• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Вмешиваются ли Монтессори-педагоги в конфликты детей

Вмешиваются ли Монтессори-педагоги в конфликты детей

У нас спросили: «Подруга говорила, что в Монтессори-садике старшие обижают маленьких, а воспитатели не вмешиваются. Так ли это? Как этого избежать?» На вопрос, как разрешаются конфликты между детьми в детском саду Монтессори, отвечает Анна Федосова, АМИ-педагог.

Правила Монтессори-класса

К сожалению, невозможно заочно разобраться, что именно произошло в конкретном садике и что ваша знакомая описала как «обижают» и «не вмешиваются».

Нам известно слишком мало исходных данных. Если имело место некорректное поведение педагога, то оно не реализовывало идеи Монтессори, а противоречило им.

Могло быть и так, что мама неверно интерпретировала ситуацию. У Монтессори-педагога есть две основные доблести: как вмешаться, когда следует, и когда НЕ вмешаться. Последнее обычно труднее даётся взрослым.

В Монтессори-классе есть чёткие правила, защищающие интересы каждого и поддерживающие рабочую обстановку. Суть их в том, что в рамках занятия с материалом работает тот, кто первым его взял, до тех пор, пока не почувствует, что ему достаточно. Человек сам решает, нужна ли ему помощь и хочет ли он заниматься вместе с кем-то.

Как помочь ребёнку научиться мирно и с удовольствием играть с другими детьми на детской площадке, и нужно ли взрослому вмешиваться в их отношения — рассказываем в мини-курсе «Мир в песочнице»

После того как материал убран на место, его можно брать следующему.

От детей требуется уважительное отношение к соученикам и тем процессам самопознания и саморазвития, в которые они могут быть погружены. По мере необходимости взрослые помогают детям соблюдать правила, но в итоге важно, чтобы каждый увидел полезность ограничений и приобрёл личный репертуар поведения, которое позволяет ему оставаться в рамках.

Если есть основания полагать, что ребёнок справится сам, ему предоставят свободу действий в потенциально проблемной ситуации. Если обе стороны в общих чертах уяснили себе нормы поведения, принятые в классе, конфликтов не нужно избегать.

Наоборот, каждый подобный опыт привносит что-то в багаж социализации при условии, что было найдено приемлемое решение. Необязательно идеальное или то, которое нам, взрослым, кажется лучшим, но любое приемлемое, если оно устраивает участников.

Случай из жизни. Часто такое доверие к решениям детей непривычно и странно родителям. В моей практике был случай, когда двухлетняя девочка на протяжении нескольких месяцев всегда разрешала второй присоединиться к её занятиям, после чего нередко была разочарована, потому что подружка перехватывала инициативу и начинала играть по-своему.

Я не вмешивалась, потому что согласие было выражено совершенно ясно.

Через некоторое время вместо того, чтобы сразу говорить «да», девочка начала размышлять и давать разные ответы: иногда соглашалась, иногда — нет. Она научилась слушать свои желания, прогнозировать ситуацию, принимать решения, спокойно и твёрдо отказывать.

Поначалу вполне можно было бы сказать, что девочку «обижают», и вступиться за малышку, лишив её возможности самой нащупать более удачную линию поведения. Я рада, что сознательно не стала вмешиваться, как бы это ни выглядело со стороны.

Если поведение педагога вызывает у вас недоумение, лучше не теряться в догадках, а уважительно задать прямой вопрос, выразив мысль, что вам не до конца ясна логика действий и вы хотели бы лучше понять, какую цель они преследовали. Ваша задача — искренне интересоваться и надеяться научиться чему-то, освоить новый взгляд на какие-то вопросы.

Даже если вы доброжелательны и открыты объяснениям, человек всё равно может воспринять расспросы как критику, поэтому лучше подобные беседы проводить за пределами занятия с глазу на глаз. Если же вы не пришли к пониманию, стоит обратиться к психологу детского сада, в который ходит ваш малыш.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться