• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Что говорят эксперты о вреде ходунков для ребёнка

Что говорят эксперты о вреде ходунков для ребёнка

Почему от ходунков больше вреда, чем пользы

С 60-х годов прошлого века во всём мире стали набирать популярность детские ходунки. Это техническое устройство на колёсной основе, удерживающее ребёнка в вертикальном положении. Задумывалось, что благодаря им дети станут более мобильными ещё до того, как начнут ходить.

Есть мнение, что детям нравится находиться в ходунках. Ведь они ещё не могут ходить самостоятельно, а в ходунках смогут добираться до тех углов дома, которые им интересны. Что ходунки не просто развлекают ребёнка, пока мама занимается своими делами, а помогают ему быстрее научиться ходить и обеспечивают полную безопасность.

Однако, статистика, исследования и наблюдения экспертов говорят об обратном: ходунки — очень опасное приспособление, которое ведёт к травмам и нарушению развития.

Большой риск получения травм

В начале 80-х годов во всём мире увеличился рост обращений в скорую медицинскую помощь родителей, чьи дети получили травму в результате использования ходунков. Только в Америке с 1990 по 2014 год 230 тысяч детей получили такие травмы. Тогда учёные сделали вывод: «ходунковые» травмы встречаются с той же частотой, что и травмы, полученные в результате ДТП.

Переломы черепа, сотрясения мозга, переломы костей, кровоизлияние в мозг, вывихи и ушибы — наиболее частые травмы при использовании ходунков.

В 2001 году члены Американской академии педиатрии выпустили обращение, в котором призывали запретить ходунки. Главный аргумент — результаты исследований, по которым в 1999 году в отделение скорой помощи обратились 8800 детей младше 15 месяцев с травмами, связанными с детскими ходунками.

Введение новых требований к конструкции ходунков привели к уменьшению травматизма детей на 23%, но количество травм по-прежнему остаётся высоким. При этом 38% матерей, обратившихся за медицинской помощью, признаются, что знали о риске получения травм при использовании ходунков, а 1/3 родителей продолжают использовать ходунки даже после получения ребёнком травмы.

По мнению Европейского альянса безопасности детей ANEC, ходунки опасны по нескольким причинам:

  • Повышенная подвижность и скорость: зарегистрированы тысячи столкновений ребёнка в ходунках со стеной или падения в бассейн. При этом половина из несчастных случаев происходит на глазах родителей. Ребёнок в ходунках способен развивать скорость до 1 метра в секунду — за это время родитель не успевает среагировать и принять меры для предотвращения травмы.
  • Повышенная высота и досягаемость: ребёнок может дотянуться куда раньше не мог — потянуть скатерть со стола и пролить на себя горячий кофе, схватиться за ручку кастрюли на плите или дотянуться до радиаторов, каминов или обогревателей. Из 32 случаев обращений детей в отделение скорой помощи с ожогами, 8 — связаны с ходунками.
  • Кроме этого, получить травму ребёнок может в результате опрокидывания ходунков (например, из-за скользкого или неровного пола, толчка со стороны) или из-за механического дефекта устройства.

Американские учёные отмечают, что активная работа над распространением информации среди родителей о возможных опасностях ходунков уменьшило количество обращений в скорую медицинскую помощь: если в 1990 году травмы получили 21 000 детей, то в 2003 — 3200 детей. Однако они продолжают настаивать на полном запрете использования ходунков на территории страны.

Вред для физического развития

Ещё один миф — ходунки помогают ребёнку научиться ходить. Однако ходунки не просто не приближают день самостоятельного первого шага ребёнка, а могут задерживать его ходьбу на две-три недели. За каждые 24 часа, проведённые в ходунках, дети учатся ходить на три дня позже, а стоять на четыре дня позже, чем они могли бы.

Ходунки нарушают естественное развитие движений. Чтобы ребёнок начал ходить, включаются практически все органы и системы: мозг, вестибулярный аппарат, кости, мышцы. И все они должны созреть и развиться, чтобы ребёнок почувствовал себя готовым сделать первый шаг.

Мы наблюдаем у малышей сильное желание передвигаться по полу. Сначала они учатся перекатываться, ползают по-пластунски, а потом и на четвереньках, садятся, ещё позже — подтягиваются, встают и делают первый шаг с опорой. Во всех этих процессах идёт постепенное укрепление мышц и связок. И вот когда костно-мышечная система готова принять вертикальные нагрузки, ребёнок сам встаёт и начинает осваивать ходьбу.

Ребёнок переворачивается, ползёт, садится, встаёт

Когда же мы ставим малыша в ходунки, мы лишаем его возможности пройти все необходимые периоды естественного укрепления мышц и связок. И чем больше ребёнок проводит в ходунках, тем меньше у него остаётся мотивации работать над навыками самостоятельного ползания и ходьбы.

Ходунки искажают естественные движения ребёнка. Когда ребёнок учится подтягиваться, вставать и ходить, он также учится удерживать равновесие и распределять вес тела на обе стопы. В ходунках же ему не нужно учиться этому, достаточно постоянно давить своим весом вперёд. В результате он получает искажённые представления о том, как действует его тело во время ходьбы, как держать равновесие и распределять вес.

Кроме того, при долгом использовании ходунков происходит деформация стоп. Детские ходунки могут являться причиной ходьбы на носках, либо формировать временный феномен «ходунковой ходьбы на носках», что также является нарушением естественного развития движений.

В ходунках ребёнок постоянно находится на одной и той же высоте, что не позволяет ему сгибать колени и тазобедренный сустав, учиться садиться и вставать балансируя. Долгая ходьба в ходунках ведёт к напряжению мышц спины, к неконтролируемой нагрузке на детский позвоночник. Ведь если малыш почувствует усталость, он не сможет присесть или прилечь.

Последствия для психики ребёнка

У ребёнка в ходунках возникает чувство беспомощности, ведь он никак не может повлиять на ситуацию — он «идёт» только потому, что ходунки движутся. Он не может дотянуться до предмета, который находится за границами ходунков из-за ширины устройства. Не может опуститься на пол, чтобы отдохнуть. Это чувство беспомощности остаётся на всю жизнь и оставляет психологический отпечаток, который затем влияет на формирование личности.

Ходунки притупляют инстинкт самосохранения детей, так как не дают им упасть и создают ложное чувство безопасности. Без падений ребёнку невозможно отрегулировать свой вестибулярный аппарат, это естественная часть обучения ходьбе. При этом весь организм малыша подготовлен к падениям с собственной высоты без переломов: маленький рост и вес, а вместо некоторых костей — хрящи. Малыши, которые развиваются в свободном движении, знают, что такое угол, косяк и стена. Они получают свой опыт при столкновении с ними и в дальнейшем это помогает избегать травм. А вот после ходунков ребёнок по неопытности будет постоянно сталкиваться с препятствиями и травмироваться.

Теряется радость от собственных достижений. Вспомните своё состояние, когда вы долго работали над какой-нибудь задачей и вдруг получили отличный результат. Например, наконец-то выпекли идеальный бисквит, грациозно выполнили сложное па в танце, подписали крупный контракт или нашли ошибку в коде. Даже самые маленькие достижения дают нам радость и мотивируют двигаться дальше.

У детей в раннем детстве вся жизнь наполнена такими победами: сегодня у меня получилось доползти до мячика и взять его в руки, а спустя немного времени я уже могу протолкнуть его в отверстие. Сегодня я много раз падал на попу, прежде чем смог дотянуться до перекладины, а назавтра уже могу подтянуться и встать.

В ходунках большую часть работы проделывает механизм, а не ребёнок. И от этого теряется эта радость и уверенность в собственных силах: «Я могу, я умею, у меня получилось».

Как компенсировать вред от ходунков

Если ребёнок уже побывал какое-то время в ходунках, то лучше всего дать ему возможность прожить необходимый опыт в естественной среде. Опустите его на пол и проследите, чтобы в досягаемости были надёжные опоры: пуф, низкий диван, журнальный столик.

Также  можно предложить перекладину, шведскую стенку или тележку. Главное условие, чтобы тележка была устойчивой и ребёнок мог подползти к ней, подтянуться, захватить за ручку и затем идти вперёд, толкая и прикладывая усилие. Так он почувствует, как работают его мышцы, вес своего тела и его распределение, научится держать равновесие. Для устойчивости в тележку можно положить тяжёлый камень, набивной мяч, пятилитровую бутылку с песком, или пятикилограммовый пакет муки в холщовом мешке, чтобы не порвался и не рассыпался.

Ребёнок с тележкой вместо ходунков

Можно добавлять мотивирующие элементы в виде игрушек или подзывать ребёнка к себе, ведь мама сама по себе служит мотиватором. Путь до желаемого объекта ребёнок может проделать и ползком, и пешком. Не нужно пытаться направлять или помогать малышу, он должен пройти через каждый этап самостоятельно и получить необходимый опыт в свободном движении.

Если есть возможность, поставьте дома ступеньки с поручнями или прикрепите одну перекладину к стене. Придерживаясь, ребёнок будет пытаться встать на ножки самостоятельно. Ещё вариант для тренировки движений — трек для мяча с корзиной: малыш закидывает мяч в корзину, мяч катится по треку, ребёнок ползёт ( а позже идёт) к концу трека, берёт мяч и возвращает в корзину.

Перекладины для тренировки ходьбы

Отношение к ходункам в других странах

В 2004 году ходунки были запрещены в Канаде на национальном уровне. Если попытаться продать их с рук или привезти из другой страны для личного использования, то можно получить штраф 100 000 канадских долларов или тюремное заключение на срок до 6 месяцев.

В Америке к производителям ходунков предъявляют жёсткие требования. Их допустят к продаже при условии достаточно широкого основания — больше, чем стандартный дверной проём. Или же они должны быть оснащены необходимым уровнем стабильности и тормозом, способным остановить устройство на краю лестницы. То же и в Австралии — в продаже появятся только те ходунки, которые имеют стабильное основание и проверенный на испытаниях тормоз.

С начала 80-х годов прошлого века учёные и педиатры из Италии, Испании, Ирландии, Греции, Кореи, Саудовской Аравии, Сингапура, ОАЭ, Ирана стали призывать родителей отказаться от использования ходунков. Они требуют запретить их на национальном уровне, как это сделала Канада. Но пока эти меры не приняты, в странах стараются максимально информировать родителей о потенциальной опасности ходунков.

В России пока нет никаких требований к конструкции ходунков и запретов на их использование. Спрос на них остаётся высоким — они есть у каждого второго малыша. Надеемся, что наша статья поможет вам оценить вред ходунков для ребёнка и принять решение в пользу естественного безопасного развития.

Список источников

  1. Канадский научный центр здоровья человека
  2. Доктор Алан Грин «Опасность детских ходунков» на сайте «Нью-Йорк-Таймс»
  3. Официальный сайт правительства Канады о причинах запрета ходунков
  4. «Так как дети продолжают себя травмировать, американские врачи возобновили требование запретить ходунки» на сайте Национального общественного радио
  5. Ben Young, Persephone M. Wynn, Zhimin He, Denise Kendrick «Профилактика детских падений дома: обзор исследований»
  6. Patricia Burrows, Peter Griffiths «Задерживают ли ходунки начало ходьбы у маленьких детей?»
  7. Американская академия педиатрии «Детские ходунки: опасный выбор»
  8. T.J. Coats, M. Allen «Травмы, связанные с ходунками — постоянная проблема»
  9. Книга Лизель Полински «PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей»
  10. Шаров А.Н., Кривовая А.В. «Влияние детских ходунков на развитие двигательных навыков у младенцев»

Статья подготовлена при участии детского психолога и Монтессори-педагога Анастасии Кузнецовой, эксперта наших онлайн-курсов для родителей о развитии детей до года и с 1 до 3 лет.

Фото Анны Ефремовой и из нашего Монтессори-центра «Отрада»

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться