• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Приучение к туалету: взгляд Монтессори-педагога

Приучение к туалету: взгляд Монтессори-педагога

Приучение к туалету… Уже одно упоминание об этом заставляет поморщиться тех, у кого есть малыши. На эту тему написано множество книг, а родители и педагоги жарко спорят о том, какой возраст и какой подход являются наиболее подходящими для отказа от подгузников во время приучения к туалету. Принципы Монтессори применимы и к этой важной задаче детства: обучение туалетным навыкам является неотъемлемой частью тоддлер-программы (ясельки от 1 до 3 лет).

Приучение к туалету — естественная часть развития детских навыков независимости

Способность воспользоваться туалетом без помощи взрослого — важная веха на пути к независимости ребёнка. Многие из навыков, которые мы пытаемся привить детям — например, вешать куртку, надевать носки и обувь, застёгивать пуговицы и молнии, тщательно мыть руки — все они во многом облегчают самостоятельное пользование туалетом.

Фокус на обучении, а не тренировке

Многие советы, нацеленные на тренировку, полагаются на поощрения (например, наклейки и т. д.) и наказания. Эти косвенные стимулы, на мой взгляд, вредят процессу обучения, включая обучение пользованию горшком. В ясельных классах Монтессори-дети, наоборот, встречаются с унитазом как с естественной частью взросления. Ребёнок видит, как пользуются туалетом старшие. Ему предлагают посидеть на унитазе как естественной альтернативе подгузнику.

Как помочь малышу освоить горшок без стресса и когда начинать это делать — рассказываем в мини-курсе «Осваиваем горшок»

Желание ребёнка подражать старшим и управлять своими потребностями, а также интерес к распорядку — лучшие союзники в обучении туалетным навыкам. Большую роль играет также то, что в Монтессори-классах для малышей на 6 детей приходится 1 взрослый, что даёт педагогу возможность тратить больше времени на обучение в отличие от других садиков, где на 12 детей приходится 1 взрослый.

Раннее начало обучения

В младенческой или ясельной среде Монтессори приучению к туалету начинается рано. Когда мы надеваем младенцам подгузник, то делаем это в ванной, чтобы связать процесс испражнения с определённым местом. Мы предлагаем детям помочь — поднять ножки, забраться на низкий столик для смены подгузников, развернуть подгузник.

Как только ребёнок может стоять прямо, мы начинаем менять подгузник в стоячем положении. Мы также предлагаем ему сесть на горшок в некоторых случаях, даже если ребёнку чуть больше года. Мы никогда не принуждаем ребёнка сидеть на горшке или каким-то иным образом не ускоряем процесс обучения, однако зачастую им становятся интересны эти занятия так же, как и многое другое, что делают старшие дети или взрослые.

Поощрение подхода «следуй за ребёнком»

Учителя Монтессори — внимательные наблюдатели, и они предлагают детям такие занятия, которые подходят им по развитию. То же самое происходит и с приучением к туалету: учителя принимают участие в этом процессе с самого первого дня, ожидая знаки готовности перейти к более интенсивной «официальной» стадии приучения к туалету.

В данном контексте понятие «готовность» не означает, что ребёнок встаёт и заявляет: «Я хочу пользоваться туалетом САМ» (хотя некоторые двухлетки именно так и говорят!). Готовность означает, что ребёнок овладел необходимыми предварительными навыками (например, оставаться сухим в подгузнике в течение длительного периода, может снять и надеть штанишки) и проявляет интерес к тому, чтобы стать более независимым и/или пользоваться туалетом (смотрит, как это делают другие дети, задаёт вопросы, ему интересно, как льётся струйка мочи, он говорит о функциях тела). Когда мы видим, что ребёнок готов, то начинаем работать совместно с родителями и переходим от подгузников к хлопковым трусикам.

Объединённые усилия школы и родителей

В школе LePort мы тесно сотрудничаем с родителями, чтобы помочь ребёнку достичь успеха в приучении к туалету. Совместными усилиями мы находим правильное время и стремимся к последовательному подходу дома и в школе.
Например, когда в жизни ребёнка начинается этот период, мы настаиваем, чтобы он носил хлопковые трусики (а не подгузники-трусики!) всё время бодрствования в школе и дома. Поскольку некоторые «мокрые» события неизбежны в начале приучения, мы просим родителей начинать процесс дома тогда, когда они могут уделить этому время.

Мы даём детальные письменные советы, которым родители должны следовать: правильные фразы (например, «Пойдём в туалет, раз ты проснулся», а не «Хочешь в туалет?», на которое следует естественное «нет» от большинства малышей!), советы по выбору одежды и как избежать распространённых ошибок. Каждый год мы также проводим вечерний образовательный курс для родителей, где педагоги отвечают на все вопросы.

Зачастую приучению к туалету по Монтессори оказывается легче, чем ожидали родители. Когда школа и родители тесно сотрудничают, ребёнок с лёгкостью может приучиться к туалету до трёх лет —  это возраст, когда дети переходят в детский сад, что требует от них полной независимости в пользовании туалетом.

Автор: Хейке Ларсен, Монтессори-педагог LePort Montessori Schools, США

Перевод: Ефимова Евгения, Иванова Надежда

Источник: LePort Montessori

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться