-
Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.
Ребёнок ведёт себя не так, как я хочу. Что делать
Допустим, родители хотят, чтобы ребёнок занимался музыкой. Купили пианино, оплатили музыкальную школу на год вперёд – а он хочет в карате. В такие моменты кажется, что он это придумал вам назло!
Что делать, если ребёнок ведёт себя не так, как вам хотелось бы? Ответ покажется неожиданным: ничего. Проблема не в ребёнке. У вас есть чёткий план, чем должен заниматься и интересоваться ребёнок. Откуда он? Вариантов несколько.

«Я на пианино играла, и он пусть играет!»
Логика родителей. Когда мама этого ребёнка была маленькой, родители отдали её в музыкальную школу. Она помнит, что было непросто: восемь лет обучения казались бесконечными. И всё же она получила музыкальное образование. Она не помнит, были ли у неё другие увлечения, – кажется, не было. Она не видит для ребёнка другого занятия, кроме музыки.
На самом деле. Часто взрослые не вспоминают травмы детства. Кажется, что музыкальная школа была не такой уж и страшной, значит и ребёнок потерпит.
Что делать. Если ребёнку занятия не в радость, почему бы не рассмотреть другие варианты дополнительного образования? Что-то наверняка придётся ему по душе. А музыкой вы можете заниматься дома по вечерам: в тёплой домашней обстановке ребёнку будет проще её полюбить.
Подробнее об этом: Как увлечь ребёнка музыкой. Советы Монтессори-педагога
«Я всегда мечтала ходить в бассейн, а он, неблагодарный, не ценит!»
Логика родителей. Может быть, мама ребёнка, когда была маленькой, хотела плавать, но в её районе не было бассейна, или группу уже набрали, или бабушка сказала, что после бассейна на морозе она точно простудится. Она перенесла свою мечту на ребёнка и уверена, что он должен быть доволен.
На самом деле. Реализовать посредством ребёнка свои несбывшиеся мечты – заманчивый план. Но он может не любить плавать и мечтает заниматься чем-то другим.
Что делать. У ребёнка может и не быть заветной мечты, но вы можете ему помочь её найти: запишитесь на пробное занятие в несколько разных секций: что-нибудь ребёнку точно понравится. А сами купите абонемент в бассейн – никогда не поздно.
Подробнее о том, как выбрать спортивную секцию для ребёнка
«Это лучшее решение в наше время!»
Логика родителей. Родители всё просчитали, прочитали десятки статей о тенденциях развития экономики региона и о том, какие специальности будут самыми высокооплачиваемыми через 20 лет. Обоснованные выводы: ребёнок должен ходить в кружок «Программирование с рождения», ведь лучше не тратить время на то, что в будущем ребёнку никакой пользы не принесет.
На самом деле. Никто не может точно сказать, как сложится будущее на самом деле, и окажется ли справедливым ваш прогноз. Но только люди, которые делают то, что им нравится, могут стать в своей сфере настоящими профессионалами, в то время как остальные будут метаться от одной нелюбимой работы к другой, не понимая, что ищут.
Что делать. Если вы обеспокоены будущим вашего ребёнка, лучшее, что вы можете сделать – помочь ему раскрыть его собственный потенциал. Научите его самостоятельно принимать решения и находить себе занятие по душе.
Подробнее об этом: Юрий Филёв в статье «Противоречия воспитания»
Как помочь ребёнку найти занятие по душе?
Подождите. Примерно до четырёх-пяти лет дети редко проявляют сильную и осознанную склонность к одному определённому занятию. Также в этом возрасте дети часто не испытывают потребности в общении со сверстниками, могут стесняться или зажиматься. Но всё же и в этом возрасте дети могут многое попробовать и всему по чуть-чуть научиться.
Расскажите. Рассказывайте и показывайте ребёнку, какие бывают занятия: ходите в филармонию, на танцевальные выступления, на каток и обсуждайте увиденное.
Попробуйте. Запишитесь на пробные занятия в разные кружки и секции, будьте наблюдательны, спрашивайте, что ребёнку понравилось больше, отметьте для себя трудности, с которыми он сталкивается, даже если ребёнок о них не говорит.
Станьте примером. Есть ли у вас хобби, которое доставляет вам настоящее удовольствие? Доставляет ли вам удовольствие ваша работа? Говорите с ребёнком о том, что вас вдохновляет: так вы научите его осознавать и выражать чувства, а также искать то, что будет приносить удовольствие именно ему.
Психолог Юлия Гусева: «Дайте ребёнку поскучать!»
«Чтобы ребёнок не скучал, его часто загружают дополнительными занятиями. Бывает, что ребёнок посещает два-три кружка в день. Действительно, тогда скуки не будет. Но и времени, чтобы осмыслить полученный опыт, тоже не будет. Не будет времени, чтобы дома ещё раз воплотить то, что ребёнок делал на занятии. Дайте возможность ребёнку поскучать! Дайте ему подумать о себе, о своих желаниях и о своих возможностях. Дайте ему проявить себя!»
См. также: Хайке Ларсон, «Свободное время ребёнка»
Ребёнок – сам себе человек
Ребёнок отличается от вас. Помогите ему найти то, что будет интересно именно ему, а не вам. Даже если ему никогда не пригодятся полученные навыки – останутся добрые воспоминания. А если пока ему ничего не интересно – возможно, стоит оставить его в покое.
Предоставьте ребёнку время, пространство и необходимые материалы для занятий дома. А варианты занятий, которые вы считаете важными, вы можете обсудить позже.

Комментарии (0)