• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Правила создания Монтессори-материалов по стандарту АМИ

Правила создания Монтессори-материалов по стандарту АМИ

Решив создать Монтессори-материал своими руками, который будет отвечать критериям подготовленной среды, педагогу или родителю стоит опираться на правила, разработанные Марией Монтессори и дополненные Международной Монтессори Ассоциацией (Association Montessori International). Вот эти правила.

как сделать монтессори материалы своими руками

Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли его перенести ребёнок в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у него ручка, есть ли носик для слива воды

Материал имеет чёткую цель

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сделать Монтессори-пособие своими руками?», надо понять, с какой целью мы хотим предложить его детям.

Цель Монтессори-материалов направлена на психическое и физическое развитие, а не на формирование конкретных умений.

Упражнения из зоны практической жизни предназначены для развития самостоятельности и независимости, нацелены на формирование контроля и координации движений. Только в последнюю очередь они учат поливать цветы или вытирать пыль.

Сенсорный материал М. Монтессори помогает детям сформировать внутренние сенсорные эталоны формы, цвета, размера. При этом задача правильной постройки башни или подбор пары цилиндров на слух отходят на второй план.

Презентации в зоне языка также развивают независимость и самоконтроль, а не просто учат читать и писать. Математические упражнения — ключ к миру математики, который помогает развивать мышление и даёт возможность познавать закономерности устройства окружающего мира. Внутреннее понимание этих закономерностей закладывается от 3 до 6 лет. Дети не просто учатся считать, они получают важный опыт, который ляжет в основу математического мышления, основанного на понимании. Ошибки в системе Монтессори не важны, они вторичны, важен сам процесс познания и развития. Отсюда вытекает следующее правило.

Материал соответствует физическому уровню и возрастным особенностям развития ребёнка

Для работы с каждой презентацией у детей должна быть соответствующая психофизиологическая готовность, а сам материал важно уметь распределять по возрастам.

Малыш 2,5 лет значительно отличается от дошкольника 6 лет. У них разные потребности и физические возможности. Для детей 2 лет следует подбирать предметы меньшего размера, объёма и веса, нежели для 5-6-летних. Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли малыш перенести его в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у ёмкости ручка, есть ли носик для слива воды. Подбирая чайничек, обратите внимание, есть ли у крышки фиксатор, который не позволит ей выпасть, когда из него будут выливать жидкость.

как сделать монтессори материалы своими руками

При работе с блоками цилиндров ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока. Это пример автодидактичности Монтессори-материала

Монтессори-материал имеет два вида контроля

Мария Монтессори считала, что среда должна поощрять самостоятельность, создавать условия, чтобы дети учились сами. Внешний контроль со стороны взрослого убивает познавательную мотивацию, гасит самооценку и стремление к независимости. Поэтому пособия должны иметь контроль в самих себе и/или опираться на внутренний контроль маленького человека.

Первый тип контроля присутствует во многих игрушках, которые существуют уже несколько сотен лет, например, в матрёшке. Её нельзя полностью собрать иначе, чем от меньшей к большей. При этом малышу не нужен внешний контроль, ошибку он видит сам — иначе матрёшка не собирается.

Примером автодидактичности могут быть блоки-цилиндров. При работе с ними ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока.

Второй тип контроля находится в самом дошкольнике, чувствующем ошибку: чем больше у него собственного опыта работы с упражнениями и взаимодействия с окружающим миром, тем тоньше ощущение размера, цвета, звука.

Как сделать монтессори материалы своими руками

Прежде чем выполнить презентацию уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник учится пользоваться ножницами

Занятия даются от простого к сложному

Презентации на полках располагаются и предъявляются детям от простого к сложному. Они вытекают друг из друга. В каждом последующем занятии используются навыки, полученные в предыдущих, и добавляется одна новая сложность.

Чтобы выполнить уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник уже должен уметь пользоваться ножницами; чтобы научиться пришивать пуговицу, малыш предварительно работает с шитьём по картону, которое учит владеть иголкой. Аналогичным образом даются занятия и во всех других зонах.

Как сделать монтессори материалы своими руками

Если вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко

Пособие обеспечивает детям независимость

Создавая презентации, взрослый должен выполнить их так, чтобы, работая с ними, дошкольнику не приходилось постоянно просить о помощи. Например, вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко.

Как сделать монтессори материалы своими руками

К презентации подвижный алфавит относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова

Материал всегда в полной комплектации

Материалом в Монтессори-методе называют набор предметов, которые объединены (обычно на подносе или в коробке/корзинке) для достижения одной цели (выполнения одного вида работы). Например, к подвижному алфавиту относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова.

Полнота комплектации важна:

  • потому что это позволяет ребёнку хорошо ориентироваться в презентации;
  • не отвлекает на поиск недостающих элементов;
  • помогает избежать обращения за помощью;
  • сохраняет длительную концентрацию на деятельности, что помогает довести занятие до конца.

Пособие экологически и психологически безопасно, отвечает идее антропоцентричности

Многие, наверное, отметили, что вещи в Монтессори-среде выполнены из натуральных материалов. Принцип натуральности проистекает не только из экологических характеристик пособия, но и его психологических свойств.

Психологами замечено, что ребёнка больше привлекают вещи из дерева, нежели их аналоги из пластика. Дерево позволяет малышу дольше концентрироваться на деятельности, при работе с древесиной дети становятся спокойнее.

Мария Монтессори была не только врачом, но и антропологом. Она считала, что ребёнок в своём развитии повторяет в сжатом виде историю человеческой цивилизации. Поэтому работа с натуральными материалами для него не только естественна, но и психологически безопасна.

В Монтессори-классе используется дерево, металл, натуральные ткани, которые обеспечивают не только экологичность, но и придают пособию дополнительную привлекательность, создают «точку интереса». Когда маленький человек выливает воду в металлическое ведро, струя падающей жидкости, стукаясь о металл, издаёт характерный звук, что служит дополнительным интересом для дошкольника в работе. Если же он будет лить воду в пластиковое ведро, то подобного звука не будет — на этом этапе дети могут потерять интерес к деятельности.

Как сделать монтессори материалы своими руками

Примерно так будут выглядеть полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни

В материале присутствует цветовая кодировка

Цвет каждого Монтессори-пособия не случаен. При формировании среды используется цветовая кодировка как внутри одной презентации, так и пересекающиеся кодировки между объектами одной зоны, и даже упражнениями разных зон. Одним из таких примеров являются розовая башня, подвижный алфавит и рамки-вкладыши для письма. Все они имеют в основе розовый цвет, так любимый детьми 2,5–4,5 лет, для которых они и предназначены.

В зоне практической жизни, в которую предметы полностью подбираются и изготавливаются самим педагогом, каждая презентация должна быть подобрана по цвету или рисунку на объектах. Например, полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни будут выглядеть примерно, как на фото ниже. Каждое пособие на своём подносе и кодировано по цвету. Ребёнок, подходя к полке, точно знает, что все эти предметы относятся к одному виду работы.

Как сделать монтессори материалы своими руками

Неправильная розовая башня: у неё самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом кубиков в комплекте не 10, а 8

Точность Монтессори-материала

Объекты в среде должны быть подобраны точно по размеру и соответствовать друг другу. Если кубики в розовой башне не имеют точного шага в 1 см, то вся работа с ней теряет смысл. Самый маленький кубик не может стать тем самым эталоном измерения. Поэтому родителям стоит задуматься, когда они приобретают что-либо, например, на AliExpress. Там можно встретить башню, у которой самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом их может быть в комплекте не 10, а 8. В этом случае отсутствует идея десятичной системы, заложенная в сенсорном и математическом материале. Также теряется взаимосвязь с другими пособиями. Например, у коричневой лестницы минимальный размер поперечного сечения призмы также равен 1 см, что позволяет в последующем комбинировать розовую башню и коричневую лестницу между собой.

Другим примером служит любой материал из практики, где используется вода. Например, вы подготовили занятие «Стирка» таким образом, что объём воды из тазика не умещается в ведро для грязной воды. Такие ошибки приводят не только к невозможности выполнения работы, но и к демотивации ребёнка, отказу от деятельности.

Как сделать монтессори материалы своими руками

Дети скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный

Материал должен быть эстетически привлекательным

Мария Монтессори говорила о важности среды: в каком окружающем пространстве будут расти наши дети, такую среду они потом и будут создавать вокруг себя. Монтессори считала, что у детей стремление к эстетике и красоте является врождённым. Именно поэтому они скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный. Красота и эстетичность служит для малыша важным мотиватором к деятельности. Это то, что стимулирует человека к работе, а затем и к самостоятельному созданию чего-то прекрасного.

Создание среды для дошкольника требует соблюдения определённых правил и должна тщательно продумываться. Сначала поставьте цель, затем определите состав презентации и подберите предметы в соответствии с критериями:

  • соответствие возрасту и уровню психофизиологического развития;
  • автодидактичность с соответствующими типами контроля;
  • точность;
  • способность развивать независимость;
  • наличие цветовой кодировки;
  • красота и эстетичность.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться