Главная Избранное Опыты с детьми: презентация состояний веществ в стаканах

Опыты с детьми: презентация состояний веществ в стаканах

Одна из базовых презентаций по географии (или лучше называть это естествознанием) в школьном Монтессори-курсе 6–12 по стандарту АМИ — демонстрация состояний вещества в стаканах.

Опыты с детьми: презентация состояний веществ в стаканах

Она проводится в форме трёхэтапного урока. Поясним, что по-английски его называют three period lesson — «урок, состоящий из трёх периодов». В России неизвестно откуда появился перевод «трёхступенчатый урок». Однако, «ступени» подразумевают, что одна из них выше, а другая ниже, и это пример того, как заимствуемые в русский язык термины и понятия искажают свой первоначальный смысл. Поэтому мы предлагаем использовать более адекватный оригиналу перевод «трёхэтапный урок» (вместо «трёхступенчатого», поскольку «трёхпериодный» коряво звучит по-русски).

Вернёмся к презентации и материалу для неё. Потребуется три гладких прозрачных стакана. Один оставляем пустым, во второй наливаем немного воды, в третий кладём небольшой металлический болт, гайку, шайбу. В небольшую банку кубической формы до половины насыпаем одинаковые круглые бусинки, похожие на бусины в зоне математики, а также берём куб 1000 (можно взять куб меньшего размера из кабинета цепей).

Также понадобится поднос педагога, на котором находятся:

  • простой карандаш;
  • ножницы;
  • стиральная резинка;
  • заранее нарезанные полоски бумаги шириной 2–2,5 см (скреплённые канцелярским зажимом).

Три состояния вещества

Трёхэтапный урок по агрегатным состояниям веществ

1-й этап: показываем ученикам сосуд с водой и спрашиваем: «В каком состоянии находится вещество?». Дети говорят: «В жидком». Записываем карандашом на полоске бумаге «жидкое» и кладём подпись рядом с той ёмкостью, в которой находится вода. Потом берём стакан и бросаем в него со звоном болт. Задаём вопрос: «А это вещество в каком состоянии?» Дети без труда отвечают: «В твёрдом». Делаем надпись на полоске «твёрдое» и кладём его рядом со стаканом. Потом показываем им пустой сосуд и спрашиваем: «Что здесь находится? В каком оно состоянии?». Если ребята уже подготовлены к презентации, они ответят «воздух», «газ», «газообразное». «Правильно»!» — подтверждаем мы, старательно пишем на бумаге «газообразное» и кладём у пустого стакана. Важно, чтобы ученики видели, как старательно, красиво и проговаривая слова по буквам пишет учитель.

2-й этап: переставляем местами ёмкости и забираем подписи к ним, просим детей разложить полоски бумаги в правильном порядке. Если ученикам это удалось, значит, они правильно поняли тему.

В первую очередь спрашивают детей, которые только начинают читать. Одновременно ученики тренируются в чтении рукописных букв (слов).

3-й этап урока: переставляем местами ёмкости и убираем надписи, просим детей назвать самостоятельно состояния вещества, сделать собственные надписи и разложить их. Гиду следует отстраниться от детей и дать им поработать самостоятельно.

Три состояния вещества

Дальнейшая работа

Объясняем, с чем связаны отличия в состоянии веществ. Показываем баночку с бусинами, поворачивая её: «Посмотрите внимательно, как меняется форма бусинок при поворачивании. Эта жидкость из бусин как бы перетекает, принимая форму банки, но её количество и объём не изменяются. То же самое происходит в стакане с жидкостью, которая состоит из очень мелких частиц-молекул». Демонстрируем перетекающую в сосуде воду.

Теперь берём куб из бусин, показываем, как бусинки прочно скреплены и поэтому куб сохраняет форму и объём, говорим: «Вот так устроено твёрдое тело. Его частицы-атомы прочно скрепляются друг с другом, и твёрдое тело сохраняет не только объём, но и форму».

В пустой стакан кладём несколько бусинок, закрываем ладонью и сильно трясём. Бусины при этом летают и ударяются о стенки. «Вот так ведут себя молекулы газообразного вещества. Одни быстро движутся и сталкиваются друг с другом и со стенками. Поэтому газ легко меняет и форму и объём».

Три состояния вещества

В заключение рекомендуем поиграть в следующую игру: просим учеников встать и показываем, как по команде «газообразное вещество» нужно просто бегать по ковру в классе и сталкиваться между собой. По команде «жидкое вещество» играющие берутся за руки и водят хоровод, изменяющий свою форму. По команде «твёрдое вещество» дети цепляются друг за друга локтями и медленно ходят как единое целое, не меняя образованной формы. Ученикам очень нравится играть в эту игру и чувствовать себя «молекулами» в различных состояниях.

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы