Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Сезонные проекты в Монтессори


В Монтессори-среде информация об окружающем ребёнка мире чаще всего преподносится блоками, так называемыми проектами. Осознать смену времён года детям помогают сезонные проекты. В группах они обычно включают в себя информацию на кругах о том, что происходит вокруг ребёнка, как сменяются сезоны. Обычно работа ведётся в несколько шагов:
- Наблюдение за изменениями в природе.
- Изменения в мире растений.
- Изменения в животном мире.
- Как готовятся к сезону люди.
Также сезонные проекты включают в себя творческие работы, часто с природными материалами, характерными для данного времени года.
Дети могут украсить свой дом или класс различными поделками. Вот примерные перечни занятий для сезонных проектов:
Осенний проект
Осень обычно рассматривают как сезон, подводящий итоги летнего труда людей, а также период подготовки природы, животных и людей к зимним трудностям.
Информативные круги:
- изменение в неживой природе: понижение температуры, осадки;
- растения осенью: наблюдение за увяданием природы, изучение осенних листьев;
- животные осенью: как животные готовятся к холодам (заготавливание пищи, зимняя спячка);
- изменение в одежде людей, отопление в домах;
- труд людей осенью: сбор урожая, заготовки на зиму.
Творчество и труд:
- рисунки на осеннюю тему;
- рисование на осенних листьях;
- аппликации с осенними листьями;
- сенсорные коробочки с осенними листьями и природными материалами, сеном;
- изготовление кормушек;
- поделки из природного материала;
- украшение помещения осенними листьями, приклеенными на окно, гирляндами из осенних листьев.
Экскурсии и наблюдения:
- экскурсия в осенний лес или в парк;
- сбор природного материала, осенних листьев, составление гербариев;
- наблюдения изменениями в погоде;
- насекомые осенью;
- наблюдение за птицами;
- сезонные явления в природе (дождь, туман, ветер, лёд на лужах…).
Зимний проект
Дети осознают зиму как период покоя, отдыха перед периодом роста и оживления природы. В этот же блок входит подготовка к празднованию Нового года, знакомство с традициями, разучивание новогодних стихов и песен, изготовление подарков и украшений на ёлку.
Информативные круги:
- изменения в неживой природе: значительное снижение температур, снег;
- растения зимой: отдых и ожидание весны;
- животные зимой: трудности при добывании пищи;
- изменения в одежде людей, зимние виды досуга и спорта;
- традиции новогоднего праздника.
Творчество и труд:
- рисунки зимних пейзажей, ёлки и новогоднего праздника;
- вырезание снежинок на ёлку и на окна;
- изготовление игрушек на ёлку (вырезание из бумаги, лепка из природных материалов, раскрашенные шишки и т. п.);
- изготовление открыток к празднику.
Наблюдения:
- изменения в неживой природе;
- наблюдение за птицами;
- изучение следов птиц и животных на снегу.
Весенний проект
Дети осознают весну как период обновления и возрождения. Также это время работы людей на земле, когда закладываются основы будущего урожая.
Информативные круги:
- изменения в неживой природе: повышение температур, таяние снега, ручьи, появление почек на деревьях и цветение;
- растения весной: пробуждение от зимнего отдыха, цветение;
- животные весной;
- изменения в одежде людей;
- труд людей весной.
Творчество и труд:
- рисунки на весеннюю тему;
- лепка животных и птиц;
- вырезание из бумаги цветов, аппликации цветов;
- подготовка к Пасхе: изготовление поделок и окрашивание яиц.
Экскурсии и наблюдения:
- экскурсии в парк или лес;
- проращивание рассады;
- наблюдение за цветением.
Летний проект
Такой проект не делают в Монтессори-группах, так как летом нет занятий. Родители могут сами обсудить с детьми, как меняется жизнь летом. Важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил на улице, в активных играх и на прогулках в лесу, к водоёмам, в парки.
Информативные круги:
- изменения в неживой природе: высокие температуры, длинный световой день;
- растения летом: рост и цветение, созревание урожая;
- животные летом;
- изменения в жизни людей летом: летние виды досуга и спорт;
- труд людей летом: работа с землей, сбор урожая.
Творчество и труд:
- сбор полевых цветов, составление букетов и плетение венков;
- поделки из природных материалов: камней, ракушек, трав и цветов;
- рисование на природных материалах: камнях, листьях, ракушках;
- изготовление корабликов;
- сбор урожая;
- игры с песком и водой.
Экскурсии и наблюдения:
- поход в летний лес собирать грибы и ягоды;
- поход в лес с ночёвкой в палатке;
- прогулки на речки и водоёмы;
- наблюдение за созреванием урожая;
- участие в активных играх на улице.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов