• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес

Как распознать способности ребёнка и развить их

Как распознать способности ребёнка и развить их
Есть мнение, что человек может стать наиболее успешным в той деятельности, которая интересна ему с самого детства. То есть, правильное развитие способностей и талантов ребёнка может сыграть определяющую роль в его будущем. Поэтому часто у родителей детей дошкольного возраста возникает важный вопрос «Какие способности есть у моего ребёнка, как их распознавать и когда начинать развивать?».

Одарённость, талант, гениальность — в чём разница?

Способности — это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, которые помогают ребёнку при различной деятельности. Как правило, на формирование способностей малыша влияют воспитание и условия, в которых ребёнок растёт и развивается. Кроме внешних факторов, свою роль играют и естественные природные предпосылки.

Когда ребёнок способен объединить ряд своих способностей, чтобы достичь успехов в конкретном виде деятельности, то можно говорить об одарённости: языковой, творческой, математической и т.д.

Редким явлением считается талант. Психологи определяют талант как совокупность природной одарённости и выдающихся способностей, благодаря которым ребёнок добивается высоких результатов в интересной для него сфере.

Гениальность — это высочайшая степень одарённости, которая позволяет гению открыть или создать нечто новое. Часто гении оставляют след в истории человечества через научные и культурные достижения.

Виды одарённости ребёнка

Американский психолог Ховард Гарднер определил семь различных типов интеллекта, соответствующих типам одарённости:

Вербально-лингвистическая одарённость. Одарённый ребёнок без труда и с истинным интересом научится читать и писать, будет с удовольствием играть в словесные игры. Этот вид одарённости также может проявляться в явной способности к изучению иностранных языков. Характерна для поэтов, писателей, редакторов и журналистов.

Цифровая или математическая одарённость. Одарённый ребёнок будет интересоваться числами и математическими операциями, легко справляться с задачами на счёт и логику. Характерна для инженеров и математиков.

Пространственная одарённость. Одарённый ребёнок хорошо представляет объекты в уме — у него хорошее пространственное мышление. Развитое воображение помогает ему не только представлять пространственные композиции, но и воссоздавать их в реальности. Характерна для дизайнеров, архитекторов и хирургов.

Физическая одарённость. Одарённый ребёнок лучше других управляет своим телом и использует двигательные навыки в спорте и искусстве. Ему легче даются практические дисциплины, где нужно изготавливать что-либо. Характерна для спортсменов, танцоров, механиков.

Личностная одарённость. Одарённый ребёнок обладает развитым эмоциональным интеллектом. Он хорошо понимает себя и может распознавать чувства и переживания других людей. Характерна для педагогов и психотерапевтов.

Натуралистическая одарённость. Одарённый ребёнок проявляет особый естественный интерес к природе и её законам, любит находиться в лесу, наблюдать за животными. Характерна для земледельцев, дрессировщиков, егерей, океанографов.

Художественная одарённость. Одарённый ребёнок любит заниматься музыкой, живописью или скульптурой, театральным искусством. Ему будут интересны творческие занятия. Характерна для музыкантов, композиторов, художников и актёров.

Когда проявляются способности и таланты

Устойчивые интересы к каким-либо видам деятельности у ребёнка проявляются около трёх лет. Ещё раньше вы можете заметить музыкальные и другие творческие склонности малыша. Таланты же могут проявиться как в дошкольном возрасте, так и в зрелом, когда ребёнок уже закончит школу. Начинать развивать способности малыша вы можете с того момента, как заметите их.

Признаки одарённости ребёнка

Об одарённости дошкольника вам могут сообщить следующие признаки:

  • Хорошо развитая речь и отличная память.
  • Любопытство, которое проявляется во множестве «Почему?».
  • Многозадачность, когда ребёнок включён в свою деятельность, при этом слышит и воспринимает всё, что происходит вокруг него.
  • Живое воображение, изобретательность и богатая фантазия.
  • Чувство юмора.
  • Острое чувство справедливости, как часть раннего нравственного развития.
  • Трудности в отношениях со сверстниками, как результат более высокого уровня развития.
  • Энергичность (например, отказ от дневного сна в раннем возрасте).

Распознать одарённых детей школьного возраста помогут: высокий интеллект, умение самостоятельно принимать решения, повышенное чувство ответственности, настойчивость, энтузиазм, терпение и широкий круг интересов.

Развитие способностей и талантов

В раннем дошкольном возрасте для общего развития ребёнка достаточно заниматься с ним дома самостоятельно и продолжать наблюдать. Когда вы начнёте распознавать явные способности к чему-либо наряду с интересом малыша, тогда найдите подходящие дополнительные занятия в школе искусств, спортивных секциях, различных кружках и т.д.

Примерно через полтора месяца регулярных занятий станет ясно, нравится ли ребёнку развиваться в том направлении, которое он выбрал. Если естественный интерес не пропал, то занятия стоит продолжить.

Если ребёнок в какой-то момент сообщает вам, что не хочет больше заниматься, то примите это как первую волну отказов и попросите позаниматься ещё немного. Первая волна отказов возникает у многих детей, и большинство из них её преодолевают и продолжают развиваться как прежде.

Через год или два может наступить вторая волна отказов, но и она преодолима: предложите ребёнку позаниматься, например, до конца учебного года. Но если вы сталкиваетесь с третьей волной, то скорее всего ребёнку действительно не по душе та или иная деятельность.

При регулярных отказах от занятий сначала разберитесь, в чём дело. Возможно, ребёнок не ладит с коллективом или считает педагога излишне строгим к нему. Тогда вовсе не стоит бросать любимое дело, к которому у малыша есть способности и талант. В этом случае можно просто найти другое место для занятий.

Рекомендации родителям: как разглядеть способности ребёнка и развить их

Наблюдайте за малышом. Следите, чем занимается малыш в течение дня, и обращайте внимание на занятия, во время которых он не требует вашего внимания. Так вы без труда определите интересы ребёнка и заметите его потенциал.

Знакомьте ребёнка с чем-то новым. Регулярно посещайте различные культурные мероприятия: тематические выставки, концерты, творческие мастер-классы. Чем больше ребёнок будет видеть и познавать, тем проще ему будет найти своё хобби.

Внимательно выбирайте школы, секции и кружки. Выбор дополнительных занятий — это важный шаг в жизни ребёнка. Ходите вместе на пробные занятия, общайтесь с педагогами и наблюдайте за подходом к обучению. Уже на первом занятии вы поймёте, подходит ли та или иная методика вашему ребёнку.

Обеспечьте ребёнка всем необходимым для занятий. Чтобы помочь ребёнку попробовать себя в интересной для него деятельности, купите ему необходимый инвентарь.

Поддерживайте ребёнка и его увлечение. Пока ребёнок находится в поиске — не мешайте ему и не навязывайте свои хобби. Когда малыш начнёт заниматься — постарайтесь придержать свои ожидания и принять любые результаты занятий. Хвалите малыша за усилия и не заставляйте заниматься делом, которое перестало приносить ему удовольствие.

Развитие способностей и талантов требует сил и средств. Будьте готовы к тому, что ребёнок может поменять несколько видов деятельности, прежде чем найдёт «своё». Задача родителей — поддерживать любые начинания малыша, но не принуждать его к занятиям. Если вы заметите в ребёнке способности к чему-либо или даже талант, то не настаивайте сразу же на том, что нужно обязательно их развить. Узнайте степень заинтересованности малыша этим видом деятельности, расскажите о достижениях других людей в этой области и предложите попробовать себя в деле под наблюдением и руководством профессионального тренера или педагога.

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться