• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Робкий ребёнок: больше, чем просто застенчивый

Робкий ребёнок: больше, чем просто застенчивый

Есть дети спокойные по своей природе. Они как будто родились со «старой душой»: кажется, знают и чувствуют намного больше для своих лет. Эмоционально зрелые не по годам они играют, читают или рисуют в одиночестве и выглядят при этом совершенно счастливыми. За таких детей я не волнуюсь. Меня беспокоят те, кто кажется спокойным, но на самом деле несчастен…

Я называю их робкими детьми. Они ведут себя тихо, и это пугает. Они съёживаются, если с ними заговорить. Такой ребёнок беспомощно стоит, когда его просят выполнить небольшую задачу, не зная, с чего начать. Вместо объяснения, почему домашняя работа не сделана, он просто молчит, желая исчезнуть.

Сейчас я часто вижу робких детей, чаще, чем раньше, и постоянно о них думаю. Я давно обращаю внимание на эту особенность. Первым «звоночком» стал мальчик, который подошёл ко мне со сломанным карандашом и сказал: «Мой карандаш сломан». Моим предложением было взять другой. Но почему это ему самому не пришло в голову?

Робкий ребенок

Робкие дети ведут себя тихо, они съёживаются, если с ними заговорить

Другой пример. Спрашиваю у девочки, где её папка, но она просто молча смотрит вниз. Ещё есть дети, которые постоянно подходят к учителю, потому что не могут самостоятельно выбрать работу: им нужно, чтобы им постоянно говорили, что делать дальше. Окончательно в правоте мыслей меня убедил случай с девочкой, разлившей молоко по всему столу. Она продолжала сидеть на стуле и даже не подскочила, чтобы не намочить одежду, а молоко лилось ей на колени.

Годами мне казалось, что такие дети просто застенчивы, но теперь я вижу, что в каком-то смысле они «искалечены». Они настолько привыкли к тому, что всезнающие взрослые «помогают» им и управляют ими даже по мелочам, и так и не научились действовать, не говоря уже о том, чтобы думать самостоятельно. Это явление становится всё более распространённым, потому что взрослые слишком многое делают за детей: они порой излишне опекают их, или очень заняты своими делами, или пытаются сэкономить время, или боятся, что придётся долго убираться.

Детям нужно быть самостоятельными! Самим находить кроссовки и самим за собой убирать. Им нужно выбирать и иногда совершать ошибки. Они должны почувствовать свои силы. Пусть малыш ходит в разных носках, которые он надел сам, или в ботинках не на тех ногах, и взрослые не должны делать из этого трагедию.

Маленький человек, который одевается сам, возможно, ходит в футболке наизнанку, но зато его дух не сломлен! Тоддлер, который сам намазывает себе бутерброд, оставит после себя намного больше беспорядка, чем если бы приготовлением занимался взрослый, но он развивается физически и эмоционально.

Ребенок готовит сам

Обычные дела, например, готовка, помогают ребёнку приобрести уверенность в себе

Робкий ребёнок: как взрослые могут ему помочь стать увереннее

Родители всегда спрашивают, как заниматься с детьми дома. Они ждут, что я расскажу о занятиях математикой или чтением или посоветую отличную компьютерную программу, которая даст преимущество в учёбе. Вы можете заниматься всем этим с малышом, но я считаю, что больше пользы будет, если взрослые научат детей забивать гвозди и сделают скворечник, вместе соберут модель, пришьют пуговицу. Эти задачи расширяют возможности! Они показывают юным исследователям, что они могут что-то создавать и оказывать влияние на пространство вокруг.

Все дети хотят почувствовать себя звездой. В танцевальной школе, в футбольной команде или в клубе скаутов. Чем чаще дошкольник оказывается в ситуации успеха, тем больше он готов пробовать свои силы в других видах деятельности. К сожалению, для некоторых детей вера в собственный успех зависит только от того, насколько их действия идеальны и нравятся взрослым.

Для воспитания уверенного в своих силах человека потребуются дополнительные усилия, и, как правило, для начала родителям нужно попрощаться с некоторыми навязчивыми идеями. Никто не собирается фотографировать вашу игровую для журнала «Лучшие дома и сады». Это территория ваших детей. Организуйте её таким образом, чтобы они могли найти то, что хотят, и легко убрать вещи на место. Скорее всего, придётся избавиться от сломанных или ненужных игрушек, даже если вы заплатили за них целое состояние!

Затем посмотрите на детскую. Малыш может дотянуться до перекладины в шкафу и повесить одежду? Легко ли ему заправить постель, просто натянув одеяло? Может ли он самостоятельно одеться и при этом не нервничать? Возможно, штаны на резинке и обычные футболки с эластичной горловиной выглядят не так стильно, но именно такая одежда поощряет детей быть самостоятельными.

Ребёнок застёгивает пуговицы

Дети вдохновляются, когда могут сами надеть и застегнуть одежду

Привлекайте детей к приготовлению пищи. Тоддлеры могут сервировать стол и рвать листики салата. Со временем давайте им больше свободы действий на кухне. Существует множество блюд и закусок, которые легко приготовить в микроволновой печи. Научите детей ею пользоваться.

Как насчёт домашних дел и мелкого ремонта? Нанимая ландшафтных дизайнеров и декораторов, мы лишаем детей возможности попробовать себя во многих делах. Если в доме пыль протирает только домработница, ребёнок упускает ещё один шанс почувствовать себя нужным и важным.

Это всё не сработает, если вы просто скажете детям делать домашние дела. Обязательно должна быть совместная работа. Помню, много лет назад папа моей ученицы возражал, чтобы дочь протирала столы в классе после обеда (хотя за это дошколята чуть ли не дерутся…). Он хотел, чтобы девочка всё время училась, а не занималась домашними делами, будто забота о себе и окружающих — что-то унизительное. Обладай я тогда моими нынешними знаниями, у меня получилось бы объяснить, что девочка на самом деле всё время учится, а то, на чём он настаивает, не пойдёт ей на пользу.

Не нужно добавлять ещё занятий и кружков в ваш уже и так забитый график. Просто привлеките малыша к делам, которые выполняете, позвольте ему быть полезным, дайте почувствовать свои силы. Если ребёнок заправил кровать, НИКОГДА не переделывайте. Если он сервировал стол, НИКОГДА не перекладывайте столовые приборы. Если вам не нравится, как это сделал маленький человек, всегда можно найти способ объяснить. Например, взрослый сервирует одно место за столом, а малыш смотрит на этот пример и раскладывает остальные приборы.

Чувство собственного достоинства не возникнет по мановению волшебной палочки, его нужно заработать: ставить перед собой осмысленные задачи и успешно их выполнять. Это требует усилий, но они того стоят.

Источник: applemontessorischools.com

Перевод: Мария Петренко

Фото: thekavanaughreport.com

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться