• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Опыт Монтессори-мамы: адаптация к детскому саду

Опыт Монтессори-мамы: адаптация к детскому саду

В этой статье я хотела бы рассказать вам о нашем личном опыте адаптации к детскому саду. Мои дети ходят в Монтессори-сад, но здесь вы найдёте советы по адаптации к любому саду.

Надо заметить, что в каждом саду есть свои правила вхождения в группу, но вы можете обсудить их с воспитателем и сами выбрать время первоначального пребывания в группе. Вы можете помочь ребёнку и дома, организуя его домашние занятия таким образом, чтобы максимально облегчить адаптацию к саду.

Мой сын стал ходить в группу в 3 года, дочка – в полтора на несколько часов в день. Здесь я буду писать об общем опыте, потому что в саду процесс адаптации проводят одинаково, однако каждый ребёнок воспринимает его по-своему.

Подготовка

Итак, готовиться к саду мы стали заранее: где-то за неделю-две сделали наш режим еды и сна таким, как в саду. Некоторым детям это даётся сложнее, чем другим. Например, моей дочке потребовалось несколько дней, чтобы спокойно ложиться и вставать в нужное время, а сын привыкал дольше. Поэтому, если вы знаете, что вашему ребёнку трудно ложиться и вставать в разное время, начинайте подготовку за неделю или за две. Ребёнок должен идти первый раз в сад выспавшимся, поев знакомый завтрак дома и в хорошем настроении.

Измените режим вашего ребёнка заранее, максимально приблизив время сна, еды и прогулки к тому, который будет в детском саду.

адаптация в детском саду

Начинайте с малого

Мои дети начинали посещать сад всего с получаса. Каждый день время постепенно увеличивалось. Воспитатели настаивали на том, чтобы дети ежедневно проводили в саду комфортное для них время. У моего сына был период, когда он уже дома говорил, что в сад не пойдёт. Но мы старались помнить, что это достаточно типично для процесса адаптации, и мягко, однако настойчиво, отводили сына в садик хотя бы на один час.

Для любого ребёнка перейти от домашней обстановки к длительному пребыванию в саду очень сложно. Поэтому привыкание должно происходить постепенно. Не стоит форсировать события, если это возможно.

Попробуйте договориться с воспитателями о вхождении в группу постепенно. Сначала ребёнок может посещать группу несколько часов в день. Помните, что всегда лучше сокращать время пребывания в саду, а не количество дней в неделю.

Не оставайтесь в группе

В нашей группе дети остаются самостоятельно, без мамы. Я очень хотела первые дни зайти в сад вместе с детьми, но воспитатели сказали, что это невозможно. Впоследствии оказалось, что это было лучшим решением, так как дети сразу поняли, что они будут ходить в группу без меня. Иначе им пришлось бы переживать адаптацию во второй раз, когда мне нужно бы было уходить.

С дочкой мы пошли ещё на одну хитрость, которая нам очень помогла. Так как она была очень ко мне привязана (в этот момент находилась на грудном вскармливании), первые дни в сад её отвозил папа. Такой более мягкий переход (от мамы дочку отделял родной человек, а отделение от папы уже в саду было менее травматичным) сделал период адаптации очень быстрым и достаточно спокойным.

Если группа расчитана на то, что ребёнок пребывает в ней без мамы, маме не стоит заходить в класс с самого начала. Пусть ребёнок поймёт, что в классе только дети и мамам тут не место.

помочь адаптироваться в детском саду

Наберитесь терпения

Следует помнить, что адаптация для ребёнка, первый раз пошедшего в детский сад, – процесс неизбежный и может занимать до нескольких месяцев. Смягчить его можно, но избежать полностью нельзя.

Все дети разные: для некоторых процесс адаптации проходит легче, для других – сложнее. Это не значит, что ребёнку плохо в саду, это значит, что ему немного труднее привыкнуть к саду, чем другим детям. Помните: для ребёнка абсолютно нормально плакать при разлучении с близкими ему людьми в новом для него месте.

Если ребёнок совсем не проявляет никаких признаков адаптации, это может свидетельствовать о нарушении эмоциональной связи со значимыми взрослыми или же говорит о том, что он переживает свои чувства внутри, а не выплёскивает их, что всегда негативно сказывается на его психическом и даже физическом состоянии.

Такое, к сожалению, произошло у моего сына. Несколько недель он радостно убегал в сад, что доставляло нам, тогда ещё не очень сведущим в этом вопросе родителям, огромную радость. Однако через несколько недель сынок начал отказываться утром собираться в сад, долго плакал и переживал. И итоге процесс адаптации затянулся на долгие недели.

Дочка же плакала первые несколько дней на входе в группу, и её адаптация была очень быстрой и благополучной. Воспитатели поддерживали её чувства такими фразами: «Мама уходит, и тебе очень грустно!». Всегда старайтесь признать и проговаривать чувства ребёнка, не бойтесь его слёз!

Постарайтесь понять и обговорить чувства ребёнка. Вместо того чтобы говорить: «Да ничего там с тобой не случится! Нечего плакать!», вы можете сказать: «Я понимаю, что тебе очень грустно и хочется остаться с мамой. Но, к сожалению, это невозможно». Объясните причину: «Мама должна идти на работу», «Мы с папой считаем, что ты уже большой и тебе понравится в садике, когда ты привыкнешь».



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Говорите ребёнку, когда вернётесь

Моим детям было сложно объяснить, когда именно я вернусь, потому что они ещё были маленькие. Я просто им говорила: «Ты немножко позанимаешься, и мы придём за тобой». Но детям постарше, которые остаются на долгое время, можно подробно объяснить, когда именно вы придёте.

Объясните ребёнку, когда именно вы вернётесь. Скажите, например: «Я вернусь, когда ты поиграешь, погуляешь и пообедаешь».

Часто ребёнок иначе ведёт себя с другими людьми

Я очень переживала во время периода адаптации. Никому не приятно видеть, как твой ребёнок плачет или идёт в группу с грустным лицом. Однако, к моему удивлению, когда я спрашивала воспитателей, долго ли грустят мои дети в группе, оказалось, что после того как дверь за мной закрывалась, дети мгновенно брались за материалы и больше ни разу не плакали.

Узнайте у воспитателя, как ведёт себя ребёнок в группе. Обычно, если ребёнок плачет при расставании с мамой, но в группе с радостью играет и занимается, – это не повод для беспокойства, а нормальная реакция  (правда, достаточно болезненная для родителей). Ваше беспокойство должно вызвать, если ребёнок постоянно плачет или грустит в группе, остаётся апатичным, мало интересуется играми и занятиями.

Организуйте время после сада

Как только дети начали ходить в сад, я стала задумываться: как организовать оставшуюся часть дня так, чтобы им было проще адаптироваться и чувствовать себя менее уставшими. Нам очень помог строгий режим (особенно с сыном, которому адаптация далась труднее).

Когда ребёнок знает, что следует за садом (например, возвращение домой, полдник, прогулка, встреча папы с работы и т. п.), то сад проще встраивается в общий распорядок. С сыном первое время я решила оставаться гулять после занятий на площадке рядом с садом: думала, что там ему будет интересно общаться с новыми друзьями из группы. Но мне показалось, что такое изменение заведённого распорядка вызывало только большее волнение. И мы опять стали гулять на площадке возле дома, как делали это и до начала занятий в саду. Было очень заметно, что знакомая обстановка и старые друзья помогали сыну справиться с общим тревожным состоянием.

Я решила, что в период адаптации стоит особенно строго следовать заведённому распорядку дня и ничего не менять в жизни ребёнка.

В первые месяцы посещения сада очень полезно организовывать жизнь ребёнка так, чтобы у малыша хватало времени отдохнуть и собраться с силами. Не стоит вводить дополнительные занятия и секции до окончания периода адаптации. Лучше сохранить общий распорядок дня точно таким, каким он был до начала посещения сада. Однако если ребёнок уже посещал какие-либо секции, лушим решением будет продолжать занятия.

Дайте возможность отдохнуть дома

Мне очень хотелось, чтобы дети после сада хорошо отдохнули дома. Но я заметила: то, что взрослые считают идеальным отдыхом, не подходит для детей. Ведь в процессе адаптации дети истощаются не столько физически, сколько эмоционально.

Эмоциональному отдыху совсем не способствует пассивный отдых дома. Дети начинают капризничать ещё больше, могут устраивать истерики, которых раньше не было. По моему сыну было особенно видно, что ему нужна эмоциональная разрядка. Поэтому мы весь вечер проводили на свежем воздухе, играя в активные игры, бегая и гоняя мяч. После таких прогулок он возвращался домой уставшим физически, но эмоциональное  напряжение явно спадало. Затем я предлагала ему плескаться в ванне почти целый час, потому что вода отлично способствует снятию напряжения. Так и проходил наш вечер: прогулка, ужин, ванна, книжка на ночь. И совсем никаких мультфильмов в будние дни.

Не забывайте, что при поступлении в сад возрастает как физическое, так и психическое утомление. Следите за тем, как ведёт себя ребёнок. Не очень ли он устаёт? Не перевозбуждён и капризен ли к вечеру? Иногда лучшему сну и снятию напряжения способствуют игры на воздухе, чтение книги и спокойные игры перед сном (при перевозбуждении и психическом пресыщении событиями дня) или более ранний отход ко сну, если ребёнок вял и утомлён физически.

После сада или в выходные дни отдавайте предпочтение играм на улице, спокойным играм дома, не требующим большого напряжения. В этот период очень полезны упражнения с водой и крупами. Различные виды пересыпаний и переливаний имеют терапевтический эффект: способствуют снятию тревожности, успокоивают ребёнка, помогают здоровому сну.

Надеюсь, мои советы помогут вам в сложный период адаптации деток к саду. Помните, что это временные трудности, через которые приходится проходить всем детям и родителям. И задача родителей – сделать этот процесс наименее болезненным для малыша.

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться