Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Воспитание ребёнка по системе Марии Монтессори
Содержание
Мария Монтессори и становление популярной педагогической системы
Итальянский педагог Мария Монтессори (итал. Maria Tecla Artemisia Montessori) посвятила свою профессиональную деятельность развитию детей. Она стала одной из первых женщин, создавших свою собственную педагогическую систему.
Сначала Мария Монтессори разработала методики развивающих занятий для детей с задержкой развития. Когда занятия принесли желаемый результат, педагог адаптировала свою систему для всех детей. Поэтому сегодня каждая семья может обратиться к Монтессори-методу и при желании следовать ему с самого раннего возраста ребёнка, чтобы воспитывать в нём важные качества.
В 1929 году Мария Монтессори открыла Международную ассоциацию Монтессори, или Association Montessori Internationale — AMI. Через 10 лет она создала центр подготовки Монтессори-педагогов.
Принципы воспитания по системе Марии Монтессори
Наблюдение. Чтобы определить потребности развития конкретного ребёнка в конкретный момент времени, за ним нужно регулярно и качественно наблюдать. То есть, замечать все его интересы и потом отвечать точно на них. Почему горы игрушек лежат в углу и совсем не интересуют малыша? Потому что они сейчас ему не нужны, он хочет и стремится развивать что-то другое. Занятия, которые вы подберёте на основе своего наблюдения будут ребёнку очень интересны и максимально полезны.
Развивающая среда. Основа Монтессори-развития — это подготовленное развивающее пространство, в котором ребёнок способен удовлетворить свои потребности в развитии. Такое пространство организовано по принципу зонирования: зона ухода за собой, зона творчества, зона игр, зона движения и т.д. Каждая из зон адаптирована для ребёнка и помогает ему справляться с различными задачами самостоятельно.
Человеческие тенденции. В каждом человеке с рождения есть интерес к культуре и природная тяга к развитию. Каждый ребёнок стремится познать окружающий мир и адаптироваться к нему, потому что это его естественная потребность. Родители в свою очередь должны только поддерживать маленького исследователя, предлагать ему подходящие условия для его первых открытий.
Сензитивные периоды развития. На каждом возрастном этапе у ребёнка меняется чувствительность к формированию каких-либо навыков. Периоды особой чувствительности к развитию речи, сенсорики, мелкой моторики, движения и т.д.
называются сензитивными. В каждом периоде возрастает одна из потребностей развития, на которую нужно отвечать в форме подходящих занятий.
Самостоятельность. Ключевой принцип метода Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый поддерживает желание и попытки малыша самостоятельно одеться, перекусить, поучаствовать в уборке, приготовлении обеда и т.д.
«Никогда не помогайте ребёнку с задачей, в которой он чувствует, что может преуспеть».
Детский Монтессори-сад
Монтессори-сад сильно отличается от традиционного детского сада, в нём есть свои особенности развития детей дошкольного возраста. Здесь среда подготовлена таким образом, чтобы у детей была свобода выбора и возможность проявить заботу о себе с ранних лет.
Фиксировано время приёмов пищи, время прогулки и время сна. При этом:
- на приём пищи даётся 1,5 часа, чтобы каждый ребёнок поел, когда он действительно проголодается;
- во время прогулки и бодрствования в классе каждый малыш может самостоятельно выбирать занятие по душе, а общих занятий нет;
- во время сна не обязательно спать, но нельзя выходить из комнаты, чтобы не помешать другим детям.
Педагог здесь выполняет роль наблюдателя и помощника. Он может показать ребёнку, как пользоваться Монтессори-материалами, показать другие занятия в интересной для малыша зоне, но он не будет делать что-то за ребёнка. То есть педагог в Монтессори-классе помогает детям делать всё самостоятельно и не даёт никаких оценок.
Группы в таком детском саду разновозрастные: 1-3 года и 3-6 лет. Поэтому в одной группе оказываются дети, которые находятся на разных этапах развития. Благодаря этому, младшие дети быстрее учатся и становятся самостоятельными, наблюдая за старшими. А дошкольники пробуют себя в роли наставников для малышей и проявляют лидерские качества, когда заботятся о детях младшего возраста.
Монтессори-школа
С 6 лет у ребёнка в особенности развивается абстрактное мышление, поэтому важно изучать новое не только через слова, но и через ощущения. Это становится реальным в условиях класса Монтессори-школы.
- Здесь педагог является не лектором, а советчиком. Он подсказывает, какие занятия помогут ребёнку раскрыть свой потенциал и ответят на актуальный познавательный интерес.
- Учебный план отсутствует, у детей есть свобода выбора. Но свобода ограничена специальными материалами, каждый из которых помогает в изучении одного из обязательных школьных предметов.
- Вместо учебников и рабочих тетрадей — специальные Монтессори-материалы. Работая с ними, ребёнок исследует различные темы: от грамматики до деления, от базовых потребностей человека до роли воды в эрозиях почвы. Ребёнок — исследователь, который делает открытия и сам приходит к важным умозаключениям, а не просто запоминает слова, которые говорит учитель.
- В Монтессори-школе нет чёткого расписания с множеством предметов. Здесь есть два трёхчасовых периода. Так как в это время ребёнок увлечён интересующим его занятием, ему не требуется отдых каждые 40 минут. Наоборот, полезнее не отвлекать его от исследования.
- Как и в Монтессори-саду, дети разного возраста продолжают учиться вместе и развивать друг друга.
Монтессори-воспитание дома
Подготовленная домашняя среда
Всё, что окружает ребёнка дома каждый день, может положительно влиять на его развитие. Нужно только преобразовать среду под потребности и возможности малыша. То есть, создать развивающее пространство.
Правильно организованное пространство дома помогает поддерживать интерес малыша к бытовым делам и позволяет ему проявлять самостоятельность.
Что можно изменить в привычной домашней обстановке, чтобы увеличить простор для развития:
Обстановка дома, которая мотивирует малышей к самостоятельности. В прихожей поставьте детский стульчик и отдельную полку для обуви. Прикрепите крючки для верхней одежды, которые будут доступны ребёнку. Так малыш сможет начать самостоятельно одеваться на прогулку и раздеваться после неё. Хорошим дополнением станет зеркало, соответствующее росту ребёнка.
На кухне оставьте для ребёнка отдельный кувшин, из которого он сможет налить себе воды. Кружку и другую детскую посуду храните в доступном ему месте. Теперь малыш сможет сам утолить жажду или накрыть себе на стол перед обедом.
Доступ к предметам для уборки. Подарите малышу щёточку для сметания со стола, совок и веничек для уборки мусора с пола, маленькое ведёрко и тряпочку для собирания пролитого и вытирания пыли. Маленький помощник будет рад, что вы доверяете ему заботу о себе и начнёт осваивать полезный инвентарь.
Аккуратность, простота и эстетика. Если ребёнка будут окружать предметы из натуральных материалов пастельных тонов, то ему будет легче концентрироваться на самом главном. Поэтому уберите из поля зрения малыша яркие пластиковые игрушки. Выберите для занятий однотонный деревянный детский стол и стульчик к нему. Аккуратно и доступно разместите развивающие материалы и игры на подносах и в корзинках на открытом стеллаже.
Безопасность и свобода передвижения. Пространство должно быть организовано так, чтобы ребёнку любого возраста можно было везде пройти, пробежать и залезть без вреда для своего здоровья. Такая среда снизит количество запретов, которые вы вынуждены ставить малышу ради его же безопасности.
Когда ребёнок начнёт ползать, опуститесь на его уровень и оцените дом с точки зрения потенциальных опасностей в его доступе. В особенности проверьте наличие открытых розеток и проводов, длинных штор и скатертей, острых предметов, бытовой химии и лекарств. Розетки лучше сделать закрытыми, провода надёжно спрятать или убрать, поменять шторы на более короткие, а все химические вещества переместить на верхние полки.
У каждого ребёнка в доме своё уникальное развивающее пространство, которое отвечает его потребностям, интересам и предпочтениям. Так и должно быть, поэтому в данном вопросе тоже следуйте за малышом и изменяйте среду по мере взросления ребёнка.
Участие в домашних делах
Когда мы позволяем ребёнку присоединиться к нам во время уборки, приготовления обеда, стирки или глажки — мы включаем его в жизнь семьи уже с раннего возраста. Для малыша это представляет огромную ценность по двум причинам:
- Ребёнок может подражать своим родителям, сближается с ними, входит в культурный контекст, который его окружает.
- Ребёнок удовлетворяет сразу несколько потребностей развития во время одного из бытовых дел.
Например, стирка с доской — это отличная возможность для дошкольника исследовать свойства воды, утолить свою потребность во взаимодействии с ней. Чтобы наполнить и опорожнить тазы, потребуется крупная моторика. Чтобы расправить намыленную ткань, удерживать её, полоскать и отжимать — мелкая. Чтобы воспроизвести последовательность действий, потребуются сосредоточение внимания и воля. Это задача, которая развивает мышление ребёнка.
Конечно, со всеми этими делами запросто справится стиральная машинка, как это принято в современной семье. Механизированные способы не дают того ощущения связи с результатом, которое даёт ручной труд. Чувство, что я могу быть успешным, способен решать проблемы, преодолевать трудности, генерировать решения, парадоксальным образом пополняется больше от очень простых и осязаемых вещей, и меньше — от масштабных и умозрительных. Иногда ручной труд может быть полезен и для родителей.
Поэтому важно создавать дома условия для развития через так называемые УПЖ — упражнения практической жизни. Даже в век автоматизации вы можете предложить ребёнку дошкольного возраста справиться с какой-либо задачей без стиральной или посудомоечной машины, без кухонного комбайна, без робота-пылесоса и т.д. Такая деятельность будет интересна и полезна для малыша.
Чтобы следовать методу Монтессори-развития и воспитания, родителям не обязательно отдавать ребёнка дошкольного возраста в специальный детский сад, а потом искать Монтессори-школу. К тому же, не во всех городах России есть подходящие учреждения. Вы можете с ранних лет поддерживать развивающую среду дома, давать малышу простор для самостоятельности и быть для него компетентным и поддерживающим взрослым. Это станет хорошим фундаментом для гармоничного и всестороннего развития вашего ребёнка по методу Монтессори.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов