мне схожими с тем, как доктор Монтессори представляла себе счастливое детство.
Первый принцип: подготовка к беременности, рождению ребёнка и воспитанию
Естественное родительство. Эмоционально и физически подготовиться к беременности и родам. Изучать доступные варианты родовспоможения и других медицинских услуг, а также информацию о ежедневном уходе за новорождённым. Постоянно заниматься самообразованием в вопросе развития детей, чтобы иметь реалистичные представления, но при этом оставаться гибким.
Монтессори. Метод также сфокусирован на тщательной подготовке взрослого к появлению малыша. Ассистенты раннего детства работают с семьями, участвуя в создании домашней среды для новорождённых. Они помогают матери подготовиться к естественным, мягким, без применения медикаментов и других вмешательств родам, максимально близким к идеальным. Они предлагают поддержку в течение симбиотического периода — первых шести недель жизни младенца, — чтобы помочь установить ритмы и распорядок дня. Деятельность ассистентов направлена на защиту важной эмоциональной связи, которая возникает между родителями и новорождённым в первые часы, дни и недели после появления на свет.
Второй принцип: кормление с любовью и уважением
Естественное родительство. Грудное вскармливание — оптимальный способ удовлетворить потребности маленького человека в пище и эмоциональном контакте. Если необходимо кормление из бутылочек, следует проводить его максимально приближенным к грудному вскармливанию образом, чтобы сохранить привязанность между малышом и родителями. Следуйте рекомендациям кормления для младенцев и детей, поощряя их есть, когда они голодны, и останавливаться, когда сыты. Предлагайте на выбор здоровую пищу и показывайте пример правильного пищевого поведения.
Монтессори также признаёт, что грудное вскармливание по требованию, особенно во время симбиотического периода, является важной частью помощи младенцу в создании фундаментального доверия к миру. Отлучение от груди начинается между пятым и шестым месяцами. Как и для всех сензитивных периодов, для этого этапа характерно несколько признаков готовности, которые могут отличаться для разных детей.
Практикующие подход Монтессори признают необходимость учитывать индивидуальные потребности малыша и важность физиологического и психологического аспектов процесса отнятия от груди. Отлучение от груди знаменует собой начало отделения от матери, когда маленький человек осознаёт себя как самостоятельную, независимую личность. Если он стал сидеть, проявляет интерес к еде, которой питается семья, и у него начали прорезываться зубы, он готов к отлучению от груди. Если родители предлагают твёрдую пищу доброжелательно и поощряют самостоятельность ребёнка, он сам постепенно начнёт сокращать количество прикладываний и, в конечном итоге, прекратит питаться грудным молоком без насильственного участия взрослого.
Потребность в матери будет заменена желанием малыша обрести независимость, если его первые шаги к автономии поддерживают. Энн МакНамара в статье для журнала NAMTA прямо говорит об этом: «Сторонникам Монтессори нужно защищаться от влияния нашего общества, считающего, что матери необходимо отделиться от ребёнка вместо того, чтобы дать возможность ребёнку отделиться от матери. Необходимо поддерживать матерей в желании позволить детям самим определять, когда и как долго нужно кормить грудью».
Третий принцип: отвечать с учётом чувств
Естественное родительство. Начиная с младенчества, стройте фундамент доверия и эмпатии. Настройтесь на то, как дети общаются с вами, а затем отвечайте последовательно и соответствующим образом. Не стоит ожидать, что младенцы будут сами себя успокаивать, им нужны любящие и чуткие родители, которые помогут им научиться справляться со своими эмоциями. Внимательно отнеситесь к малышу, который страдает или выражает сильную эмоцию, и радуйтесь вместе с ним.
Монтессори. Применять чувствительный подход в воспитании необходимо с самых первых недель жизни. Ассистенты раннего детства помогают родителям научиться внимательно наблюдать за младенцами и соответствующим образом реагировать на их потребности.
Чувствительный подход к воспитанию в Монтессори требует, чтобы родитель научился ощущать тонкую грань между предложением помощи и прислуживанию детям. Родители учатся сначала наблюдать, прежде чем поспешно помогать, и точно определять, что именно от них требуется, чтобы удовлетворить потребность малыша, не подрывая его веры в себя.
Д-р Монтессори говорила о таком взрослом, как о «необходимой поддержке для ребёнка, который, потеряв контроль над собой на мгновение, нуждается в сильной руке, на которую он может опереться». Ребекка Уайлд, автор книги «Воспитание любознательных, творческих, уверенных в себе детей», подтверждает необходимость в сочувствии: «В той же мере, в которой дети чувствуют, что их любят и уважают, они развивают способность уважать и любить других, а также понимать потребности других».
Четвёртый принцип: использовать заботливое прикосновение как часть воспитания
Естественное родительство. Прикосновения удовлетворяют потребности детей в физическом контакте, любви, ощущении безопасности и поддержки, движении. Контакт кожа-к-коже особенно полезен во время грудного вскармливания, купания или массажа. Слинг помогает носить малыша на руках, попутно занимаясь другими делами. Для детей старшего возраста используйте объятия, поглаживания по спине, массаж и игры с физическим контактом.
Монтессори. Д-р Сильвана Монтанаро пишет о важности прикосновений в своей книге «Понимание человека». Она говорит о симбиотическом периоде (первые 6–8 недель жизни): «Телесный контакт, когда ребёнка держат на руках, рассказывает ему о том, что мать его принимает и как она к нему относится, что даёт малышу уверенность, которая облегчит переход в новую среду… Через многократный, прямой опыт с любящим родителем, ребёнок понимает, что внешний мир быстро реагирует на его потребности в контакте, поддержке и еде. На его крик всегда есть ответ, и он может доверять окружающему миру, как ему показывает мать».
И о важности ношения детей на руках: «держа ребёнка на руках, вы доносите до него радость этой близости, в дополнение к любви, уважению и восхищению его существованием». Но она обращает внимание, что не следует ограничивать движение малыша, подчёркивая, что у детей, которые имеют возможность свободно передвигаться, развивается уверенность в себе, чувство независимости, настойчивость и высокая самооценка. Из этого следует, что потребность крохи в прикосновениях должна быть сбалансирована с её желанием свободно передвигаться.
Это требует чувствительного подхода в воспитании и желания следовать за ребёнком, не ставя потребности взрослого выше нужд развивающегося малыша. Время, проведённое детьми на руках и в их собственном пространстве, где они могут двигаться, должно быть уравновешено. Главное, наблюдать и адекватно реагировать на сообщения малыша.
Пятый принцип: обеспечивать физически и эмоционально безопасный сон
Естественное родительство. У детей как ночью, так и днём возникают различные потребности: им может стать жарко или холодно, одиноко или страшно, они могут проголодаться. Они полагаются на родителей, которые успокоят их и помогут им справиться с сильными эмоциями. Применение методов тренировки сна может привести к вредным физиологическим и психологическим последствиям. Безопасный совместный сон имеет преимущества как для младенцев, так и для родителей.
Монтессори. Мария Монтессори была убеждена, что младенцу необходимо предоставить «низкую кровать, которая лежит практически на полу так, что ребёнок может лечь и встать с неё по своему усмотрению». Её мысли о совместном сне не были чётко сформулированы.
Мэри Мэтьюз, ассистент по раннему детству, пишет в статье для журнала NAMTA, что «матрас на полу позволяет ребёнку свободно передвигаться на кровати и между постелью и полом. При необходимости ребёнок может позвать родителей или найти их сам. Ребёнок, который спал вместе с родителями, уверен, что они будут реагировать, если он в них нуждается». Хотя далее Мэри пишет: «Ребёнок, который спит в семейной постели, нуждается в присутствии родителя, чтобы спать спокойно. Это создаёт ненужную ребёнку зависимость».
Я считаю, что, если малышу предоставлена свобода передвижения, обеспечиваемая напольной кроватью, но он решил оставить её и выбрал родительскую, это фактически укрепляет его самостоятельность, что мы и хотим развивать в нём. Энн МакНамара (которая пишет в ответной статье) показывает нам, что мы не должны фокусироваться на том, спит ли малыш на полу или на семейной кровати, а скорее, на том, уважаем ли мы свободу выбора детей. Она указывает, что совместный сон может рассматриваться некоторыми как «созданная зависимость. И, наоборот, отдельная постель ребёнка создаёт независимость».
В первые меясцы жизни малыша можно использовать люльку (Cestina). Это плетеная корзина для сна, которая позволяет осуществить плавный переход к низкой кровати и создает закрытое уютное пространство вокруг ребенка. Также она удобна, если мама перенесла кесарево сечене и ей сложно нагибаться первое время.
Шестой принцип: предсказуемо и с любовью заботиться о детях
Естественное родительство. Младенцы и маленькие дети испытывают острую потребность в физическом присутствии последовательного, любящего, отзывчивого опекуна, в идеале родителя. При необходимости может быть выбран другой воспитатель, но он должен сформировать и укреплять связь с малышом. Поддерживайте гибкий режим и сводите к минимуму стресс и страх во время коротких разрывов со значимым взрослым.
Монтессори — это развитие «целостного» ребёнка. Задача Монтессори-родителей состоит в создании среды, которая учитывает каждый аспект развития маленького человека. Часто проще сосредоточиться на интеллектуальной стороне вопроса, поскольку это включает в себя вещи, которые мы можем видеть и осязать — учебные объекты. Но создание безопасного пространства, в котором удовлетворяются эмоциональные потребности детей, имеет жизненно важное значение для поддержания здоровых отношений впоследствии.
Д-р Джилл Штамм в книге «Гений с рождения» пишет, что «биологически ребёнок зависит от вашей ответной реакции. Хотя он родился с возможностью испытывать радость, печаль, страх и многие другие чувства, ему нужна помощь в регулировании этих эмоциональных состояний, чтобы они не перегружали его разум».
Мы также должны признать, что процесс разделения — это именно процесс. Это происходит не мгновенно в первый день, который малыш проводит без родителей. Разделение, рассматриваемое через философию Монтессори, происходит на нескольких уровнях и начинается с рождения, когда младенец выходит из защищавшей его матки в мир. Затем происходит отлучение от груди: он отделяется от молока как источника пищи и начинает самостоятельно питаться взрослой едой.
Следующий этап — движение, когда малыш переворачивается, ползёт, встаёт у опоры, начинает ходить и, отпуская мать, идёт изучать окружение дома. И период самоутверждения, на котором дети объявляют себя автономными и способными к самостоятельной жизни.
Джуди Орион (Judi Orion), ассистент Монтессори-педагога, говорит: «Здесь мы должны быть осторожны и не путать потребность детей в самостоятельности и наше стремление к тому, чтобы они стали самостоятельными, их нужно также поддерживать. Просто потому, что дети могут что-то делать, не означает, что они не нуждаются в заботе. Иногда мы делаем упор на самостоятельность в ущерб воспитанию. Я думаю, всегда нужно поддерживать в этом вопросе баланс».
Седьмой принцип: использовать позитивные методы дисциплины
Естественное родительство. Позитивные методы дисциплины помогают детям развить сознательность, руководствуясь внутренним самоконтролем и чувством сострадания к другим. Чуткий, любящий и уважительный подход поддержания дисциплины усиливает связь между родителем и малышом. Вместо того чтобы реагировать на поступки, задумайтесь, что к ним привело. Общайтесь и принимайте совместные решения, уважая достоинство каждого члена семьи.
Д-р Монтессори очень красноречиво говорила о дисциплине. Её идея в том, что поддержание дисциплины происходит не за счёт внешних факторов, напротив, самоконтроль — это естественное состояние, которое формируется и развивается изнутри детей, как и любой другой навык. Согласно теории Монтессори в развитии самодисциплины есть три этапа.
На первом этапе дети способны повиноваться только внутренним побуждениям, которые ими управляют, даже если это приводит к разногласиям с окружающими. Вспомните тоддлера, который продолжает трогать что-то даже тогда, когда ему много раз сказали этого не делать. Кроха не проявляет предусмотрительности в своём «неповиновении», он просто делает то, что говорит ему природа (исследует окружающую среду), даже если это не совпадает с просьбами родителей.
На втором этапе малыш способен подавить свой внутренний импульс, чтобы выполнить просьбу, то есть он уже способен делать то, что от него требуется, поскольку его желание быть частью социальной группы пересиливает его инстинктивные побуждения.
На третьем этапе ребёнок сознательно повинуется. Он превзошёл этап развития, на котором он слушался просьб извне — он поступает правильно, потому что это правильно, а не потому, что кто-то сказал ему так сделать. Эта стадия дисциплины достигается только при определённых обстоятельствах: детям дают свободу развивать свою волю. Слишком часто родители считают, что, чтобы воспитать послушного ребёнка, они должны «сломить» его волю. Но Монтессори полагала, что для достижения третьей ступени самодисциплины необходимо поощрять способность детей выбирать, и это может произойти только в любящей и поддерживающей обстановке, где детям даётся свобода действовать в чётко определённых границах.
«Дисциплина и свобода настолько взаимосвязаны, что порой причина плохого поведения заключается в недостатке свободы. Для поддержания дисциплины бесполезно рассчитывать на выговоры или устные увещевания. Такие средства могут, пожалуй, вначале выглядеть эффективно, но через некоторое время перестают оказывать какое-либо влияние», — писала Мария Монтессори.
По сути, плохое поведение является выражением отсутствия свободы для удовлетворения своих потребностей. Авторитарный подход со стороны родителей вряд ли будет способствовать естественному развитию истинной самодисциплины малыша. Дети нуждаются в любящих советах и заботливой среде, в которой они могут совершенствовать свою волю, что позволит им контролировать себя.
Восьмой принцип: стремиться к балансу в личной и семейной жизни
Естественное родительство. Легче быть эмоционально отзывчивым, когда вы в гармонии с самим собой. Общайтесь с теми, кто вас поддерживает, ставьте реалистичные цели, цените людей больше вещей и не бойтесь говорить «нет». Признайте существование индивидуальных потребностей каждого члена семьи и старайтесь максимально удовлетворять их, не подвергая риску ваше физическое и эмоциональное здоровье. Будьте изобретательны, получайте удовольствие от родительства и находите время для себя.
Думаю, этот принцип говорит сам за себя.
Теория Монтессори состоит из трёх основных компонентов: ребёнка, подготовленной среды и подготовленного взрослого. В книге «Секрет детства» говорится, что «начальная подготовка Монтессори-родителя заключается в том, что он должен посмотреть на себя со стороны, стать смиренным и спросить себя, каким образом следует относиться к ребёнку?»
Д-р Монтессори считала, что малыша «следует защищать, окружая его средой, пронизанной теплотой любви и богатством ценностей, где его полностью принимают» (из книги «Ребёнок в семье»).
П. Донохью Шортридж говорит: «Если задача ребёнка состоит в том, чтобы вырастить себя в уникального взрослого, то тогда родителю должно быть легче способствовать этому росту, а не навязывать ему свою волю. Монтессори-родитель легко отказывается от своих планов на ребёнка и вместо этого наблюдает за ним, замечая, что ему нужно в дальнейшем от взрослого и от окружающей среды, и добросовестно его этим обеспечивает. По сути, взрослый устраняет внешние препятствия для обучения ребёнка, которые по иронии часто сами взрослые и создают».
И снова Мария Монтессори: «Поистине великий авторитет и достоинство родителей основывается исключительно на той помощи, которую они способны дать своим детям в построении самих себя. Ребёнок способен плодотворно взращивать себя только в том случае, если ему правильно помогают» (из книги «Впитывающий разум»).
Разумеется, родители смогут предлагать правильную помощь детям, отказаться от своих планов на них, сохраняя при этом любящую и полностью принимающую среду только в случае, если сами о себе заботятся, уважают себя и общаются с людьми, которые их поддерживают. Я призываю Монтессори-родителей проводить время в Монтессори-сообществах с единомышленниками, которые смогут помочь в решении важной задачи воспитания. Требуется твёрдость убеждений, чтобы позволить голосу маленького человека быть услышанным и отвечать ему правильным образом. Цель сторонников естественного родительства — сильная привязанность между родителем и ребёнком, — действительно необходима, а в философии Монтессори заложен невыразимый потенциал для поддержания этой связи.
Источник: montessorihomes.blogspot.ru
Перевод: Мария Петренко
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов