• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

«Боялась, что ребёнку будет неинтересно в обычной школе после Монтессори»

«Боялась, что ребёнку будет неинтересно в обычной школе после Монтессори»
Меня зовут Александра. Мы живём в Кирове, у меня два сына: Тимуру 8 лет, Давиду 4 года. Старший учится в первом классе в обычной государственной школе, а младший посещает Монтессори-сад. С методом я знакома почти шесть лет и до недавнего времени скорее мои дети были Монтессори, чем я Монтессори-мама. Но сейчас наша семья на 99% Монтессори, и нет предела совершенству. Правда, так было не всегда.

Как методика Монтессори появилась в нашей семье

Когда родился Тимур, мы с мужем решили, что это такой же член семьи — мир не стал крутиться только вокруг ребёнка, старались органично включить его в нашу жизнь. Мы не создавали развивающую среду дома, не было достаточного опыта. Но сейчас я понимаю, что делали всё правильно: давали свободу, следовали за малышом.

А позже интуитивно мы выбрали Монтессори-сад для сына. Ни про какую методику тогда мы не знали, очень понравился подход к детям и относительная тишина в группах. Но я всё ещё не понимала, что именно делают дети, как учатся всему и для чего служат материалы. Уже чуть позже при садике были организованы беседы для родителей, на которых подробнее рассказывали, чем же всё-таки занимаются дети в Монтессори-классе.

Я стала пытаться узнать больше о методе. Тогда единственной возможностью получить информацию на русском языке был сайт «Монтессори.Дети». Вот его я буквально наизусть выучила. Читала «Научную педагогику» Марии Монтессори. Но это скорее уже для продвинутых, язык сложный, читать без подготовки практически нереально.

Конечно, без ошибок не обошлось: пропустили несколько сензитивных периодов. Когда осознали, наверстать было уже сложно, и кажется, что некоторые были упущены безвозвратно.

Вообще, во время первого материнства во мне происходила борьба собственного внутреннего голоса и сильного давления общества. Многие родители увлечены развитием детей, в том числе чрезмерным ранним развитием. И в целом это не даёт шанса расслабиться родителям-новичкам: кажется, что в 2 года уже пора азбуку учить, считать до 1000 и вообще «после трёх уже поздно». Так вот, это совершенно не так — пожалуй, всё это ранее развитие сильно противоречит методу. Всему своё время, главное — быть внимательным и наблюдать, а ребёнок сам всё покажет.

Теперь я понимаю, что можно было чуть раньше расслабиться со старшим, перестать ожидать от него чего-то и просто наслаждаться жизнью. А ещё позволить ему самому есть ложкой в год. Это важно! За младшим мы больше наблюдаем, узнаём, какой он. А он каждый день новый и активно следует своей природе. Больше не хочется спешить и работать на результат.

Как учится старший сын в традиционной школе после Монтессори-сада

Сейчас Тимур в первом классе. В свободное время он любит рисовать и конструировать, смотреть познавательные передачи, играть в Minecraft. Он обычный современный ребёнок, который знает, что такое телефон и телевизор.

Дома братья хорошо ладят между собой. Тимур может прийти на помощь, подсказать. Иногда и мне подсказывает, если я что-то забыла. Всё же он гораздо больше меня ориентируется в Монтессори-среде. Он не знает философии метода, но знает, как всё в нём работает.

Монтессори-дети отлично ладят: старший ухаживает за младшим

Ребёнок после Монтессори-сада знает негласные правила поведения, может подолгу концентрироваться на занятиях, не испытывает трудностей с мотивацией. Поэтому адаптироваться под обычную общеобразовательную школу моему старшему сыну не составило труда.

Конечно, бывают противоречия между Монтессори-методом и методом традиционной школы. И меня это временами сильно огорчает. Вся система обычной школы построена на том, чтобы какой-то средний ученик усвоил какие-то определённые навыки. И нет никаких вариантов других, все должны двигаться по одной дороге.

Больше всего боялась, что Тимуру будет неинтересно в школе, будет слишком легко всё даваться и пропадёт интерес к обучению. Он очень живой и любознательный человек. Я волновалась, как к этому отнесётся учитель.

Но сыну нравится в школе, он любит литературу и окружающий мир. Кроме учёбы он с радостью участвует и во внеклассной деятельности, школьная жизнь для него не заканчивается со звонком. Он активный и любознательный. Недавно его мультик выиграл на школьном конкурсе MiniTED.

Что касается домашних заданий — я не слежу за их выполнением, хотя первое время всё же пыталась. Я быстро поняла, что ни мне, ни сыну это не нравится. Сейчас учёба — это только его зона ответственности. Я не вмешиваюсь. Я даже не всегда знаю, какие уроки у него в конкретный день. При всём нашем достаточно либеральном отношении к учёбе, наш школьник знает, что всегда может рассчитывать на нашу помощь, если она требуется, и не стесняется её попросить.

Тимур проявляет уважение к окружающим и к учителю в частности, поэтому с иерархией дела обстоят хорошо. Он очень добрый и неконфликтный, в саду не привык каждый день бороться за лидерство. А ещё у него много друзей, и он легко находит общий язык с ребятами.

Развивающая среда для младшего

Давид ходит в Монтессори-сад. Я пришла на курс о развитии детей с 3 до 6 лет с намерением серьёзно взяться за его среду дома. Мне показалось, что это будет очень полезно в дополнение к саду. Эту цель я достигла в полной мере.

Среда дома преобразилась. Не так кардинально, как я думала — оказалось, что дома я была уже на полпути. Оставалось только структурировать свои знания.

Наша домашняя среда вне школы

К тому же благодаря курсу мне удалось наладить более тесный контакт с педагогами в саду. Теперь мы вместе наблюдаем за Давидом, и если я замечаю важное дома, то обязательно передаю это воспитателю в садике.

Второй моей целью было понять, почему сын не интересуется развивающими материалами, скорректировать своё поведение и помочь в освоении новых навыков. Тут я тоже справилась. Давид теперь с большой охотой занимается в зоне практической жизни, более активно использует материалы. Мои мысли структурированы, и я знаю, что и когда предложить из имеющегося дома. Уверена, что и второй ребёнок так же легко адаптируется к обычной школе после воспитания Монтессори.

Родителям-новичкам хочется сказать: самое важное — не бойтесь чего-то не успеть, не дать, доверяйте детям и природе.

Александра Искакова, выпускница
нашего онлайн-курса «Развитие и воспитание с 3 до 6 лет»

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться