Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Распространение школ Монтессори по миру: отчет о глобальной переписи школ Монтессори 2022 года
Мира С. Дебс, Йельский университет
Яап де Брауэр, Саксионский университет прикладных наук
Анджела К. Мюррей, Канзасский университет
Линн Лоуренс, Меган Тайн и Кэндис фон дер Вель, Международная ассоциация Монтессори
Ключевые слова: перепись школ Монтессори, исследование Монтессори, международное образование, альтернативная педагогика
Аннотация: Образовательная программа Монтессори отличается тем, что реализуется в 154 странах мира. Из-за отсутствия товарного знака Монтессори или всеобъемлющего надзорного органа расширение подхода Монтессори часто было рассредоточенным и фрагментированным среди конкурирующих организаций. Отсутствие централизованного, точного и последовательного учета затрудняет документирование масштабов, тенденций роста и разнообразия групп учащихся в школах Монтессори. Основная цель настоящего исследования состояла в том, чтобы собрать доказательства, подтверждающие реальную оценку количества школ Монтессори во всем мире. Данная оценка основана на самых широких определениях национальных и региональных организаций того, что представляет собой программа Монтессори. Исследование включало два компонента: опрос региональных и национальных организаций Монтессори и дополнительные источники, включая другие опубликованные оценки и прямые запросы в ключевых странах. Несколько источников позволили провести сбор данных для получения более точной оценки количества школ в каждой стране и обобщения взглядов на важные элементы приверженности Монтессори во всем мире. Благодаря данным источникам мы задокументировали в общей сложности 15 763 школы Монтессори по всему миру, примерно 9% из которых финансируются государством. Страны с наибольшим количеством школ Монтессори — США, Китай, Таиланд, Германия, Канада и Танзания. США, Таиланд, Нидерланды и Индия имеют наибольшее количество финансируемых государством или имеющих государственную поддержку программ Монтессори. Результаты анализа приверженности выявили шесть практик, которые последовательно становятся центральными столпами внедрения подхода Монтессори.
Образовательная программа Монтессори — это особая образовательная педагогика, которая применяется на международном уровне в 154 странах мира (Международная ассоциация Монтессори [AMI], 2020). Подход Монтессори быстро распространился по всему миру после раннего успеха и международного признания первого Casa dei Bambini Марии Монтессори в Риме в 1907 году (Уайтскарвер и Коссентино, 2008). В некоторых местах школы появились в результате обучающих курсов, проводимых Монтессори. В других местах увлеченные педагоги основали школы Монтессори после прохождения программы Монтессори за границей. Миссионеры и другие благотворительные организации представили программу обучения Монтессори в странах южного полушария (Дебс, в прессе). Этими и другими способами семена Монтессори распространились по всему миру: были созданы школы и укоренилось образовательное движение. Однако с такими разнообразными путями распространения образовательная программа Монтессори росла с небольшой централизованной организацией, и ни один надзорный орган не следил за ростом или качеством школ.
В то же время отсутствие товарного знака Монтессори или всеобъемлющего надзорного органа также означает, что реализация подхода со временем адаптировалась к местным условиям. Это привело к различиям между современными организациями Монтессори, которые не полностью признают чужие интерпретации того, что представляет собой эта образовательная программа (Мюррей и Дауст, в прессе). Кроме того, фрагментированный характер распространения школ Монтессори требует бо́льших усилий для лучшего понимания вопросов равноправного доступа во всем мире. Без точного и последовательного учета невозможно понять охват, тенденции роста и разнообразие групп учащихся в школах Монтессори.
В настоящем исследовании международная исследовательская группа начинает восполнять пробел в информации, создавая Глобальную перепись школ Монтессори 2022 года. Настоящее исследование включало два компонента: (а) опрос региональных и национальных организаций Монтессори для сбора информации в каждой стране о примерном количестве школ Монтессори, степени государственной поддержки программ Монтессори и способе определения школ Монтессори и (b) дополнительные источники, в том числе другие опубликованные оценки и прямые запросы к контактам в ключевых странах для получения дополнительных оценок количества школ там. Дополнительные данные позволили нам определить несколько источников, чтобы получить более точную оценку для каждой страны. Данный анализ позволяет нам ответить на следующие вопросы: какова наилучшая оценка того, сколько школ Монтессори существует в каждой стране, сколько всего школ Монтессори во всем мире, в какой степени школы Монтессори поддерживаются правительством и какое определение национальные организации Монтессори дают образовательной программе Монтессори в своих странах?
Обзор литературы
Тот факт, что любая школа может использовать «Монтессори» в своем названии, независимо от степени, в которой она следует практике Монтессори, представляет собой серьезную проблему при получении точного подсчета школ. И эта проблема связана с уникальной историей и с современным видом образовательной программы Монтессори. Её корни произрастают из наследия и истории Монтессори, обрастают проблемами определения текущих практик Монтессори и, в конечном итоге, влияют на область ввиду трудностей с использованием широко принятого определения в исследовательских целях. После рассмотрения этих уникальных проблем Монтессори мы завершаем обзор литературы обсуждением предыдущих попыток подсчета количества школ Монтессори, а также аналогичных усилий по переписи школ, использующих другие, альтернативные подходы к образованию.
Наследие Монтессори и различные взгляды на определение образовательной программы Монтессори на практике
Когда образовательные идеи Монтессори начали распространяться и она стала популярной общественной фигурой в начале 1900-х годов, Монтессори столкнулась с вызовом общественного энтузиазма, ограничивающего ее способность контролировать усилия, предпринимаемые от ее имени, и поддерживать подлинность своего подхода. Представляется вероятным, что даже с учетом основной цели контроля качества, ее независимая роль вне университетской среды требовала от нее также рассмотрения финансовых последствий защиты своей интеллектуальной собственности (Крэймер, 1976/1988).
Историки и авторы описывали сложные отношения между Монтессори и ее протеже, ведь даже ее ближайшие последователи часто отдалялись от нее (Гутек и Гутек, 2016). Со времен открытия первого Детского дома организации Монтессори возникали, расцветали и часто раскалывались из-за философских разногласий по поводу того, что означает быть школой Монтессори (Крэймер, 1976/1988; Повелл, 2009). Это наследие конфликта между развитием и аутентичностью остается фундаментальным аспектом образовательной программы Монтессори сегодня (Мюррей и Дауст, в прессе). В результате получается сложная и часто разрозненная мешанина из организаций Монтессори по всему миру с разной степенью приверженности оригинальным идеям Монтессори. Педагогические предпочтения отдельных педагогов и реалии географических условий и культурных контекстов, в которых они работают, усложняют ситуацию еще больше.
Разобщенность сообщества Монтессори ведет к отсутствию общепризнанного международного руководящего органа. Тем не менее, AMI, созданная Монтессори в 1929 году и поддерживаемая ее сыном Марио Монтессори, в настоящее время является одной из старейших организаций Монтессори и имеет самый широкий международный охват (Кворфуд, в прессе). AMI поддерживает обширную сеть организаций Монтессори по всему миру.
Определение подхода Монтессори для исследовательских целей
Неопределенность в том, что подразумевает под собой образовательная программа Монтессори, приводит к различным способам реализации данной программы (де Брауэр, 2022 г.; Лиллард и МакХью, 2019 г.; Маршалл, 2017 г.; Мюррей и Дауст, в прессе). На самом деле, название не защищено законом, поэтому любая школа может называть себя школой Монтессори без применения соответствующих принципов, что приводит к значительным различиям в том, как реализуется образовательная программа Монтессори в разных школах (Лиллард и МакХью, 2019). Эти сложности, которые требуют всеобъемлющей переписи, такой как эта, для учета школ Монтессори по всему миру, приводят к проблемам в выявлении критериев для определения школ, внедряющих образовательную программу Монтессори.
Даже в исследованиях образовательной программы Монтессори исследователи по-разному определяют, что она собой представляет. Хотя в настоящее время в исследованиях уделяется больше внимания вопросу приверженности подходу Монтессори, в большинстве исследований игнорируются различия в реализации программы Монтессори и предполагается, что все школы ведут одинаковую практику (Мюррей и Дауст, в прессе). Таким образом, исследование эффективности образования Монтессори затруднено и часто неясно, поскольку заранее не определено, как и в какой степени школы Монтессори, участвующие в исследовании, применяют принципы Монтессори. Например, Мэйси и др. (2021, стр. 1036) определяют образовательную программу Монтессори как «сильный акцент на обучении, ориентированном на ребенка», а в соответствии с определением Денерво и др. (2021, стр. 1), образовательная программа Монтессори – это «самоуправляемая и непрерывная учебная деятельность, которую дети выполняют в разновозрастных классах». Эти определения существенно отличаются от определения Ливстрем и др. (2018, стр. 191), в котором образовательная программа Монтессори для подростков описывается как «мультидисциплинарное и контекстуализированное решение реальных проблем, а также проектное обучение и исследовательская деятельность». Одна из проблем этих определений заключается в том, что они сосредоточены на среде, в которой реализуется образовательная программа Монтессори с раннего детства до средней школы, что приводит к различиям в определениях образовательной программы Монтессори.
Чтобы преодолеть проблему двусмысленности в определении образовательной программы Монтессори, в большинстве исследований описывается исторический фон или ключевые принципы Монтессори (например, Маршалл, 2017). Некоторые исследования иллюстрируют и то, и другое, например, Гаско-Чабарри и Суазагоития (2022), определяющие образовательную программу Монтессори следующим образом:
Метод Монтессори, считающийся нетрадиционным методом обучения, характеризуется признанием интересов и потребностей учащихся, позволяя им личный выбор; усилением самомотивированного, активного и автономного, а также совместного обучения путем объединения учащихся разного возраста; облегчением обращения с материалами и их понимания; развитием самоконтроля; уважением свободы и обучением ответственности; поощрением творчества; избеганием внешней мотивации; отказом от поощрения успеха; и поощрением методов проб и ошибок в задачах, среди прочих характеристик. (стр. 2)
Определения по-прежнему различаются в разных исследованиях, что приводит к проблемам при сравнении школ и определении стандартных конечных результатов.
В сообществе Монтессори и во всех исследованиях проблема определения образовательной программы Монтессори и определения того, какие школы ее практикуют, создает большую трудность в проведении переписи школ Монтессори, которую мы обсуждаем в разделе «Методы».
Подсчет школ Монтессори и других альтернативных педагогик
Признавая некоторые из основных проблем при разработке единого определения школ Монтессори, на международном уровне и в Соединенных Штатах были предприняты усилия, чтобы найти точки соприкосновения и сотрудничать для подсчета количества школ Монтессори. В глобальном масштабе эти усилия возглавлялись AMI в сотрудничестве с несколькими организациями Монтессори для создания оценки 22 000 школ Монтессори по всему миру в 2006 году в рамках празднования столетия со дня рождения Монтессори (AMI, 2021), хотя документация по конкретным странам была доступна только для Соединенного Королевства и Австралии (AMI, 2006). В 2020 году AMI сообщила, что школы Монтессори открыты в 148 странах (AMI, 2020).
Точно так же американские организации Монтессори начали постоянное сотрудничество, начиная и поддерживая национальный подсчет школ Монтессори через Национальный центр Монтессори в государственном секторе (NCMPS), созданный в сотрудничестве с несколькими существующими организациями Монтессори. Перепись школ Монтессори в США была запущена в 2013 году в сотрудничестве с Национальным центром Монтессори в государственном секторе, Центром исследований в области развивающего образования и несколькими организациями Монтессори в Соединенных Штатах. Первоначально финансирование было предоставлено организацией Trust for Learning, и теперь NCMPS поддерживает базу данных, продолжая усилия по улучшению сбора и передачи данных (NCMPS, н.д.). На сегодняшний день в переписи Монтессори в США приняли участие в общей сложности 2728 школ Монтессори (NCMPS, н.д.); из этих школ 579 финансируются государством. Перепись школ Монтессори в США дает руководителям школ возможность вести и обновлять свою собственную базу данных. Эти усилия помогают исследователям, политикам и родителям узнавать о подходе Монтессори как на национальном уровне, так и в обществе.
Центр управляемых исследований Монтессори (CGMS), базирующаяся в США программа онлайн-обучения, связанная с Фондом Монтессори, разработала ресурс глобальной переписи школ Монтессори, который состоит из списка отдельных школ, называющих себя «Монтессори» (CGMSn, н.д.). Организации признают, что база данных ограничена, поскольку в нее не включены доказательства подлинности, а также потому, что их процесс поиска школ основан на поиске в Интернете и существующих списках, которые вряд ли будут полными (М. Селдин, личное сообщение, 13 июля 2022 г.). В других странах есть списки аффилированных школ, размещенные в Интернете, но в настоящее время не существует строгого глобального учета школ Монтессори (см., например, Монтессори Аотеароа, Новая Зеландия, 2022; Opera Nazionale Montessori, н.д.; Южноафриканская ассоциация Монтессори, н.д.).
Другие альтернативные образовательные подходы ведут учет школ по всему миру, применяющих их педагогику, и организаций, которые их представляют. Часто эти организации меньше по размеру или имеют более централизованную структуру. Например, организация Международного бакалавриата (IB) легализует школы-члены и предоставляет веб-сайт с «фактами и цифрами» о школах и программах IB по всему миру; по оценкам организации, на 2020 год насчитывается около 3600 программ (IB, 2020). Организация Waldorf Worldwide предоставляет полный список школ и центров подготовки учителей по всему миру, что позволяет легко подсчитать охват программы 1857 школами в 70 странах (Waldorf Worldwide, 2022). Определить количество школ, применяющих подход, вдохновленный Реджо-Эмилией, сложнее, потому что четкие стандарты и критерии того, что представляют собой такие школы, возможно, еще менее определены, чем для образовательной программы Монтессори (Ланди и Пинтус, 2022). Reggio Emilia Approach организовала международную сеть представителей с установленными программами и имеет связи примерно с 30 центрами по всему миру, хотя неясно, сколько всего их школ существует в мире (Reggio Emilia Approach, 2022). В настоящее время Североамериканский альянс Реджо-Эмилии также проводит собственную перепись, но сообщает о 1200 отдельных членах, включая педагогов и представителей (Североамериканский альянс Реджио-Эмилия, 2022 г.). Подобные усилия по объединению информации о школах и организациях Монтессори во всем мире намного сложнее из-за количества, разнообразия и регионального повторения учреждений Монтессори.
Методы
Выводы, изложенные в настоящей статье, основаны на нескольких источниках данных с двумя основными компонентами: опросом региональных и национальных организаций Монтессори и дополнительными источниками, включая другие опубликованные оценки и прямые запросы в ключевых странах. В данном разделе описываются методологические аспекты этих источников данных.
Опрос организаций Монтессори на национальном и региональном уровнях
Чтобы ответить на вопросы нашего исследования, мы в первую очередь полагались на ответы представителей национальных организаций Монтессори. Мы разработали оригинальный онлайн-опрос Qualtrics, чтобы получить примерный подсчет количества школ и оценку степени государственной поддержки, а также дополнительную информацию об организациях и образовательной программе Монтессори в соответствующих странах или регионах (Приложение А). Обращаясь к представителям организации с просьбой предоставить первоначальные подсчеты количества школ Монтессори на уровне страны на основе того, как они определяют их в своих странах, мы признаем, что могут иметь место некоторые различия от страны к стране и между организациями. Более подробное обсуждение различий в определении образовательной программы Монтессори в разных странах представлено в следующем разделе «Разработка опроса». Опрос проводился на английском языке и был ориентирован на национальные организации и школы, имеющие доступ к электронной почте, что потенциально ограничивало участие преподавателей, не говорящих по-английски, и могло привести к недоучету местных организаций.
Разработка опроса
Основное внимание в ходе опроса уделялось подсчету школ Монтессори; мы решили быть как можно более инклюзивными при определении критериев для подсчета, признавая, что методы Монтессори различаются в зависимости от организации и страны. Данный подход согласуется с подходом «широкой палатки» глобальной переписи AMI в 2006 году. Поэтому в ходе опроса представителям организации Монтессори был задан вопрос: «Сколько всего школ Монтессори в стране, где ведется основная деятельность вашей организации, независимо от того, являются ли они в настоящее время членами вашей организации? (Пожалуйста, используйте самое широкое определение того, что вы считаете школами Монтессори)». Другие компоненты опроса касались информации, описывающей различные способы связи с национальной организацией, участие неправительственных организаций в работе школ Монтессори, наличие школ, финансируемых государством, и количество программ подготовки учителей. Список заявленных вопросов опроса доступен в Приложении A.
Распространение опроса
Работая с AMI и их обширной сетью международных контактов, мы составили список из 201 региональной и национальной организации Монтессори и исследователей, работающих в 154 странах. Первоначальное приглашение пройти опрос было разослано AMI только 192 лицам, поскольку девять из первоначальных 201 адресов электронной почты были недействительными, и приглашение не могло быть доставлено. AMI разослала три напоминания по электронной почте об участии, а последующая информационная работа была проведена с помощью трех дополнительных попыток связи по электронной почте со стороны члена исследовательской группы. Мы намеренно разослали опрос по электронной почте нескольким организациям Монтессори в каждой стране, когда это было возможно, чтобы провести оценку внутри стран.
Частота ответов на опрос
Восемьдесят один представитель организаций Монтессори завершили опрос, который теперь представляет 59 стран и отражает уровень ответов 42,2%. В Таблице 1 перечислены страны, организации которых ответили на опрос.
Дополнительные источники данных
Мы использовали дополнительные источники данных для двух разных целей. Во-первых, мы определили источники данных, чтобы дополнить данные подсчета стран, по которым у нас информация из опроса отсутствовала или имела противоречия. Во-вторых, мы включили данные национальных организаций Монтессори по всему миру, чтобы понять, как они определяют качество практики Монтессори. Подробная информация о нашем подходе к этим двум дополнительным источникам данных приведена ниже.
Дополнительные данные для подсчета по странам
Расширяя данные, полученные в ходе опроса национальных и региональных организаций Монтессори, мы также определили данные из нескольких дополнительных источников, чтобы заполнить недостающую информацию и проверить примерный подсчет. По состоянию на 2022 год Глобальная перепись школ Монтессори, проведенная базирующимся в США Центром управляемых исследований Монтессори, включала 8 686 школ по всему миру (CGMS, н.д.). Перепись CGMS представляет собой общедоступный список, который обновляется каждые несколько лет и включает в себя школы Монтессори, которые сами о себе сообщают и не подвергаются проверке приверженности Монтессори. Сотрудники CGMS полагаются на поиск в Интернете и организационные связи, чтобы найти школы Монтессори для проведения информационно-разъяснительной работы в маркетинговых целях. Кроме того, мы включили подсчеты из переписи школ Монтессори в США, которая ежегодно поддерживается и обновляется Национальным центром Монтессори в государственном секторе и обеспечивает разбивку частных и государственных программ Монтессори (NCMPS, н.д.).
Наконец, когда нам стало известно о существовании школ Монтессори в стране, где у нас не было подсчетов из опроса или других источников переписи, или эти источники значительно различались, мы связались с местными исследователями, чтобы получить информированный подсчет и оценить степень государственной поддержки школ Монтессори. В некоторых случаях мы включили подсчеты, предоставленные авторами профилей стран для Справочника по образованию Монтессори Bloomsbury (Дебс, в прессе) или с веб-сайтов национальных ассоциаций Монтессори, когда они были доступны. Мы получили информацию от 12 представителей в конкретных странах.
Дополнительные данные для практик Монтессори
Чтобы лучше понять последствия широкого подхода, который мы использовали при определении того, что представляет собой школа Монтессори, мы изучили различия и сходства в определении и практике Монтессори в разных странах, сравнив выборку из 14 национальных и региональных организаций Монтессори по всему миру, чтобы увидеть, как они определяют школу Монтессори. Мы проконсультировались со следующими организациями в странах со значительной инфраструктурой Монтессори, чтобы получить информацию из разных регионов мира: Южноафриканская ассоциация Монтессори, Международный фонд Монтессори, Американское общество Монтессори, AMIUSA, Инициатива государственной политики Монтессори, Organização
Montessori do Brasil, Монтессори для Кении, Индийский фонд Монтессори (аффилированный с AMI), Индийский центр Монтессори, Монтессори Мексика (аффилированный с AMI), Монтессори Германия, Монтессори Австралия, Монтессори Аотеароа, Новая Зеландия и Монтессори Европа (список организаций и их ссылки см. в приложении B).
Анализ
Подсчет количества школ Монтессори в каждой стране потребовал более сложного анализа, поскольку было задействовано несколько источников данных. Детали процесса проведения анализа подробно описаны отдельно для данных из опроса и для данных из дополнительных источников и представлены в двух следующих разделах.
Анализ данных из опроса
Анализ данных опроса включал описательную статистику, в том числе средние значения, стандартные отклонения и подсчет частоты 81 ответа с использованием IBM Statistics v. 28. Данные о подходе Монтессори из 14 организационных источников, перечисленных в Приложении B, были собраны и отсортированы в Microsoft Excel для определения тем и общих критериев по организациям. Данный анализ послужил основой для обсуждения практик Монтессори в разделе «Результаты» и представил пункты, включенные в опрос, связанный с практиками Монтессори.
Процесс определения
Мы опишем многоэтапный процесс подсчета количества школ Монтессори в отдельных странах в следующих параграфах. Во-первых, мы сверили количество стран из ответов на опросы с переписью CGMS, а также с подсчетами, полученными в результате наших информационно-пропагандистских мероприятий. Мы придавали большее значение подсчетам, полученным из наиболее качественно задокументированных источников или когда цифра была из конкретного списка. В ряде случаев мы получили разные подсчеты количества школ Монтессори от нескольких организаций в одной и той же стране и, в некоторых случаях, существенные различия в подсчетах от разных членов одной и той же организации. Большие различия в подсчетах по странам наблюдались для Канады, Китая, Японии, Кении, Нигерии и Турции. В этих случаях мы создали оценку по стране, которая была примерно средней точкой всех оценок, при этом больший вес придавался источникам данных более высокого качества. В некоторых регионах, таких как Танзания и Канада, мы взяли среднюю точку нескольких оценок, но примеры Турции и Китая дают контекст для понимания типов проблем, с которыми мы столкнулись в некоторых странах.
В Турции респондент первоначального опроса дал оценку 3000 школ Монтессори в стране. Дополнительный охват дал нам оценки 500–700 школ, 50–150 школ и список из 49 школ Монтессори, считающихся высококачественными (включая примечание о том, что несколько школ называют себя школами Монтессори, не имеющими существенной связи с педагогикой). Основываясь на дополнительной контекстуальной информации из информационно-просветительской работы, мы в конечном итоге пришли к щедрому подсчету в 300 школ Монтессори в Турции.
У нас также был широкий диапазон подсчетов по Китаю, который подчеркивал важность понимания местного контекста страны, особенно в меняющемся политическом ландшафте. Учебный институт подсчитал низкую цифру в 200 школ Монтессори в Китае, национальная ассоциация Монтессори подсчитала 1000 школ, преподаватель учебного центра подсчитала 1000–1300, а исследователь Монтессори в Китае оценила количество в 5000–6000 школ, приложив усилия для сбора данных. Вид образовательной программы Монтессори в Китае быстро меняется; Правительство Китая вводит ограничения на обучение и предоставляет субсидии дошкольным учреждениям, расположенным в местных жилых массивах, что привело к регулированию учебных программ и преобразованию нескольких дошкольных учреждений Монтессори в традиционные дошкольные учреждения (А. Чен, личное сообщение, 7 сентября 2022 г.). Учитывая данный неопределенный политический ландшафт, мы в конечном итоге подсчитали примерно 1100 школ Монтессори в Китае, и эта цифра требует дополнительного мониторинга и пересмотра по мере изменения ландшафта.
Еще одной важной целью данного проекта было определение степени государственной поддержки школ Монтессори по всему миру. Тем не менее, как и в случае с подсчетом общего числа школ Монтессори в стране, также наблюдались значительные различия в ответах о финансировании государством или участии в государственных программах школ Монтессори. Расхождения могли стать результатом различных контекстов по странам и нечеткой формулировки нашего вопроса. Когда мы спросили: «Сколько школ Монтессори в стране, где вы осуществляете свою основную деятельность, финансируется государством?», мы намеревались указать на школы, которые полностью финансируются из государственных источников, но респонденты могли интерпретировать этот вопрос, подразумевая частные школы, которые в той или иной степени финансируются государством.
Чтобы подсчитать количество школ Монтессори, получающих полное государственное финансирование и количество программ Монтессори, спонсируемых государством, мы объединили информацию из дополнительных источников с ответами на опрос.
Результаты
Раздел «Результаты» разделен на три части. В первой части представлены результаты, касающиеся основного вопроса о количестве школ, существующих во всем мире, а также о степени поддержки школ государством. Во второй части представлен более глубокий анализ на основе ответов на опрос о структурах организаций и масштабах программ обучения учителей Монтессори. Третья часть включает в себя синтез практик Монтессори, описанных национальными и региональными организациями Монтессори по всему миру в ответах на опрос, а также анализ точек зрения ведущих международных организаций Монтессори на основе их веб-сайтов.
Глобальный подсчет школ Монтессори
Признавая, что наши усилия по сбору данных могут быть ограниченными и что данные нескольких стран могут быть занижены, в настоящей Глобальной переписи школ Монтессори 2022 года мы документируем в общей сложности 15 763 школы Монтессори по всему миру, опираясь на наши выявленные источники данных. И по нашим оценкам, примерно 9% из них полностью финансируются государством. Страны с наибольшим количеством школ Монтессори — США, Китай, Таиланд, Германия, Канада и Танзания. США, Таиланд, Нидерланды и Индия имеют наибольшее количество финансируемых или поддерживаемых государством программ Монтессори. Как видно из рисунка 1, образовательная программа Монтессори распространилась по всему миру, сконцентрировавшись в крупных странах почти на всех континентах. В Приложении C приводится информация о примерном количестве, определенном для каждой страны на основе нашего анализа.
Оценка полностью финансируемых государством школ Монтессори, 9%, основана на дополнительных данных, описанных в разделе «Методы», а также на ответах на опрос национальных организаций Монтессори. Респонденты опроса также указали дополнительное количество частных школ, получающих в той или иной форме государственное финансирование. Хотя опрос охватывает ограниченное число стран и организаций, он дает представление о масштабах государственной поддержки школ Монтессори по всему миру.
Опрос национальных и региональных организаций Монтессори
Даже не имея исчерпывающего характера, ответы на опросы 81 национальной и региональной организации Монтессори из 59 стран дают больше информации, чем просто подсчет школ. Поэтому здесь мы представляем результаты опроса, связанные со структурой этих организаций Монтессори и наличием программ обучения учителей в соответствующих странах.
Рисунок 1. Расчётное количество школ Монтессори по странам
Примечание. Шкала варьируется от желтого для самых низких чисел до темно-зеленого для самых высоких чисел (1100+). Серым цветом обозначены страны, по которым нет данных. Интерактивная карта доступна по адресу
Организации сообщают о том, что школы могут присоединиться к ним различными способами, и почти половина (44,9%) указали, что они предлагают разные степени присоединения. Шесть из десяти организаций сообщили о возможности любой школы присоединения в той или иной степени (61,0%). О необходимости соответствия конкретным критериям проверки сообщили менее половины организаций (40,3%), и только четверть разрешила школам зарегистрироваться, заплатив членский взнос (27,3%). Гораздо меньшая часть (13,0%) указала, что они предлагают уровень членства с соответствием определенным критериям, но без проверки. Можно многое узнать о том, как национальные и региональные организации Монтессори по всему миру определяют критерии вступления для школ. Эти уровни членства часто связаны с определениями образовательной программы Монтессори, на которые опираются соответствующие организации, и это тема следующего раздела.
Мы также спросили национальные и региональные организации Монтессори о любых имеющихся программах обучения для учителей Монтессори, и две трети сообщили о наличии таких программ (65,3%).
Наибольшее количество этих организаций сообщили, что учебные центры были связаны с АМИ (61,1%); остальные сообщили, что их учебные программы были независимыми (40,3%). Более 20% участников не упомянули никакие другие учебные заведения.
Синтез современных определений образовательной программы Монтессори
Наши усилия по сбору данных дают возможность пролить свет на сходства и различия в том, как образовательная программа Монтессори определяется в различных географических точках. На основе нашей выборки из 14 веб-сайтов национальных организаций Монтессори и данных респондентов опроса мы обнаружили, что, хотя многие национальные организации-члены ориентированы на инклюзивность и гостеприимство, некоторые из них находятся в процессе разработки критериев качества, которые установят уровни признания практики Монтессори. Детали национальных определений того, что представляет собой школа Монтессори, широко варьировались в разных странах, но неоднократно включали в себя акцент на специфике практики подхода Монтессори в классе и акцент на более широкой философии применения подхода. В некоторых случаях национальные определения больше склонялись к практике Монтессори, в других больше внимания уделялось философии подхода Монтессори, а иногда были включены оба варианта (например, Монтессори Германия, Монтессори Аотеароа, Новая Зеландия).
Несмотря на эти различия, мы обнаружили общую согласованность определений по странам в следующих идеях и практиках в качестве центральных столпов внедрения подхода Монтессори:
- Поддержка философии Монтессори
- Смешанные возрастные группы
- Педагоги с подготовкой Монтессори
- Материалы Монтессори
- Свобода выбора
- Блок непрерывного рабочего процесса
Данные согласованные определения предполагают, что между многочисленными организациями Монтессори существует общее соглашение относительно этих широких педагогических практик, требуемых от школ Монтессори.
Как мы упоминали, в нашем анализе определений программы Монтессори от национальных и региональных организаций Монтессори участников опроса спрашивали о степени, в которой школы в их стране следуют философии Монтессори и используют пять ранее определенных ключевых практик (таблица 2). Результаты показывают, что наиболее применяемые практики — это организация смешанных возрастных групп и материалы Монтессори для детей. Примерно половина организаций сообщает, что школы, связанные с ними, «всегда» реализуют свободу выбора и нанимают учителей, прошедших подготовку по методике Монтессори. Наименее стабильной характеристикой был непрерывный рабочий цикл.
Обозначив результаты на основе различных источников данных, мы завершаем исследование обсуждением выводов о данной работе, ограниченности собранных данных и направлений будущих исследований.
Обсуждение
Настоящее исследование дает ориентир для тех, кто хочет оценить распространение образовательного подхода Монтессори по всему миру: по состоянию на 2022 год насчитывается 15 763 школы. Данная оценка также подтверждает утверждения о том, что образовательная программа Монтессори представляет собой крупнейший глобальный альтернативный образовательный подход по сравнению с оценками количества школ, применяющих другие подходы, такие как IB (3600), Waldorf (1857) и школы, вдохновленные Реджо-Эмилией (1200 членов Североамериканского альянса Реджио).
Мы собрали данные опроса и ознакомились с рядом дополнительных источников данных; однако настоящая Глобальная перепись школ Монтессори 2022 года явно имеет ограничения. Опрос был проведен на английском языке и опирался на веб-сайты национальных организаций, потенциально игнорируя рядовые школы, использующие местные языки. Первоначально опрос был разослан AMI, организацией с широким международным охватом, но представляющей одну часть Монтессори-сообщества. Кроме того, национальные и региональные организации Монтессори могут быть нестабильными, с возможными изменениями руководства и степени репрезентативности с течением времени. В идеале, будущие итерации данного проекта будут включать списки школ, а не просто их подсчет, и иметь более широкий охват, а также будут координироваться волонтерами, использующими местные языки. Мы смогли получить приблизительную оценку: 9% мировых школ Монтессори полностью финансируются государством. Дополнительные вопросы о соотношении государственных школ и частных школ с частичным государственным финансированием и более качественная оценка доступности и равенства на основе данных о государственном финансировании и демографических характеристиках учащихся потребуются, чтобы действительно понять, в какой степени образовательная программа Монтессори служит социально-экономически разнообразной группе учащихся.
В конечном счете, Глобальная перепись школ Монтессори 2022 года предоставляет семьям, педагогам, исследователям и политикам ценный ресурс, позволяющий лучше понять охват образовательной программы Монтессори, траекторию роста и глобальное разнообразие. В настоящее время такой комплексной отчетности не существует, что приводит к неточным оценкам распространенности школ Монтессори или пробелам осведомленности об их глобальном присутствии. Создавая эмпирический источник данных о школах Монтессори по всему миру, мы обеспечиваем стабильную справочную информацию, преодолевающую разрозненность организаций, которая еще больше усложняется национальными границами.
Настоящая Глобальная перепись школ Монтессори 2022 года предлагает эмпирическую оценку распространенности школ Монтессори во всем мире. Учитывая распространение и разнообразие образования Монтессори во всем мире, точный и последовательный учет является сложной задачей, но необходимой для понимания охвата, тенденций роста и разнообразия групп учащихся школ Монтессори. Используя данные, собранные международными, национальными и региональными организациями Монтессори, мы оцениваем в Глобальной переписи школ Монтессори 2022 года в общей сложности 15 763 школы Монтессори по всему миру, причем примерно 9% из них финансируются государством. Мы также зафиксировали сходства и различия в том, как национальные и региональные организации Монтессори определяют образовательную программу Монтессори в своих странах, что обеспечивает основу для будущего более детального учета школ. Мы признаем, что, хотя эта оценка основана на нескольких источниках данных, обращение к дополнительным источникам в будущем может повысить точность полученных подсчетов, особенно в отношении финансируемых государством и получающих государственную поддержку школ Монтессори. Кроме того, определения школы Монтессори в каждой стране нуждаются в более полном изучении. Хотя многое еще предстоит узнать об образовательной программе Монтессори во всем мире, данный проект представляет собой ценный и стабильный ресурс для данной области.
Информация об авторе
*Автор, которому следует направлять корреспонденцию
Мира С. Дебс* — исполнительный директор Программы исследований в области образования и преподаватель социологии в Йельском университете. С ней можно связаться по адресу
Яап де Брауэр — научный сотрудник Исследовательской группы по прогрессивному образованию и преподаватель Монтессори-педагогов в Саксионском университете прикладных наук.
Анджела К. Мюррей — доцент-исследователь Канзасского университета и директор Центра Монтессори-исследований Канзасского университета.
Линн Лоуренс — исполнительный директор Международной ассоциации Монтессори.
Меган Тайн — руководитель отдела инноваций Международной ассоциации Монтессори.
Кэндис фон дер Вель — менеджер по работе с партнерами Международной ассоциации Монтессори.
Библиографический список
Association Montessori Internationale. (2021). 2021 annual report.
Association Montessori Internationale. (2020). Montessori countries in 2020. Annual General Meeting [remote].
Association Montessori Internationale. (2006). Montessori worldwide.
Center for Guided Montessori Studies. (n.d.). Global Montessori schools census.
de Brouwer, J., Mattijssen, E., & Stefels, M. (2022). Reflections on Montessori in the Netherlands: Fidelity—adaptation debate. In J. De Brouwer & P. H. M. Sins (Eds.), Perspectives on Montessori. Saxion Progressive Education University Press.
Debs, M. (In press). Introduction: Global Montessori education. In A.K. Murray, E-M. T. Ahlquist, M. McKenna, & M. Debs (Eds), Handbook of Montessori Education. Bloomsbury. [Publication date April 6, 2023]
Denervaud, S., Christensen, A. P., Kenett, Y. N., & Beaty, R. E. (2021). Education shapes the structure of semantic memory and impacts creative thinking. npj Science Learn, 6(35). https://doi.org/10.1038/s41539-021-00113-8
Gasco-Txabarri, J., & Zuazagoitia, D. (2022). The sense of patterns and patterns in the senses. An approach to the sensory area of a Montessori preschool classroom. Education, 3–13.
Gutek, G. L., & Gutek, P. A. (2016). Bringing Montessori to America: SS McClure, Maria Montessori, and the campaign to publicize Montessori education. University of Alabama Press.
International Baccalaureate (IB). (2020). Facts and figures.
Kramer, R. (1976/1988). Maria Montessori: A biography. Addison Wesley.
Landi, L., & Pintus, A. (2022). Критический подход к Reggio Emilia Approach. Educazione. Giornale di pedagogia critica, 11(1).
Lillard, A. S., & McHugh, V. (2019). Authentic Montessori: The Dottoressa’s view at the end of her life part I: The environment. Journal of Montessori Research, 5(1), 1–18.
Livstrom, I. C., Szostkowski, A. H., & Roehrig, G. H.
(2018). Integrated STEM in practice: Learning from Montessori philosophies and practices. School Science and Mathematics, 119, 190–202.
Macy, M., Pool, J., Chen, C. I., Rusiana, T., & Sawyer, M. (2021). A preliminary examination of a kindergarten school readiness assessment. Early Childhood Education Journal, 50, 1035–1046.
Marshall, C. (2017). Montessori education: A review of the evidence base. npj Science of Learning, 2(11), 1–11.
Montessori Aotearoa New Zealand. (2022). Montessori in Aotearoa New Zealand.
Murray, A. K., & Daoust, C. (in press). Fidelity issues in Montessori research. In Handbook of Montessori Education. Murray, A. K., Ahlquist, E-M. T.,
McKenna, M., & Debs, M. (Eds). Bloomsbury Publishing. [Publication date April 6, 2023]
National Center for Montessori in the Public Sector. (n.d.). Montessori census.
North American Reggio Emilia Alliance. (2022). Census.
Opera Nazionale Montessori. (n.d.). Nidi e scuole Montessori in Italia [Montessori schools and day care centers in Italy].
Povell, P. (2009). Montessori comes to America: The leadership of Maria Montessori and Nancy Mccormick Rambusch. University Press of America.
Quarfood, C. (In press). Maria Montessori: Life and historical context. In A. K. Murray, E-M. T. Ahlquist, M. McKenna, & M. Debs (Eds.), Handbook of Montessori education. Bloomsbury. [Publication date April 6, 2023]
Reggio Emilia Approach. (2022). Network.
South African Montessori Association. (2022). SAMA schools.
Waldorf Worldwide/Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners. (2022). Waldorf World list.
Whitescarver, K., & Cossentino, J. (2008). Montessori and the mainstream: A century of reform on the margins. Teachers College Record, 110(12), 2571–2600.
Приложение А
Избранные вопросы из глобального опроса Монтессори
1. Как называется ваша национальная/региональная организация Монтессори?
2. В какой стране работает ваша организация?
3. Как школы могут связаться с вашей организацией Монтессори? (Выбрать все, что подходит.)
4. Есть ли у вас разные уровни для школ, связанных с вашей организацией, на основе внедрения Монтессори?
5. Какова оценка общего числа школ Монтессори в основной стране вашей организации, независимо от того, являются ли они в настоящее время членами вашей организации? (Пожалуйста, используйте самое широкое определение того, что вы считаете школами Монтессори.)
6. Сколько школ Монтессори в вашей основной стране финансируются государством?
7. Сколько центров подготовки учителей Монтессори доступно в вашей основной стране?
8. Какие из следующих филиалов имеют учебные центры в вашей основной стране? (Выбрать все, что подходит.)
9. В какой степени следующие характеристики образования Монтессори применимы к школам, связанным с вашей организацией в вашей основной стране?
○ Смешанная возрастная группа
○ Педагоги с подготовкой Монтессори
○ Дети используют материалы Монтессори
○ У детей есть свобода выбора
○ Непрерывный рабочий цикл
10. Как ваша организация контролирует внедрение программы Монтессори в школах, связанных с вашей организацией, в вашей основной стране? (Выбрать все, что подходит.)
Приложение В
Определение и включение Монтессори-школ, консультируемых организаций
American Montessori International-USA — Стандарты для классов Монтессори AMI:
Американское общество Монтессори — 5 основных компонентов образования Монтессори:
Индийский центр Монтессори:
Индийский фонд Монтессори — школы Монтессори:
Международный фонд Монтессори — шесть принципов образования Монтессори, сформулированные Нэнси Маккормик Рамбуш и Джоном Ступсом в 1992 году.
Монтессори Аотеароа Новая Зеландия — Путь Монтессори к совершенству (MJ2Ex) Те Ара Ки Хиуатанга: Основные элементы:
Монтессори Австралия — качество Монтессори: аутентичная практика:
Монтессори Германия — документ с рамками качества:
Монтессори Европа — объединение монтессорианцев в Европе и за ее пределами:
Монтессори для Кении — Монтессори:
Монтессори Мексика:
Инициатива государственной политики Монтессори: — Основы Монтессори:
Organização Montessori do Brasil:
Южноафриканская ассоциация Монтессори:
Приложение С
Количество школ по странам
Страна | Общая оценка |
---|---|
Афганистан | 1 |
Албания | 2 |
Алжир | 4 |
Американское Самоа | 2 |
Антигуа и Барбуда | 1 |
Аргентина | 40 |
Армения | 9 |
Аруба | 4 |
Австралия | 345 |
Австрия | 106 |
Азербайджан | 4 |
Багамы | 1 |
Бахрейн | 5 |
Бангладеш | 3 |
Барбадос | 3 |
Беларусь | 3 |
Бельгия | 8 |
Белиз | 1 |
Бенин | 6 |
Бермуды | 1 |
Бутан | 1 |
Боливия | 9 |
Босния и Герцеговина | 6 |
Ботсвана | 1 |
Бразилия | 110 |
Бруней Даруссалам | 1 |
Болгария | 40 |
Бурунди | 1 |
Камбоджа | 7 |
Камерун | 1 |
Канада | 900 |
Каймановы острова | 5 |
Чили | 60 |
Китай | 1 100 |
Колумбия | 40 |
Коста-Рика | 46 |
Кот-д’Ивуар | 1 |
Хорватия | 6 |
Кипр | 8 |
Чешская Республика | 34 |
Демократическая Республика Конго | 3 |
Дания | 3 |
Доминика | 1 |
Доминиканская Республика | 16 |
Эквадор | 6 |
Египет | 60 |
Сальвадор | 4 |
Экваториальная Гвинея | 1 |
Эстония | 12 |
Эфиопия | 110 |
Фиджи | 1 |
Финляндия | 34 |
Франция | 225 |
Габон | 1 |
Гамбия | 13 |
Германия | 1,000 |
Гана | 300 |
Греция | 50 |
Гренада | 1 |
Гуам | 1 |
Гватемала | 13 |
Гвинея | 1 |
Гаити | 50 |
Гондурас | 10 |
Гонконг (САР) | 7 |
Венгрия | 7 |
Индия | 417 |
Индонезия | 65 |
Ирак | 2 |
Ирландия | 81 |
Израиль | 1 |
Италия | 243 |
Ямайка | 1 |
Япония | 260 |
Иордания | 1 |
Казахстан | 1 |
Кения | 200 |
Косово | 2 |
Кувейт | 10 |
Лаосская Народно-Демократическая Республика | 3 |
Латвия | 32 |
Ливан | 10 |
Лесото | 1 |
Либерия | 1 |
Литва | 2 |
Люксембург | 18 |
Макао | 1 |
Македония | 1 |
Мадагаскар | 2 |
Малави | 13 |
Малайзия | 80 |
Мартиника | 1 |
Мексика | 200 |
Монголия | 4 |
Марокко | 1 |
Мозамбик | 2 |
Мьянма | 4 |
Намибия | 16 |
Непал | 19 |
Нидерланды | 223 |
Новая Зеландия | 169 |
Никарагуа | 7 |
Нигерия | 150 |
Северная Корея | 1 |
Норвегия | 130 |
Оман | 1 |
Пакистан | 100 |
Палау | 1 |
Панама | 7 |
Парагвай | 6 |
Перу | 17 |
Филиппины | 45 |
Польша | 600 |
Португалия | 20 |
Катар | 3 |
Румыния | 50 |
Российская Федерация | 750 |
Руанда | 2 |
Сент-Китс и Невис | 3 |
Сент-Люсия | 3 |
Саудовская Аравия | 6 |
Сербия | 3 |
Сейшельские острова | 2 |
Сьерра-Леоне | 1 |
Сингапур | 63 |
Словакия | 2 |
Словения | 35 |
Южная Африка | 450 |
Южная Корея | 15 |
Испания | 120 |
Шри-Ланка | 5 |
Судан | 1 |
Свазиленд | 2 |
Швеция | 35 |
Швейцария | 120 |
Сирийская Арабская Республика | 1 |
Тайвань | 60 |
Танзания, Объединенная Республика | 800 |
Таиланд | 1,000 |
Тринидад и Тобаго | 2 |
Тунис | 1 |
Турция | 300 |
Уганда | 10 |
Объединенные Арабские Эмираты | 30 |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | 700 |
Соединенные Штаты Америки | 3 025 |
Уругвай | 4 |
Узбекистан | 1 |
Венесуэла, Боливарианская Республика | 3 |
Вьетнам | 80 |
Британские Виргинские Острова | 1 |
Йемен | 1 |
Замбия | 15 |
Зимбабве | 30 |
Итого | 15 763 |
Источник:
Представлен перевод статьи
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов