Главная Отвечаем на вопросы Правда ли, что Монтессори-педагоги не вмешиваются в конфликты детей

Правда ли, что Монтессори-педагоги не вмешиваются в конфликты детей

У нас спросили: — Подруга говорила, что в Монтессори-садике старшие обижают маленьких, а воспитатели не вмешиваются. Так ли это? Как этого избежать?
Правда ли, что Монтессори-педагоги не вмешиваются в конфликты детей

На вопрос, как разрешаются конфликты между детьми в детском саду Монтессори, отвечает Анна Федосова, АМИ-педагог:

— К сожалению, невозможно заочно разобраться, что именно произошло в конкретном садике и что ваша знакомая описала как «обижают» и «не вмешиваются».

Нам известно слишком мало исходных данных.

Если имело место некорректное поведение педагога, то оно не реализовывало идеи Монтессори, а противоречило им.

Могло быть и так, что мама неверно интерпретировала ситуацию. У Монтессори-педагога есть две основные доблести: как вмешаться, когда следует, и когда НЕ вмешаться. Последнее обычно труднее даётся взрослым.

В Монтессори-классе есть чёткие правила, защищающие интересы каждого и поддерживающие рабочую обстановку. Суть их в том, что в рамках занятия с материалом работает тот, кто первым его взял, до тех пор, пока не почувствует, что ему достаточно. Человек сам решает, нужна ли ему помощь и хочет ли он заниматься вместе с кем-то.

После того как материал убран на место, его можно брать следующему.

От детей требуется уважительное отношение к соученикам и тем процессам самопознания и саморазвития, в которые они могут быть погружены. По мере необходимости взрослые помогают детям соблюдать правила, но в итоге важно, чтобы каждый увидел полезность ограничений и приобрёл личный репертуар поведения, которое позволяет ему оставаться в рамках.

Если есть основания полагать, что ребёнок справится сам, ему предоставят свободу действий в потенциально проблемной ситуации. Если обе стороны в общих чертах уяснили себе нормы поведения, принятые в классе, конфликтов не нужно избегать.

Наоборот, каждый подобный опыт привносит что-то в багаж социализации при условии, что было найдено приемлемое решение. Необязательно идеальное или то, которое нам, взрослым, кажется лучшим, но любое приемлемое, если оно устраивает участников.

Часто такое доверие к решениям детей непривычно и странно родителям. В моей практике был случай, когда двухлетняя девочка на протяжении нескольких месяцев всегда разрешала второй присоединиться к её занятиям, после чего нередко была разочарована, потому что подружка перехватывала инициативу и начинала играть по-своему.

Я не вмешивалась, потому что согласие было выражено совершенно ясно.

Через некоторое время вместо того, чтобы сразу говорить «да», девочка начала размышлять и давать разные ответы: иногда соглашалась, иногда — нет. Она научилась слушать свои желания, прогнозировать ситуацию, принимать решения, спокойно и твёрдо отказывать.

Поначалу вполне можно было бы сказать, что девочку «обижают», и вступиться за малышку, лишив её возможности самой нащупать более удачную линию поведения. Я рада, что сознательно не стала вмешиваться, как бы это ни выглядело со стороны.

Если поведение педагога вызывает у вас недоумение, лучше не теряться в догадках, а уважительно задать прямой вопрос, выразив мысль, что вам не до конца ясна логика действий и вы хотели бы лучше понять, какую цель они преследовали. Ваша задача — искренне интересоваться и надеяться научиться чему-то, освоить новый взгляд на какие-то вопросы.

Даже если вы доброжелательны и открыты объяснениям, человек всё равно может воспринять расспросы как критику, поэтому лучше подобные беседы проводить за пределами занятия с глазу на глаз. Если же вы не пришли к пониманию, стоит обратиться к психологу детского сада, в который ходит ваш малыш.

Читать по теме:

Ребёнка обижают в детском саду: что делать

Что делать, если старший обижает младшего

Буллинг в школе

Добавить в избранное Распечатать
  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Вероники

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы

Опыт родителей

Как мы запускаем воздушных змеев осенью и не простываем