• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Развитие ребёнка до года по Монтессори: история Натальи и Евы

Развитие ребёнка до года по Монтессори: история Натальи и Евы
Как я собственными руками превратила квартиру в развивающее пространство для дочки по методике Монтессори. Научилась правильно выбирать игрушки и перестала тратить деньги на то, что на самом деле вредит развитию.


Меня зовут Наталья, мне 33 года, а моей дочке Еве — 4 с половиной месяца. Мы живём в Новосибирске. О методике Марии Монтессори я впервые услышала 3 года назад. Ещё тогда решила, что вернусь к ней, когда рожу сама: настолько впечатлили результаты. Но только недавно узнала, что принципы Монтессори для малышей можно использовать, с самого рождения, и сразу записалась на курс «Создание развивающей среды для ребёнка до года».

Поскольку Ева — мой первый ребёнок, я чувствовала себя неуверенно. Хотела научиться правильно проводить с ней время и создать дома полезную среду. Стать понимающим и знающим родителем. Но курс оказался для меня намного глубже, чем инструкция или пошаговое руководство. Я научилась не только правильно  организовывать время и занятия для развития, но и действительно понимать своего ребёнка. Наблюдать за реакциями и вести правильный диалог. Хотя с младенцем он часто напоминает монолог, но это только на первый взгляд.

Как я разделила квартиру на зоны

Мне удалось правильно организовать пространство квартиры для развития ребёнка до года. И это оказалось проще, чем я думала: удобно пользоваться и поддерживать порядок. Когда-то вся развивающая среда для ребёнка в нашей квартире была представлена ковром перед большим зеркалом шкафа и купленными развивающими игрушками.

Ковёр в детской комнатеРаньше мне казалось, что Монтессори — это специальные игрушки и развивающие упражнения

В детской убрали всё лишнее. Поменяли шторы и карниз, приступили к зонированию. В зону для игр и активных занятий мы поставили:

  • стеллаж,
  • подносы для игрушек, с которыми дочка играет сейчас,
  • и закрытую коробку для остальных,
  • две рамки, в которых будем менять картины,
  • колонку для музыки,
  • зеркало 90*90 с перекладиной,
  • книжки.

Зона движения в детскойВот так выглядит наша зона движения сейчас

Ещё дополним треугольником Пиклер и организуем зону для чтения. Это будут отдельные полки для книг и либо удобное кресло, либо столик со стульчиком, чтобы трансформировать также в зону для творчества. Пока пополняем запасы согласно возрасту и интересам малыша.

Раньше дочь спала в обычной детской кроватке с бортиками в комнате родителей. Теперь постепенно привыкает ночевать в своей детской без мамы и папы. Сделали для Евы напольную кроватку из стандартной от IKEA — просто отпилили ножки. Позже купим кровать побольше, в виде домика.

Обустройство детской для малыша до 1 годаВ напольной кроватке малышка спит днём — привыкает делать это без родителей. Ночует у нас в комнате, в обычной кроватке с бортиками. Матрас мигрирует между комнатами вместе с ребёнком, поэтому на фото его нет

Для зоны кормления оказалась кстати подставка для ног к креслу. Купили растущий стульчик Tripp Trapp и набор посуды с салфеткой-трафаретом, чтобы ребёнок сам ставил предметы на контуры посуды. Думаю, что купим и облегчённый стульчик со столиком. Будем пробовать, что больше подойдёт.

Растущий стульчик для кормленияПривыкаем к стульчику Tripp Trapp, который «растёт» вместе с ребёнком

Хотим купить отдельный открытый шкафчик для вещей, который будет удобен по размеру для Евы. Но конкретный вариант ещё пока выбираем. Тут же поставим маленький стульчик, чтобы ей было удобно переодеваться.

Позаботилась о безопасности дома

Откровением для меня стало, сколько опасностей для малыша собрано в квартире. Методика Монтессори помогает посмотреть на всё с другого ракурса. Я обнаружила много опасностей для малышки дома и сразу начала с ними бороться:

  • приобрела заглушки для низкорасположенных розеток;
  • заказала ограничители для дверей и накладки на углы мебели;
  • убрала миску с кормом и ящик с вещами для собаки;
  • на выдвижные ящики, шкаф и окна поставила замки;
  • унесла большую неустойчивую вазу;
  • перепрятала бытовую химию и другие опасные предметы с нижних ящиков;
  • подняла шторы на подоконники;
  • в ванной решила наклеить мягкий уголок на подиум с острым краем;
  • у входа на балкон наклеила мягкий уголок на край ступени из керамогранита.

Сейчас я уверена, что Ева может спокойно перемещаться по дому без риска удариться, пораниться или получить другие травмы.

Комод для одежды в детскойВ нижних ящиках не осталось опасных для малышки предметов

Наши игрушки до года

Чтобы создать условия для развития ребёнка, не нужно много. Малышам интересны вещи, которыми пользуются взрослые, поэтому можно переделывать имеющуюся мебель и использовать подручные материалы. Главное, чтобы они были безопасны.

Я даже начала делать полезные игрушки по системе Монтессори своими руками.

Игрушка Монтессори своими рукамиМоя первая игрушка своими руками

Сначала дочку заинтересовал только сам кубик, а точнее — какой он на вкус. Потом она стала обращать внимание, что он падает в отверстие и вылетает из другого. Повторять пока не захотела, но начало положено.

Важно не только сделать или купить игрушку, но и разместить её так, чтобы вызвать интерес. Пока на игрушки на полке Ева не реагирует, не может самостоятельно доползти до них. Чтобы замотивировать дочь, я демонстративно беру их с полки и подаю ей, а после —  демонстративно ставлю обратно.

Развивающие игрушки для самых маленьких по МонтессориМы выбрали игрушки, стимулирующие двигаться и активно знакомиться с окружающим миром

На первой полке у нас игрушки, стимулирующие ползать: мяч Такане, звенящий шар, соединённые диски и катающаяся погремушка. Пока Ева всё пробует на вкус и использует не совсем по назначению. Кроме звенящего шара: его не только облизывает, но и катает.

На второй полке сбор разного: музыкальный слон, ёжик на колёсах, подвес от тренажёра, который моя девочка любит грызть, и резиновый шар с ручками для захвата.

Раньше я думала, что главное — организовать развивающие занятия. Теперь осознаю, насколько важнее слышать и понимать ребёнка. И чтобы он слышал и понимал тебя в ответ.

Самое ценное для меня в методе Монтессори — не игры, занятия или мебель. Главное — это общение. Создавая что-либо, нужно смотреть на это не с высоты своего родительского полёта, а с точки зрения ребёнка.

Результаты и планы

Так приятно осознавать, что я своими руками создаю среду для развития своего ребёнка ещё до года. Не приглашённый специалист, а я сама со знанием дела. Чувствую удовлетворение, гордость и трепет от того, как изменилась жизнь в нашей семье. Чем глубже погружаюсь в процесс, тем больше он захватывает. Особенно когда представляю, как мой ребёнок будет прекрасно и продуктивно расти в организованной среде моими руками.

На будущее я знаю, что дети в раннем возрасте могут самостоятельно кушать, пользоваться горшком, одеваться и поддерживать порядок. Важно им это показывать, предлагать и правильно организовывать пространство. Осталось подождать, когда малышка чуть-чуть подрастёт, и я всему её научу.

Что ещё изменилось за время курса:

  • Я научилась правильно организовывать время ребёнка.
  • Выработала новый подход к выбору игрушек и процессу одевания.
  • Стала общаться с ребёнком иначе — стараюсь говорить медленно, с расстановкой, не проецируя на малышку общение со взрослыми.
  • Больше времени посвящаю наблюдению за дочкой.
  • Лучше понимаю её потребности и больше уважаю интересы: ведь ребёнок — это личность.
  • Перестала тратить деньги на бесполезные для ребёнка вещи и направила их в нужное русло.

Этот курс нужно проходить до появления ребёнка, чтобы сразу подготовить правильную среду, а не переделывать готовое и не продавать потом те вещи, которые не подошли. Но это наш первый ребёнок, и до его рождения мы обо всём этом и не подозревали. Я очень рада, что хотя бы в рамках первых 6 месяцев нашла этот курс.

То, что рассказали педагоги — крайне полезная информация, чтобы с самого рождения развивать и воспитывать малыша правильно, не упускать драгоценного времени. Мы смогли переделать среду из не совсем правильной в почти правильную и намерены продолжать.

Я получила полезные знания, которые буду расширять с помощью книг. Пересмотрю видеоуроки, повторю главное и продолжу в том же духе. Уверена, что у нас с Евой всё получится!

Текст и фото Натальи Недобор — выпускницы онлайн-курса
«Создание развивающей среды для ребёнка до года»

Редакторы Любовь Пилипчук и Камила Кленовиц

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться