• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Подойдут ли Чуковский и Пушкин для чтения малышу до трёх лет

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Помогите разобраться с литературой для чтения ребёнку (родитель читает). Как известно, лучше читать о повседневных обычных вещах, а сказки подходят для детей после 5–6 лет, когда они начинают разделять настоящее и выдуманное. А как же Чуковский, Сутеев и прочие авторы/произведения, которые так и просятся для чтения в 1 год, 2, 3? Если Простоквашино, крокодила Гену и большие сказки Пушкина, Толстого можно отложить до такого возраста, а некоторые и для самостоятельного чтения, то как быть с небольшими рассказами с явно вымышленными героями и действиями?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог.

Подойдут ли Чуковский и Пушкин для чтения малышу до трёх лет

Замечательно, когда родитель находит возможность регулярно делать такую необходимую вещь, как читать ребёнку книги. Это во многих отношениях полезное совместное занятие, которое имеет смысл только тогда, когда приносит радость и ребёнку, и взрослому. Вам должны нравиться книги, которые вы читаете, но это не значит, что стóит читать всё, что вам нравится.

Присмотритесь внимательно к тому, что значит для вас «авторы/произведения просятся для чтения в год, два, три». Рискну предположить: ваша симпатия основана на том, что вы стремитесь повторять то, что делали старшие поколения на вашей памяти. Отчасти вам не терпится приобщить детей к тому, что вы полюбили как ребёнок (скорее всего, позже трёхлетнего возраста) или любите сейчас как взрослый. Все эти причины не имеют отношения к потребностям ребёнка, хотя не обязательно противоречат им.

Я сама большая поклонница юмора и фантазии, в том числе и в повседневной жизни, но взрослому важно отдавать себе отчёт в том, насколько иначе это выглядит в глазах малыша, который пытается разобраться в происходящем вокруг него «с нуля».

Вот вам пример: у меня в классе девочка (1 г. 3 мес.) моет руки. Кран открыла (как она училась его открывать – отдельная история), руки намочила, мыло взяла, мыло убрала в мыльницу; всё в правильном порядке – знающий уже человек, не первый раз руки моет. С таким осведомлённым гражданином уже, казалось бы, и поговорить можно. «Три руки», – говорю я ей (пену, которая получается, если тереть намыленные руки, она уже тоже видела и знает). Девочка смотрит на меня с большим изумлением на лице… и тянется к полотенцу. И я понимаю, что слово «вытри» руки она уже знает. А «три» руки – нет, и пока не видит разницу.

книги до трёх лет

Дети каждый день с громадным трудом ищут смысл в потоках впечатлений и знаний, и речь – только часть того, в чём нужно разобраться. Лист – это и бумаги, и на дереве; ботинки – обувь, но они только для улицы, а тапочки – обувь, но они для дома. А есть тапочки для улицы. Есть туфли, как у мамы, лодочки с высоким каблуком, а у папы тоже туфли, но они совсем иначе выглядят.

Думаете, ребёнку мало всего этого и стоит прочитать стихотворение о дереве, на котором обувь не уличная и не домашняя, а растёт? Стоит или нет – лучше судить по ребёнку. После двух, а то и трёх лет дети обычно сами проявляют инициативу, начиная искать альтернативные способы использования предметов и слов, положительно отзываются на юмор, способны в отдельных ситуациях адекватно воспринимать идею «понарошку».

Всё это проявляется в отношении хорошо знакомых тем и ситуаций и (если не механически повторяется за взрослым, а возникает спонтанно на основе готовности) свидетельствует о том, что ребёнок может оценить вымысел. Но прежде этого лучше оценивать каждую детскую книгу сквозь призму образца для понимания тому, кто ещё мало что успел понять.

Первая задача книг – пополнить словарный запас и презентовать саму идею книги как источника истории о том, что мы не наблюдаем воочию. Лучшие первые книги – правдивые изображения с подписями. И вы сами увидите, что сначала дети хаотично раскрывают книгу то на одной странице, то на другой. После прочтения большого количества книг с картинками, не связанными в единый сюжет (но, может быть, объединённых темой), мы вводим книги, где есть простая история, показанная в картинках с подписями, и постепенно дети понимают идею истории, рассказываемой книгой. Вот на этом этапе некоторые из «классических» детских книг пригодны к полезному чтению. Кое-что можно выискать уже и у С. Я Маршака, В. Г. Сутеева, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки.

К. И. Чуковский в своём творчестве очень часто прибегает к парадоксальному или фантастическому способу существования и использования предметов. Я не припоминаю у него произведений, которые могли бы быть адекватно поняты маленьким ребёнком. Небылицы забавны ровно настолько, насколько человек знает, что это небылица. Если бы вы сами, к примеру, поехали в Японию в многомесячную командировку и не хотели бы попасть впросак или проявить грубость, то вы бы с удовольствием послушали кого-то, кто рассказал бы вам об обычаях страны восходящего солнца. Уверена, вам было бы не до шуток или небылиц. Дети – недавние гости в нашем мире, и им тоже не смешно, когда шутка или вымысел описывают незнакомую часть реальности, а таких частей у реальности в детстве немногим менее, чем везде.

Что же касается с небольших рассказов с явно вымышленными героями и действиями, то именно они отлично походят для самостоятельного пересказа (с опорой на картинки или без них), а то и чтения детьми в возрасте 4–6 лет. Более масштабные же произведения лучше слушать, пока их читают взрослые, не только в 4–6 лет, но даже и позже.

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анастасия

Чуковский, да и вообще любая поэзия, это сродни музыки. Там часто не про смысл, там важен звук. Это как искусство. Мы же даём детям слушать хорошую музыку, не показав и не рассказав сначала про ноты. Конечно, все дети разные. Мой сын 2 лет пока не дорос до произведений Чуковского. А вот племянница в его возрасте очень любила его слушать. Именно слушать. Сейчас в 10 лет она занимается вокалом, играет на фортепиано. Даже пишет немного сама музыку. Она музыкальный ребёнок, и даже в раннем возрасте, не понимая слов в стихотворениях, она тянулась к звучанию, к рифме.

11 Августа 2017 Ответить