Главная Метод Монтессори Родителям о методе Про Деда Мороза, или родитель — главный учитель

Про Деда Мороза, или родитель — главный учитель

Какой же Новый год без Деда Мороза? И какой Дед Мороз без бурного обсуждения в Монтессори-сообществе? Это хороший момент ещё раз поговорить о том, как относиться к вере ребёнка в вымышленных персонажей. Монтессори-педагог Лори Борн размышляет о том, говорить ли детям правду о существовании Деда Мороза (в оригинальной статье речь идёт о Санта-Клаусе, но мы изменили имя персонажа для удобства восприятия). Автор касается и вопроса о том, как соотносится вера в доброго старика в красном халате со сферой фантазии и воображения детей. И самый главный вопрос — мера ответственности родителей за воспитание детей.
Про Деда Мороза, или родитель — главный учитель


Мария Монтессори считала, что рассказывать детям о новогоднем волшебнике и позволять им верить, что он существует — неправильно, и станет причиной недоверия к словам взрослых в будущем, когда они узнают правду. Я придерживаюсь похожей точки зрения и никогда не говорю своим детям, что Дед Мороз реален или что это он приносит подарки.

Я уже писала об этом раньше, а вернуться к теме меня побудил комментарий от одного уязвлённого родителя.

Случилось вот что: преподаватель в Монтессори-школе во время урока сказал детям, что Деда Мороза не существует. Разумеется, родителей это расстроило; один из них написал о случившемся в свой блог, а его читатели дали ему ссылку на мой пост об этом персонаже и он написал мне: «Я считаю, что, поскольку обучение по методу Монтессори начинается в юном возрасте, Монтессори-школы должны заранее сообщать о своей политике по этому вопросу. Раскрытие такой информации следует оставлять родителям, а если школы так не считают, то, по крайней мере, об этом нужно предупреждать с самого начала».

И хотя я лично считаю, что не стоит заставлять детей верить в реальность Деда Мороза, но то, что сказал этот отец абсолютно верно. Рассказывать детям правду об этом персонаже – это задача не учителей или директора школы. Это дело родителей.

Родители как главные учителя

Рассказывать детям правду об Деде морозе – это задача родителей

В одной из Монтессори-школ, в которой я работала, мы выдавали мамам и папам нового ученика специальное руководство. В нём не было ничего необычного, просто рассматривались темы дисциплины, пропусков занятий и ожиданий от родителей и учеников. На первой странице заглавными буквами было напечатано:

«Мы верим в то, что родители несут основную ответственность за воспитание своих детей, и поддерживаем это».

Я часто читала эту фразу, но не могла её до конца понять — тогда у меня ещё не было своих детей. Я думала: «Но ведь именно мы занимаемся обучением детей, а в некоторых случаях дети даже проводят в школе больше времени, чем дома. Почему же родитель —главный учитель ребёнка?»

Мне понадобилось много времени — и рождение своих двоих детишек — чтобы понять суть этого утверждения. Ещё до того, как ребёнок появится на свет, мама и папа задают тон будущему дому: они выбирают одежду, игрушки, еду, книги. Они говорят с малышом и поют ему песни, рассказывают сказки и весело проводят с ним время.

Но самое важное — ребёнок подражает родителям. Наблюдая за ними, он учится честности, храбрости, любви, доброте и другим положительным качествам. Не всегда этот опыт положителен, но эффект от него долговечен и оказывает большое влияние на будущее. Если, как говорят учёные, личность и характер ребёнка окончательно сформированы уже к 5 годам, тогда к тому времени, как дети приходят в начальную школу, большая часть работы уже проделана. Конечно, в моих силах помочь им учиться и расти, но всё, что они узнают от меня, померкнет в сравнении с тем, сколько они узнали от своих родителей.

Роль учителей и родителей

Есть много тем, про которые учитель может рассказать мамам и папам. Они признательны за информацию и сами приходят посоветоваться. Школы могут и должны организовывать собрания о том, как Монтессори-педагоги относятся ко многим вещам.

Но что бы ни думали учителя, окончательное решение о том, что происходит дома, остаётся за родителем. Это касается любых аспектов воспитания: и дисциплины, и питания, и семейных традиций. Для многих людей подобные темы являются интимными, иногда им тяжело даже просто выслушать противоположную точку зрения. Работникам школы стоит быть деликатными.

У родителей тоже есть обязанности. Когда их ребёнок посещает Монтессори-школу, они должны читать книги и журналы, освещающие Монтессори-темы, посещать собрания и консультироваться с учителем, если у них возникают вопросы или им что-то непонятно. Но даже несмотря на это, иногда им придётся принимать решения, которые не совпадают с тем, что считает правильным педагог.

Подготовьтесь к тому, что ребёнок узнает правду

Дед Мороз и воображение никак не связаны

Родители, которые выбирают праздновать Новый год с Дедом Морозом, должны быть готовы к тому, что ребёнок может узнать правду в любое время (надо надеяться, что не от учителя).Но что делать, если одноклассник, сосед или даже старшие брат или сестра решат открыть ему эту тайну? Многие дети именно так и узнают правду, и это может очень сильно их расстроить. Всё, что вы можете — это подготовиться: обдумать, что вы будете говорить, когда ваш ребёнок прибежит к вам в слезах, желая узнать, существует ли Дед Мороз на самом деле.

Даже самый простой план, обдуманный заранее, поможет вам лучше разрешить эту ситуацию. Или когда он достигнет определённого возраста, вы можете сами рассказать ему правду так, чтобы она его не ранила.

Размышляя о том, как развить фантазию у ребёнка, многие родители опасаются разрушать веру в доброго сказочного дедушку. Но подобная вера не развивает воображение, ведь ребёнок не придумывает доброго волшебника, он считает, что этот персонаж действительно существует. То, что ребёнок не верит в Деда Мороза, не означает, что у него нет воображения. Дед Мороз и воображение никак не связаны.

Монтессори не отрицает воображение

Также я хочу отметить, что Мария Монтессори не имела ничего против мира фантазии детей или воображения как такового. Напротив, она понимала, что воображение (умение представить что-то, чего пока не существует) — это одна из самых сильных сторон человеческого разума. Однако она говорила, что пока дети не научатся в полной мере осознавать реальность, не стоит знакомить их с вымышленными персонажами.

Судя по всему, это одно из самых популярных заблуждений, поэтому я повторю — Монтессори-педагогика не отрицает воображение, и те, кто говорит подобное, ошибаются или пытаются ввести других в заблуждение.

Автор — Лори Борн, Монтессори-педагог
Источник: www.blog.montessoriforeveryone.com
Фото из интернета
Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как с пользой провести время в декрете

Опыт родителей

Как мотивировать ребёнка заниматься спортом

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры