• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Почему Монтессори-материалы, а не игрушки

Почему Монтессори-материалы, а не игрушки

Мария Монтессори разработала материалы, с которыми дети обращаются с неутомимой радостью и восторгом. Поэтому я изучила, из-за чего Монтессори-материалы мотивируют детей работать целенаправленно, в то время как роскошные игрушки, оснащённые звуками, переключателями и разными хитрыми приспособлениями, лежат нетронутыми в куче.

Преимущества Монтессори-материалов перед игрушками

Материалы Монтессори готовят ребёнка к жизни, позволяя ему лучше понять взрослый мир. В отличие от обычных игрушек Монтессори-материалы позволяют ребёнку стать активно действующим и вносящим свой вклад членом сначала семьи, а со временем и целого общества. Все дети нуждаются в чувстве принадлежности и собственной полезности внутри семьи.

Дети очень заинтересованы в принятии участия в той работе, которую они видят в исполнении взрослых. Таким образом, Монтессори-материалы дают детям возможность развивать определённый набор навыков, с помощью которых они смогут содействовать благополучию семьи.

Материалы предлагают ребёнку возможность практиковать важную работу и социальные техники, которые часто упущены в традиционных уроках, предназначенных для детей. Ребёнок развивает чувство такта своими поступками и учится переносить его через вежливость на других. Освоенные навыки облегчают адаптацию ребёнка к его индивидуальной культуре. Развитие физической и психологической независимости позволяет ребёнку адаптироваться к новым ситуациям. Когда ребёнок растёт в независимости, чувство собственного достоинства, уверенность и радость укореняются в его сердце.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Среда не сфокусирована на каком-либо одном умении, она обращена к личности каждого ребёнка. Монтессори-материалы помогают формировать и упорядочивать мышление. Рассмотрим все внешние стимулы, с которыми маленький ребёнок знакомится ежедневно: новые запахи, звуки, текстуры, цвета и весовые понятия.

Монтессори-материал помогает ребёнку развивать интеллект, предоставляя возможность изучения различных свойств и предметов в окружающей среде по отдельности и упорядоченным способом. Материалы для упражнений сделаны таким образом, чтобы быть в точности одинаковыми по всем свойствам, кроме относящихся к определённому ощущению.

Исключение небольших различий становится возможным с уменьшением посторонних раздражителей, влияющих на другие органы чувств. Свойства выделены для того, чтобы обеспечить ясность и содействовать развитию систематизации, с помощью которой устроен и организован мир. При развитии упорядоченного ума у ребёнка формируется более крепкий фундамент для интеллекта, и ребёнок может легко усваивать новую информацию.

«Монтессори-материалы помогают ребёнку приобрести новые перспективы в освоении предметного мира. Материалы помогают ребёнку познавать определённые свойства предметов, их взаимосвязи, существующие принципы дифференциации внутри данной категории, организационные последовательности и специальные методы для использования предметов. Материалы бросают вызов интеллекту ребёнка, который сначала заинтересовывается, а затем полностью увлекается соответственными принципами.

Если искра пробежала, принцип открыт, это пробуждает в ребёнке сильное желание практиковать только что приобретённую способность путём многократного повторения определённых действий. Монтессори-материалы не учат детей фактическим знаниям. Вместо этого они позволяют детям систематизировать уже существующие знания согласно новым принципам. Это повышает их способность к обучению» («Образование для человеческого развития», стр. 20)

Нет ничего более захватывающего, чем своё собственное открытие. У детей в классе есть возможность на ежедневной основе проводить сравнения и реализовывать себя. Монтессори-материалы предлагают детям достаточно информации, чтобы побудить интерес и желание исследовать.

Материалы часто называют «ключами от Вселенной». Материалы позволяют детям делать свои собственные открытия и прорывы в обучении. Дети не перегружены фактической информацией, им предлагается некоторая её часть, на пробу, так сказать, чтобы вызвать интеллектуальный интерес у ребёнка. Когда есть интерес, ребёнок будет сам следовать за своим стремлением к знаниям и самостоятельно, с уверенностью будет заниматься. Какой это подарок для ребёнка – и любовь к обучению, и осознание собственной изобретательности.

Материалы Монтессори предлагают косвенную подготовку для дальнейшего обучения. Материалы обеспечивают ребёнка инструментами для освоения окружающей среды. Упражнения предоставляют физическую, психологическую и социальную опору, необходимую для успешного опыта ребёнка со всеми другими областями в классе. С самых первых уроков, которые получил ребёнок, он может подготавливать руку для письма или тренировать глаза, распознавая мелкие различия при подготовке к чтению. Например, некоторые из самых ранних материалов требуют использования пинцетов, что подготавливает ребёнка к письму задолго до того, как карандаш окажется в его руке.

Материалы предоставляют мгновенную обратную связь для ребёнка, сообщая ему, что действие не было выполнено в совершенстве. Вместо того чтобы приводить ребёнка в уныние, такой контроль пробуждает в ребёнке желание к дальнейшей практике. Контроль может быть слуховым (услышать, как стул ударяется о стол) или визуальным (увидеть, что цилиндры в ненадлежащем месте), но тот факт, что обратная связь поступает от самого материала, означает, что роль взрослого сокращается, и ребёнок может оценить себя самостоятельно, не нуждаясь в мнении других. Процесс такой самооценки способствует самостоятельности и учит способности действовать с уверенностью.

«Контроль ошибок с помощью самих материалов заставляет ребёнка использовать свой разум, критический склад ума и его всегда растущую способность проводить различия. Таким образом, ум ребёнка поставлен в такие условия, чтобы исправить свои ошибки, даже если они не являются очевидными» («Открытие ребёнка», стр. 105)

Монтессори-материалы предоставляют возможность для социального развития с особым вниманием на уважение, изобретательность и ответственность. Многие материалы предлагают групповые игры. Игры являются отличным занятием для детей, чтобы делать что-либо по очереди, решить, кто должен быть лидером, или открыть для себя новые варианты или способы, чтобы поделиться приобретёнными знаниями.

Таким образом, Монтессори-материалы увлекают ребёнка и подготавливают его к будущей работе путём организации ума, чтобы ребёнок мог систематизировать и понять мир вокруг него. Материалы предлагают косвенную подготовку, чтобы обеспечить освоение навыков, которые делают процесс обучения лёгким и увлекательным. Наконец, Монтессори-среда поддерживает социальное взаимодействие, которое учит ребёнка приобретать друзей, и, что не менее важно, самому быть другом.

Автор: Алиса Маккой

Фото: Международный Монтессори-центр «Отрада»

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться