• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому

Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому

Если ребёнок боится какать, он может постоянно терпеть, отказываться от еды и активных игр из-за плохого самочувствия, плакать во время дефекации. В чём причины проблемы и как помочь малышу с ней справиться, рассказываем в статье.

Почему ребёнок боится какать

Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.

Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.

Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.

Как помочь малышу освоить горшок без стресса и когда начинать это делать — рассказываем в мини-курсе «Осваиваем горшок»

Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.

Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.

Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.

Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.

Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.

Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.

Что делать, если ребёнок боится какать

Ретроспективно оцениваем причины, психологические триггеры. Вспомните, давил ли кто-то на ребёнка в вопросах, связанных с дефекацией. Например, вы сами или родственники. Если дело в родственниках, которым вы периодически оставляете малыша, не переубеждайте их, но обязательно расскажите, как вести себя с вашим ребёнком. За него отвечаете вы, поэтому так делать можно и нужно.

Если поняли причины проблемы, устраняем их. А если не поняли, максимально мягко реагируем на любые неудачи, связанные с процессом дефекации. И наблюдаем за ребёнком. Будьте готовы к тому, что борьба со страхом не приведёт к успеху быстро. Чтобы преодолеть любой страх, нужно подходить к нему издалека, постепенно приближаясь к тому, что пугает. Так работает метод систематической десенсибилизации: издали контактируем со своим страхом — привыкаем к источнику страха — становится нестрашно (можем с этим спокойно жить).

Условно говоря, отходим на километр от источника страха, потом приближаемся на 100 м (до состояния, когда уже стало страшно, но ещё нет паники). И так постепенно приближаемся к источнику страха, с каждым разом всё больше. То же с горшком: ребёнок, пытаясь подольше не покакать, и отходит от источника страха на этот самый километр. И задача взрослого — постепенно помогать ему приблизиться.

В случае с дефекацией это нелегко организовать: естественные процессы жизнедеятельности не могут подождать, пока малыш наберётся смелости. Готов он или нет, его кишечник нуждается в регулярном опорожнении. Поэтому, чтобы помочь постепенно преодолеть неприязнь, отменяем все требования, касающиеся горшка.

Если раньше требовали, чтобы ребёнок какал только в горшок и только в туалете, временно пренебрегаем этим правилом. Вместо того, чтобы строго контролировать малыша в вопросах освоения горшка, помогаем ему расслабиться, успокаиваем и поддерживаем. И только когда ребёнок успокоится при отсутствии требований, возобновляем процесс освоения горшка. И, наученные предыдущим опытом, делаем это более бережно и терпеливо, чем в прошлый раз.


Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, временно отменяем требования к нему и нагрузки, чтобы снизить стресс. Помогаем расслабиться, успокаиваем и поддерживаем, и только потом возобновляем процесс освоения горшка

Договариваемся и идём навстречу. Если ребёнку 3-4 года, с ними можно разговаривать и договариваться. Например, предложить подержать за ручку, сходить с ним, повысаживать 3 раза в сутки, помочь преодолеть стресс и начать пользоваться унитазом.

Если он терпел и обкакался, реагируем нейтрально. Показываем, что всё в порядке, что есть план решения «катастрофы» — помоем, поменяем, покажем, что, где и как.

Поддерживать — не значит вкладывать много эмоций. В противном случае поход на горшок для ребёнка может превратиться в акт привлечения вашего внимания. Если взрослый случайно внёс дисбаланс и уделил слишком много внимания вопросу горшка (например, излишне эмоционально отреагировал после первого успеха или очередной неудачи), нужно сместить акценты — дать ещё больше внимания чему-то другому хорошему. И в следующий раз, когда малыш успешно сходит в туалет, отреагировать на это нейтрально. «Перетянуть» своё и его внимание на что-то другое. Ведь ребёнок и сам никогда не бывает по-настоящему рад, если он неконструктивным или неудобным путём завоёвывает наше внимание.

Чтобы взрослому было проще сохранять спокойствие и оставаться в ресурсе, когда ребёнок учится преодолевать страх к дефекации и постепенно осваивает горшок, важно понимать, что из позиции сочувствия проще, чем из позиции злости распределять чувства. Ошибочно думать, что малыш всё делает вам назло — это не так.

Контролируем питание и образ жизни. Может помочь здоровая диета, а также — препараты, смягчающие стул (и то, и другое — только по согласованию с врачом). Важно, чтобы, когда малыш терпит, твёрдые массы не копились, не создавали боль при дефекации и не подкрепляли его негативные ассоциации с этим процессом.

Если в жизни малыша не хватает движения, активности, нужно создать для этого подходящие условия — ведь малоподвижный образ жизни способствует проблемам с дефекацией.

Проходим консультацию врача. Если психологических предпосылок к запорам нет, а они происходят регулярно, и поэтому ребёнок боится ходить в туалет по-большому, необходимо пройти осмотр врача-педиатра и при необходимости сдать анализы, пройти лечение.

Чего нельзя делать

Ругать. Если ребёнок боится какать и терпит, то крики и осуждение со стороны взрослых только подкрепят этот страх. Руганью не добиться ни каких-либо улучшений, ни дисциплины, ни тем более полного решения проблемы.

Слишком эмоционально реагировать. Крайности вредны — как в выражении положительных эмоций, так и отрицательных, когда дело касается вопросов горшка. Каким бы ни было ваше отношение к успеху или неуспеху, лучше всего отреагировать нейтрально.

Поход на горшок — это естественная и обыденная часть жизни, вот что полезно транслировать ребёнку. И делать это нужно особенно аккуратно, если вы по своим личным причинам брезгливо, с неприязнью относитесь к процессу. Восприимчивый малыш может уловить негативную эмоцию и испытать стыд, страх — а они усугубят сложности.

Игнорировать проблему. Конечно, ситуации, когда ребёнок постоянно терпит, могут и сами со временем пройти. Но будет гораздо лучше, если взрослый уделит внимание этой проблеме и поможет малышу преодолеть страх. Вот что может быть, если отпустить всё на самотёк.

  • Если проблема не уйдёт сама, она усугубится. И тогда вам всё равно придётся её решать, но сделать это будет гораздо сложнее. Как учил нас Маленький Принц, с баобабами легче бороться, когда они маленькие.
  • Негативные последствия для физического здоровья. Хронический запор приводит к хронической интоксикации, а попытки сдержаться ухудшают кровообращение и т. п. Если у человека есть предрасположенность к тому или иному заболеванию, то неблагоприятные условия, создаваемые проблемой со стулом, могут способствовать развитию болезни.
  • Негативные последствия для психологического здоровья, которые появились после продолжительных переживаний в связи с болезненным стулом и борьбой с ним. В старшем возрасте у человека могут возникнуть сложности с тем, чтобы отдавать, отпускать, расставаться с ненужным и в психологическом плане.
  • Нарушенный баланс между «принимаю» и «отпускаю» на уровне тела может перенестись на поведение и отношения с людьми. Сложности с горшком не могут быть единственной причиной таких проблем, но существенно пополнят копилку того, что будет мешать человеку спонтанно выражать себя, доверять вдохновению, творчески раскрывать свой потенциал.
  • Неэффективные стратегии поведения и разрушительные установки. Если ребёнок привыкает уходить от проблемы и ждать, когда она решится сама в вопросе горшка, то и в других сложных ситуациях во взрослой жизни он может поступать по такой же схеме. Опять же, вопрос запоров в подобных случаях — это капля в море, но он по-своему важен и лучше помочь ребёнку, чем оставить его наедине с проблемой.

Как обеспечить профилактику запоров

Не давим на ребёнка в вопросах освоения горшка — уменьшаем вероятность проблем.

Если уделяем проблемам с туалетом внимание, то только в положительном ключе: не ругаем, а направляем и показываем, что хотим помочь; и что любую проблему можно решить, и у вас есть план.

Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения.

Ответственно подходим к планированию рациона ребёнка — чем он младше, тем более подходящие продукты должны быть в меню. Важен и способ их приготовления — плоха как слишком измельчённая, так и слишком грубая пища.

Никакую проблему не игнорируем, а решаем всё вместе с ребёнком.

Коротко о главном

  1. Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, причины проблемы могут быть как психологическими, так и физиологическими, часто — их сочетанием.
  2. Боль во время дефекации; стресс; переживания, связанные с жизнью тела и выражением себя психологически; неконструктивная реакция родителей на неудачи и успехи ребёнка; неподходящий рацион питания; недостаточно активный образ жизни — основные причины сложностей.
  3. Чтобы понять, почему ребёнок боится какать, стоит ретроспективно оценить ситуацию и поискать возможные предпосылки для её возникновения, а также проконсультироваться с врачом и сдать назначенные анализы.
  4. Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх к дефекации, важно временно убрать все ограничения и требования, связанные с горшком. Все остальные требования и нагрузки также полезно свести к минимуму. Избегайте всего, что увеличивает стресс.
  5. Не стоит игнорировать проблему. Это может привести к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни, сформировать у ребёнка неэффективные модели поведения.

Фото Татьяны Третьяковой и из блога How we Montessori

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Как обустроить ванную и туалет по Монтессори
Как обустроить ванную и туалет по Монтессори
В статье расскажем и покажем, как обустроить ванную и туалет по принципам Монтессори, какие предметы должны быть в ...
Кaк приучить рeбёнкa вcтaвaть нa гopшoк ночью
Кaк приучить рeбёнкa вcтaвaть нa гopшoк ночью
Спокойный ночной сон — важная составляющая здоровья малыша. Но что делать родителям, если он регулярно писает в кро...
7 советов, как отучить ребёнка от подгузников
7 советов, как отучить ребёнка от подгузников
Когда малыш постоянно в подгузнике, он не осознаёт процессы дефекации и мочеиспускания. Не видит причинно-следствен...
10 родительских установок, которые разрушительно влияют на развитие ребёнка
10 родительских установок, которые разрушительно влияют на развитие ребёнка
Быть родителем — непростая задача. Невозможно оказаться идеально готовым к тому многообразию ситуаций, из которых с...
Техника контейнирования эмоций ребёнка
Техника контейнирования эмоций ребёнка
В статье рассказываем, что такое контейнирование эмоций ребёнка, почему техника может не работать, какие можно допу...
Как наблюдать за ребёнком, чтобы действительно что-то увидеть
Как наблюдать за ребёнком, чтобы действительно что-то увидеть
Наблюдение — основа всех естественных наук. А ещё его можно использовать, чтобы получить честную информацию о ребён...
×
Поделиться