Главная Отвечаем на вопросы Пора ли учить ребёнка читать, если ему интересны буквы

Пора ли учить ребёнка читать, если ему интересны буквы

Добавить в избранное Распечатать

У нас спросили:

— Моей дочке 2 года и 7 месяцев. Несколько месяцев назад она сама начала интересоваться чтением, «читать» по слогам надписи на продуктах и рекламных щитах. Является ли это сигналом к тому, что девочку пора учить читать, или же мне надо подождать до 3,5–4,5 лет?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог (АМИ 0–3) Анна Федосова:

— В вопросах темпа детского развития мы смотрим на ребёнка, а не на календарь. Да, есть средний возраст, в котором дети готовы к тому или иному. Многие более сложные навыки опираются на другие более простые, поэтому и в порядке их освоения у людей много общего. Но в деталях путь каждого уникален. Критерием готовности к чтению является не возраст, а интерес и возможности.

С ваших слов дочка интересуется письменной речью, которой она окружена. Сами по себе дети указывают на отдельные буквы или даже на части составных букв Ы или Й. Чтобы ребёнок начал имитировать слоговое чтение, взрослый должен продемонстрировать подобную манеру как образец. И тогда девочкина имитация не совсем её инициатива: вероятно, что она в меру сил копирует вас, а не демонстрирует достаточную зрелость.

По-настоящему складывание слов из слогов становится возможным после того, как будут выучены буквы (или значительная их часть). Обратите внимание, что прочитывать их следует так, как мы делаем это при чтении, а не озвучивать названия.

Наблюдение за детьми привело Монтессори к тому, что максимально эффективно обучение письму раньше чтения, поэтому готовность к овладению письменной речью определяется по зрелости когнитивных и моторных навыков, участвующих в успешном вырисовывании букв.

Но находить знакомые и незнакомые алфавитные символы всюду, где мы можем их видеть, слышать, как они читаются, пробовать угадать, что за слово из них складывается — довольно занятно тем детям, которые готовы к чтению.

По моему опыту, если родители интуитивно следуют за ребёнком, но доступа к языковым материалам Монтессори-класса 3–6 нет, дети идут именно по этому пути: пробуют читать жизненные вещи типа вывесок и этикеток.

Продуктивно поддержать их в этом начинании, а также показать, как пишутся буквы, и инициировать какую-то переписку с малышом. Можно составлять объявления о том, что вы едите на завтрак, или писать послания папе о том, как вы провели день. Вариантов, как включить письмо в вашу повседневную жизнь, масса.

Не поддавайтесь соблазну форсировать самостоятельные письмо и чтение. Преждевременно навязать их раньше так же вредно, как и игнорировать интерес «потому, что рано». Нащупать верную точку баланса — бесценно.

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Читать по теме:

Когда начинать учить ребёнка читать: лучшие методики обучения чтению

Учимся читать по Монтессори

Как привить любовь к чтению

Как  привить ребёнку любовь к чтению

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Один Монтессори-день Елисея

Опыт родителей

Один Монтессори-день Георгия

1 комментарий
Опыт родителей

Один Монтессори-день Максима

2 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Матвея

3 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Демида

2 комментария