• С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

  • Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Напишите нам на WhatsApp +7-977-639-34-24, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Метод Монтессори Монтессори-образование Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Нет сомнения, что эта статья вызовет немало критики в адрес автора. Дело в том, что наш век технического прогресса, особенно в области мультимедийных технологий, неизбежно делает вызов и нам, людям старшего поколения, и нашим детям, которые, возможно, ещё малы и посещают школу или детский сад. Что делать, если современные малыши требуют допустить их к компьютерам, айфонам и айпадам и готовы взаимодействовать с подобной техникой постоянно, а нам компьютеры представляются монстрами XXI века? Как ответила бы на этот вопрос Мария Монтессори, которая предлагала следовать за ребёнком и его стремлениями, создавая соответствующую развитию среду?
Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Строгие Монтессори-педагоги вряд ли согласятся поставить в свои группы компьютеры, особенно если их посещают дошкольники. Доводы такого запрета кажутся неоспоримыми. Дети нуждаются в мультисенсорном опыте. И строительство на ковре, например, гармоничной Розовой башни, кубы которой ребёнок ощупывает руками, даёт им гораздо больше, чем просто визуальный опыт такой же постройки, но на экране айпада. Руками ребёнок испытывает вес каждого куба, ушами слышит звук его случайного падения на пол, он чувствует торжество момента, когда самый маленький кубик встаёт на вершину башни. Разве можно это сравнить с нажатием пальчиком клавиши компьютера или айпада? На первый взгляд — нет, нельзя. Но вот что интересно.

Как только ребёнок, посещающий группу Монтессори, насладится строительством Розовой башни или Коричневой лестницы и тактильно осознает принципы их построения на ковре, он потребует от взрослых более интеллектуальной работы с этим материалом. Его конкретно-образное мышление неустанно стремится к абстрактному и творческому. В таких случаях у Монтессори-педагогов обычно припасены книжечки упражнений с нарисованными кубами и призмами, по которым дети делают построения на ковре, соблюдая основной, уже освоенный ими, принцип: от большого к маленькому или от толстого к тонкому.

Бумажные книжки медленно уходят в прошлое. Современным детям в данном случае может пригодиться айпад или айфон, где подобные упражнения они могут выполнить, пользуясь специальной Монтессори-программой.

Но дети должны двигаться! — скажут строгие Монтессори-педагоги. Обучение в таком возрасте не есть накопление в детских головах всевозможной информации. Мозг человека складывается первые 5—6 лет жизни, поэтому каждый полученный опыт непосредственно влияет на модель мозга ребёнка, на характер его мышления и сознания. «Человеческая мысль, — говорит М.Монтессори, — строится не только из визуального восприятия объектов, но и из физической активности с ними» («Впитывающий разум ребёнка»).

Монтессори-среда предлагает детям много возможностей для движения. Дети могут ходить с материалом от полки к столику, лежать на ковре, выстраивая бусины Золотого материала, поднимать кувшины с водой и подметать пол. И, кроме того, в любой момент они могут взять карандаши и штриховать рамки или писать пальчиком по дну коробки с манкой. Мелкая моторика ребёнка требует особой тренировки. Есть ли смысл усаживать детей за айпады?

Но… Мне приходилось много лет наблюдать позы детей при работе с материалом Монтессори, при письме и в последнее время при их играх на мини-компьютерах (айфонах и айпадах). Эти позы отличаются не многим.

Например, дети обожают писать, лёжа на полу или сидя на диване, точно так же, как и работать с программой айфона. И в том, и в другом случае они то и дело встают и бегут к взрослым, чтобы показать свои успехи. Работая с программой айфона, ребёнок доводит движение своих пальчиков (мелкая моторика) до грациозной точности, иначе айфон просто не станет его слушаться. Вот уж поистине мозг работает в согласии с рукой! А какую глубокую концентрацию внимания демонстрируют малыши, работая с айфоном!

Работая с программой смартфона или планшета, ребёнок доводит движение своих пальчиков (мелкая моторика) до грациозной точности, иначе устройство просто не станет его слушаться

Понятно, что дети, особенно старшие дошкольники и младшие школьники, нуждаются в деятельности, которая содержала бы некий эксперимент, ведущий к открытию явлений жизни. Особенно их увлекают причинно-следственные связи. Если я сделаю так — произойдёт то-то, а если эдак — случится наоборот. Подготовленные Монтессори-среды сполна обеспечивают удовлетворение таких запросов детей. А в большинстве компьютерных игр программисты это плохо учитывают. Их компьютерные игры построены чаще всего на случайном нажатии кнопки.

Но в появившихся недавно программах айпадов, сделанных специально для детей из групп и школ Монтессори, принцип логического нажатия клавиши отлично учтён. Ребёнок в первой попытке построить на экране Розовую башню делает немало ошибок, но догадывается, в конце-концов, что строить её надо, отыскивая кубы от самого большого к самому маленькому. Тут великолепно действует принцип повторения деятельности, который и в предметной работе ребёнка, и в работе с айпадом, даёт импульс развитию его мышления.

Не за горами время, когда освоение ребёнком компьютера станет делом само собой разумеющимся, точно таким же, как распознавание букв алфавита. Поэтому, если мы хотим идти в ногу со временем, не отставая от наших собственных детей, нам следует уже сегодня рядом с материалами Монтессори положить на полку в группе современный айфон со специальными детскими Монтессори-программами. Такие программы уже созданы. Но их пока мало и большинство — на английском языке. Наверное, нет смысла переводить их на русский, так как для российских детей это ещё одна возможность спонтанного освоения иностранного языка. Гораздо лучше предложить нажим программистам расширить ассортимент этих программ. А пока их можно найти и приобрести на сайте www.mobilemontessori.org.

Американский Монтессори-учитель Петер Гебхард-Зеле написал книжку «Компьютер и ребёнок». В ней он убедительно объясняет читателям, что в Монтессори-среде компьютер — это, по существу, станок, инструмент, который необходимо доверить маленьким детям. Петер Гебхард-Зеле описал и методику работы с компьютером для детей от трёх до двенадцати лет.

Сегодня уже нет сомнения, что в ближайшие годы айфокы и айпады займут свое место в подготовленных средах Монтессори-классов начальных школ, ведь целью Монтессори-педагогики является воспитание самостоятельности. Для детей компьютер есть не техническое вспомогательное средство, облегчающее работу, а средство, с помощью которого можно получить знания и отдохнуть.

Но даже для дошкольника простое владение айпадом или айфоном в наше время уже перестаёт быть демонстрацией социальных достижений, а становится возможностью развивать их мышление в индивидуальном темпе. Ведь, работая с компьютером, ребёнок овладевает правилами, стратегиями и содержанием своего образования, обучается использованию своих знаний.

Автор — Елена Хилтунен, Монтессори-педагог, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России

Источник: Журнал «Монтессори-клуб», 2013, 01(36), 46—48.

Источник фото: squarespace.com

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Может ли переделка игровой комнаты изменить детей

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

Как мой сын в 4 года помогал делать ремонт

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду