Тему про Монтессори-материалы мы выбрали после вопросов Ольги, участницы нашего клуба: «Мне вдруг пришла мысль. Было бы здорово, если б вы могли помочь. В нашем курсе 1-3 есть замечательный список из 20 хороших игрушек для тоддлера. А если хочется двигаться дальше? И освоить/приобрести какие-то материалы Монтессори? Что делать? Как я понимаю из того, что вы говорите — материалы Монтессори многие подходят именно для работы в классе или когда есть пример других детей. А есть ли материалы, которые полезны были бы и дома? Можно ли составить такой список, по степени полезности, важности для тоддлеров? Хотели приобрести какие-то материалы Монтессори, смотрели сайты — но поняли, что тут без помощи не обойтись».

Сразу ответим на вопрос «Можно ли составить такой список материалов, по степени полезности, важности для тоддлеров?» Такой список уже есть: вы можете скачать нашу электронную книгу 150 занятий в духе Монтессори для детей до 3 лет, которая поможет вам сориентироваться, какие материалы для какого возраста подходят.

В книге даётся последовательность применения материалов с первых месяцев жизни. Если вы их раньше не использовали, то при выборе следует делать поправку на навыки своего ребёнка. Например, малышу сейчас 14 месяцев и вы находите в методичке вот такую рекомендацию

Но для того чтобы проталкивать в узкую щель тонкие предметы, ребёнку сначала нужно поучиться проталкивать более крупные предметы в широкие щели: мячик в стакан, кубик в коробочку, мячик в коробочку с отверстием, диск в сортер и цилиндры в отверстия. И вот тогда он уже будет готов помещать жетоны в щель.

То же самое с пирамидкой: сначала учим надевать пару тонких колец на стержень, затем увеличиваем толщину колец и количество и только после этого предлагаем собрать пирамидку полностью, от самого крупного до самого мелкого кольца.

Подробнее об усложнении навыков и материалов мы писали на нашем Телеграм-канале: от 1 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 лет, от 2 до 3 лет

А теперь предлагаем поговорить на более общую тему: нужны ли в принципе Монтессори-материалы дома. 

До 3 лет

До трёх лет ребёнку можно предлагать большинство Монтессори-материалов: из сенсорно-моторной зоны, зоны упражнений практической жизни, творчества и языка.

На этих видео примеры Монтессори-материалов, которые можно использовать дома

Где купить Монтессори-материалы и элементы среды для ребёнка до 3 лет:

Монтессори-Питер

Монтессори дома

НПО Монтессори

Магазин МИМП

Также их можно найти на Авито, Амазоне и на Ярмарке Мастеров. В хобби-маркетах мы берём подносы и творческие материалы, а в Икее — детскую мебель и удобные полки. Много чего можно сделать своими руками  (например, Монтессори-материалы для ребёнка до года) или купить на Алиэкспрессе (только есть несколько предостережений).

Дети от 3 до 6 лет

Если для ребёнка до 3 лет дом и класс могут быть очень похожими, и он от этого не устаёт, то с детьми старше 3 лет ситуация другая.

Во-первых, чтобы ребёнок получил пользу от классических материалов, родителю нужна подготовка Монтессори-педагога. В Монтессори-классе стандарта АМИ около 600 материалов и каждый нужно уметь презентовать, причём в определённой последовательности. Большинство материалов не работает друг без друга: например, чтобы научиться читать по Монтессори нужно сначала заниматься с ним фонематическими играми, дать изучить шершавый алфавит и только после этого — подвижный алфавит. Взрослый должен понимать, когда ребёнок готов к следующему уровню сложности, а когда нужно вернуться на шаг назад. Кроме того, важный элемент системы Монтессори — разновозратная группа, которую сложно организовать в домашних условиях; и без неё тоже мало что получится.

Во-вторых, у ребёнка появляется потребность в том, чтобы дом был домом, а класс — классом. И не стоит стирать эти рамки, иначе теряется ценность материалов, ребёнок может заскучать и совсем потерять интерес к обучению.

Какие элементы из Монтессори-среды для детей старше 3 лет мы можем оставить дома

Упражнения практической жизни. Продолжайте предлагать ребёнку помогать во всех домашних делах: готовить еду, убирать за собой, стирать, ухаживать за растениями и домашними животными. Усложняйте задачи и расширяйте рамки ответственности.

Например, ребёнка ближе к пяти годам уже можно понемногу привлекать к финансовому планированию семьи, составлению списка покупок и организации праздников. Как только убедитесь, что ребёнок легко справляется с пуговицами и молниями, предложите элементы одежды с пряжками и шнурками. То же и в готовке: научился замешивать тесто и вырезать формочками фигуры — пусть попробует раскатывать лепёшки или лепить вареники. Осваивать режимы стирки и мойки посуды в машинах, разогрева в микроволновке, устанавливать температуру в духовке — вариантов для совершенствования бытовых навыков много.

Творческий уголок. Оставьте в свободном доступе бумагу, карандаши, кисти, краски, ножницы, клей, материалы для аппликации и лепки. А когда ребёнок будет готов, переходите к совместным поделкам.

Уголок для чтения. Добавляйте более сложные энциклопедии, знакомьте со сказками и поэзией; читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.

Какие игрушки можно предлагать

Настольные игры; конструкторы и головоломки; машинки и железные дороги; куклы и кукольная утварь, мебель, одежда; наборы для сюжетно-ролевых игр (желательно те, с помощью которых ребёнок проиграет ситуации из жизни: профессии, магазин, кафе, парикмахерская) — всё это может присутствовать в распоряжении ребёнка старше трёх лет.

Проводите эксперименты, ставьте опыты, изучайте окружающий мир. Развивайте точки интереса ребёнка: если любит рисовать, попробуйте сводить в кружок для рисования; если увлёкся черепашками ниндзя — предложите испечь пиццу, изучить искусство художников, чьими именами они названы или узнать больше про городские технические сооружения.

Не забывайте и про важность физического развития: играйте в подвижные игры, побольше гуляйте, устраивайте семейные турниры и выезды на природу.

Главное — в любой деятельности соблюдать принцип следования за интересами ребёнка и не перегружать его слишком большим выбором занятий и игрушек.

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *