Главная Избранное Развитие мозга детей от рождения до шести лет

Развитие мозга детей от рождения до шести лет

Обнаружено, что первые шесть лет жизни малыша имеют огромное значение в формировании нейронных связей.

Развитие мозга детей от рождения до шести лет

Недавнее исследование подтверждает научное открытие, которое показало, что основание нейронных структур в лобных долях человеческого мозга не до конца развито до 24 лет. Это указывает на то, что мозг постоянно развивается, а значит взрослые, окружающие ребёнка, несут ответственность за то, чтобы этот жизненный этап был для него наполнен положительным опытом.

Чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал, человеку необходимо взаимодействие с окружающей средой и сенсорное восприятие. Это очевидно, ведь в будущем происходит развитие координации движений и независимости, формируются речь и сила воли (Lillard and Jessen, 2003).

Возникает вопрос: «Что мы делаем для детей, чтобы полностью раскрыть их интеллектуальные способности?» По мнению Даймонд и Хопсон, авторов книги «Magic Trees of the Mind», существует несколько способов достичь этого. Даймонд и Хопсон описывают обогащённую окружающую среду, которая включает в себя:

  • постоянный источник поддержки и участия окружающих;
  • полноценное питание;
  • принятие всех чувств детей;
  • спокойную и приятную обстановку;
  • взаимодействие с другими членами общества.

Эти условия развивают и дают ребёнку возможность анализировать результаты своих действий, что в целом позволяет ему быть активным участником, а не пассивным наблюдателем (Diamond and Hopson, 1998).

Идея подобной обогащённой среды присутствует и в Монтессори. Подготовленная Монтессори-среда помогает детям:

  • погрузиться в свой мир;
  • учитывает специфические потребности каждого возраста;
  • обеспечивает физическую и эмоциональную безопасность;
  • является эстетически привлекательной и уютной.

А присутствие санитарной культуры и наличие соответствующей мебели отвечают потребностям и взрослого и ребёнка. Помимо этого, обстановка предполагает свободу выбора, что позволяет детям действовать самостоятельно и учит их брать ответственность за свои поступки.

Ребенок занимается в Монтессори-классе

Ребёнок занимается в Монтессори-классе 3–6, школа LePort

Как движение развивает мозг

Лучший способ вовлечь малыша в развивающий процесс в качестве активного участника — движение. Двигательная активность действительно полезна и является неотъемлемой частью обучения, развития творческого потенциала и высокого уровня мышления. Движение нормализует функции головного мозга путём совершенствования взаимосвязей между двумя полушариями. Известно, что, когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда её поднять поступила из левого полушария, и наоборот.

Доказано, что двигательная активность укрепляет подкорковые узлы, мозжечок (координирует сокращение мышц) и мозолистое тело (волокнистый пучок аксонов, связывающий правое и левое полушария). При движении вырабатываются нейротрофины, естественные нейронные факторы роста между двумя полушариями, а также увеличивается миелинизация. Миелин — это мозговой жир, который оборачивается вокруг аксона и помогает передавать электрические импульсы. Также он отвечает за утроение веса мозга после рождения. По мере того как слой миелина становится толще, ускоряется передача информации в организме и мозг работает эффективнее (Diamond and Hopson, 1998).

Одним из новых методов развития мыслительных способностей у детей посредством совершения определённых движений является образовательная кинезиология. Она определяется как «изучение и применение групп упражнений, активирующих мозг для оптимального хранения и извлечения информации». Она сосредоточена на «образовательной модели», модели «вытягивания потенциала посредством движения». Одна из программ этого исследования называется мозговой гимнастикой. Она разработана экспертом в области развития детской моторики и доктором наук Полом Деннисом. В её основе лежат естественные движения, похожие на те, что дети совершают в раннем возрасте. Мозговая гимнастика помогает заложить основу образования на протяжении всей жизни у малышей раннего возраста, так как научно доказано, что латеральные навыки помогают усваивать знания, читать, писать и говорить (BrainGym.com).

Примеры упражнений из мозговой гимнастики:

  • Пересечение по вертикальной линии тела. Например, перекрёстный шаг, марширование или любое движение руки или ноги, которое выполняется перекрёстно, касаясь противоположной стороны тела. В Монтессори-классе дети могут заниматься живописью на мольберте, мытьём посуды или окна — это разновидности этого упражнения.
  • Растяжки. Наиболее эффективна та растяжка, при которой работают все конечности.
  • Энергетические упражнения. Глубокое дыхание или активация тела через прикосновения и поглаживания руками или постукивание пальцами по всему телу от макушки до пяток.
  • Зеркальное рисование. Рисование ручкой с середины листа в зеркальном отображении с использованием обеих рук. Преимущество занятия в том, что обучение проходит легко и весело, развивается грамотность, крупная и мелкая моторика, координация тела, повышается уверенность в себе.

По мере изучения раннего возраста, специалисты стараются найти оптимальные способы стимулирования развития детей. Программы, основанные на движении, используется для улучшения мыслительного процесса у дошкольников. Несомненно, значение двигательной активности очень велико, так как она позволяет сформировать прочный фундамент для дальнейшего обучения ребёнка.

Источник: dailymontessori.com

Фото Монтессори-школы LePort

Читать по теме:

Нейрофизиология впитывающего разума

Развитие критического мышления детей в Монтессори-классе

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наташа Антонова

лучшее тому подтверждение. Мы попробовали и у нас получилось. Ребенка не остановить, болтает теперь как заведенная)

24 Апреля 2018 Ответить
Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы