• Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

  • Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Напишите нам на WhatsApp +7-977-639-34-24, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Монтессори дома Монтессори-материал на переливание своими руками

Монтессори-материал на переливание своими руками

Вдохновлённая трудами Марии Монтессори, я столкнулась с необходимостью подготовки подходящей среды и наполнения её развивающими материалами. Конечно, проще купить их в магазинах, особенно цилиндры и колокольчики. Но есть более простые вещи, которые можно сделать своими руками. Я разобралась в требованиях к материалам, в их функциях и целях, в возрастных потребностях и сделала Монтессори-материал на переливание. Расскажу, что из этого получилось.
Монтессори-материал на переливание своими руками


Создание Монтессори-материала

Цвет. Идеально, когда в цветовой гамме можно ограничиться всего парой оттенков, не перегружать материал большим количеством цветов, так как это может отвлекать ребёнка от первостепенной задачи. А значит, мешать концентрации. Поэтому я решила создать материал в жёлто-зеленом цвете. Ребёнок не занимается самостоятельно подкрашиванием воды в этом материале или подготовкой предметов для переливания.

Мой материал подразумевает под собой работу с водой, переливание, и чтобы ребёнок лучше различал количество жидкости, я использую прозрачную посуду и подкрашиваю воду в тон с самим материалом. Красный цвет здесь уже будет лишним.

Безопасность. Я подумала и о безопасности материала. Лучше использовать натуральные материалы, но у меня пластиковый поднос. Зато он с бортиками и ручками — ребёнку удобно его переносить с полки на стол и стеклянные предметы не соскользнут на пол.

Использование стеклянной посуды способствует развитию аккуратности у ребёнка. Конечно, я беру посуду таких размеров, чтобы стаканчик, колба свободно удерживались в детских руках. Перед использованием тщательно проверила посуду на наличие трещин и сколов.

Одна задача. При создании материала я включила всего одну трудность — перелить воду не пролив. Сын начинал всего с двух молочников, переливал воду с одного в другой. Затем, когда интерес ребёнка был удовлетворён, я начала постепенно усложнять задачу. Сначала заменила молочники на стаканчики, в которых уже нет носика для более аккуратного переливания. Затем добавила новые предметы — колбу, спринцовку и самым последним предметом по усложнению на сегодня стала воронка. Однако, трудность остаётся всё той же – переливание.

Ничего лишнего. В материале нет ничего лишнего, каждый предмет говорит сам за себя – губка используется для сбора пролитой жидкости, полотенце для просушивания, фартук для защиты собственной одежды.

Контроль ошибок. Материал обладает контролем ошибок. Малыш с удовольствием вытирает за собой, если прольёт. Также, если воронку вставить в колбу, а затем попробовать переливать из колбы, то воронка упадёт раньше, чем польётся вода. Это покажет сыну, что воронка используется для наливания в узкое горлышко, а не для выливания из него.

По количеству воды — её не должно быть слишком много. Я наливаю примерно 80% от одного стакана, используемого в материале

Цели и задачи работы

Мой Монтессори-материал по переливанию из блока упражнений практической жизни. Это то, с чем мы сталкиваемся каждый день, например, наливая себе попить сок или молоко.

С его помощью развивается запястье, кистевой захват, происходит осваивание работы со стеклянной посудой. Ребёнок учится аккуратности — если пролил, то легко устраняет ошибки. В процессе работы я вижу, как каждое следующее действие происходит более точно.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз — рука), стремление к порядку и самостоятельности, контроль движений. Материал помогает выстраивать концепции: пустое — полное, обратимость, сохранение количества, больше — меньше.

Развитие концентрации

Если я не наблюдаю концентрацию у ребёнка, то это говорит о неверно подобранном материале — либо опоздала, либо ещё не наступил тот период, когда сыну нужно это занятие.

Моя задача как мамы — наблюдать за ребёнком, видеть, к чему он стремится в данный момент. Когда мой сын то и дело таскал с кухни губку для мытья посуды и лез в раковину, пытаясь включить воду, я поняла — Монтессори-материал на переливание будет как нельзя кстати.

По всему видно, что ребёнку нравится заниматься переливанием

К нему я добавила стирку и готовку блинов. Сын наливает молоко, размешивает – готовит сам тесто для выпекания. Идей на самом деле очень много, так же как их способов их реализации. Всё зависит от возраста ребёнка и его потребностей.

Когда мой сын работает с материалом, я наблюдаю и не вмешиваюсь. Обычно одной презентации каждого материала достаточно. Мне важно, насколько сильна спонтанная концентрация. Дома, у нас, конечно, не один материал. Ведь ребёнку необходимо самостоятельно решать, делать выбор, с каким материалом работать сейчас. Со своей стороны пытаюсь организовать этот выбор.

О концентрации ребёнка в процессе работы с материалом говорят:
— работа обеими руками,
— многократное повторение действий,
— взгляд прикован к предмету деятельности,
— отрешённость от внешних раздражителей,
— максимальная сдержанность лишних телодвижений,
— наблюдается положительный эмоциональный фон.

Демонстрация результата

При работе с Монтессори-материалом по переливанию воды у сына многократно повторяются действия. На 7:55 видно координированную работу обеих рук — ребёнок поднял сразу оба стакана. Дима уже ничего не проливает, то есть его действия стали более точными и совершенными.

У него отсутствуют лишние движения практически на протяжении всей работы. Ребёнок не реагирует на посторонние раздражители – кашель в соседней комнате, звонок телефона и зашедшего папу. Потом уже он отвлёкся на домашнего питомца – кошку Симку, а в конце работы вспомнил про свою любимую игрушку.

Взгляд ребёнка направлен на предмет деятельности, сын сам с собой о чём-то говорит, комментирует свою работу. Происходит работа руками. Эмоциональный фон сопровождается радостью.

В первое занятие именно с этим материалом концентрация была гораздо выше, дольше. Ротик был приоткрыт, и Димка вообще глаз не отрывал от своего стола. Он не отходил от работы на протяжении 15 минут.

Моему сыну сейчас 4 года и материалы из зоны практической жизни вызывают у него особый интерес. Ему безумно нравится быть похожим на нас взрослых — что-то мастерить с папой, ухаживать за питомцами, готовить. Я стараюсь видеть его потребности и максимально давать ему их удовлетворить. Ведь так в голове сына выстраиваются связи, которые ему необходимы именно сейчас.

Текст, фото и видео — Юлёны Тереховой

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *