Как презентовать ребёнку Монтессори-материалы

Как презентовать ребёнку Монтессори-материалы

У нас спросили, как правильно презентовать ребёнку Монтессори-материалы:

– Мне кажется, педагогика Монтессори – это именно то, что нужно мне и моей малышке. Сейчас мы пробуем воплотить идеи этой методики дома, так как подобных центров в нашем городе нет. В процессе изучения литературы по теме у меня появился вопрос. Методика предполагает обустройство среды, а не навязывание занятий с определённым материалом, но в тоже время ребёнку нужно объяснить, как использовать тот или иной материал. А как правильно это сделать? Если я начну рассказывать, что куда ставить или как пользоваться пипеткой, это не будет навязыванием правил игры?

На вопрос отвечает Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6).

Ищем истинный интерес

Вы совершенно правильно и логично рассуждаете. Но есть одна особенность – выбор может осуществляться только на основе знания. Если ребёнок потянулся за яркой игрушки в магазине, это скорее любопытство, нежели проявление истинного выбора.

Когда мы видим, что ребёнок чем-то заинтересовался, мы предоставляем ему ключ: «Давай, я покажу, как я это делаю». Когда он полностью погрузится в деятельностное состояние, опека и участие взрослого уже будут не нужны. Он полностью, на интересе, впитает всю последовательность алгоритма не только непосредственной работы, но и сопутствующих нюансов: как подготовить рабочее место, как убрать за собой все последствия работы.

Малыш будет раз за разом самостоятельно возвращаться и повторять этот вид активности, пока полностью не извлечёт всю нужную для развития информацию. Если же побуждением к активности было любопытство, он просто попробует и отодвинет от себя материал, отложив его на более поздний срок, а может и совсем не возвращаться к этому занятию.

Упражнения должны быть связаны с реальным опытом

Отдельный разговор про пипетки, клизмочки и прочие активности, как бы нацеленные на развитие мелкой моторики. В методе Монтессори любая презентация должна иметь связь с жизнью, то есть мы даём ребёнку не просто абстрактные навыки, а упражнения с реальной перспективой.

Ему нужны навыки, которые дадут конкретный видимый результат в повседневной жизни. Налил в лейку воды – полил цветок; стол был мокрый – взял тряпку и вытер – стол стал сухим; взял карандаши и порисовал – получилась картинка. Цели реальны и жизненны.

В случае с переносом жидкости с пипеткой, пересыпанием круп, нанизыванием сушек на верёвочку, прищипыванием прищепок к определённому цвету и другими подобными активностями получается совсем иная картина – эти упражнения оторваны от реальности и не ведут к реальным жизненным проявлениям.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в формировании самостоятельности и уверенности вашего малыша


Мини-курс «Ем сам»

Учим ребёнка есть ложкой и вилкой за неделю — без уговоров, мультиков и каши на стенах

Узнать подробнее
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться