Главная Отвечаем на вопросы Заставлять ли ребёнка заниматься дома с Монтессори-материалами

Заставлять ли ребёнка заниматься дома с Монтессори-материалами

У нас спросили: — Свою дочь я воспитываю в духе Монтессори с шести месяцев. Два с половиной года боролась с семьёй и отстаивала право воспитывать дочку по этой методике.
Заставлять ли ребёнка заниматься дома с Монтессори-материалами

Все мои родные и знакомые мало знают о системе, но всячески её осуждали, поэтому в семье постоянно возникали конфликты, обиды и недопонимания.

Сейчас дочери три года, она многое умеет: ухаживает за собой и окружающей средой. Пора, наверное, двигаться дальше. Но есть множество «но».

Дочь почти полгода ходит в обычный детский сад. Она там устаёт, вечером заниматься не хочет. Её естественное желание — побегать, попрыгать, покричать или покопаться в песочнице. К полке с материалами дочь вообще не подходит, бегло её оглядывает и проходит мимо. Полка с красками, карандашами, фломастерами тоже без внимания. Единственное, что дочку ещё увлекает — книги. Она их просит читать каждый день.

Что делать с образованием дочери в духе Монтессори: покупать и предлагать ли ей материалы 3–6? Или оставить обучение на садиковский самотёк?

Заставлять дочку учиться по вечерам из-под палки не хочется. С другой стороны, мне очень нравится плавный, постепенный, вдумчивый Монтессори-подход. Хотелось бы и дальше его придерживаться. Но одно дело видеть результаты и достижения и идти вперёд наперекор всем, другое дело не получать отклика от ребёнка.

Помогите разрешить дилемму.

На вопрос отвечает Надежда Смирнова, Монтессори-педагог (3–6, 6–12), директор Международного института Монтессори-педагогики:

— После вашего письма у меня возникли две разные мысли.

1. Бороться с семьёй — не самое хорошее для воспитания ребёнка дело. Даже из лучших побуждений. Отношения между взрослыми легко считываются детьми, как бы вы их ни маскировали. И лучшая атмосфера для ребёнка — это атмосфера любви и взаимопонимания.

Когда у взрослых разные ожидания и разные требования — это часто ведёт к детским неврозам или различным особенностям характера и поведения. Не знаю, какие идеи методики требуют войны. Если есть разногласия с близкими, их можно решать, опираясь на интересы девочки, и обсуждать не метод, а то, что происходит с дочерью здесь и сейчас.

Принцип системы совсем не в том, что разрешено всё в рамках дозволенного. Главный принцип, скорее, в том, что дети участвуют в общей жизни и несут свою долю ответственности. И в этом проявляется уважение к маленькой развивающейся личности.

2. Образование дошкольника — это ни в коем случае не обучение из-под палки. Это вообще не «занятия». Это естественная жизнь, включение в реальность, изучение мира через все органы чувств, через практическую деятельность.

Если вы хотите, чтобы домашняя среда соответствовала принципам Монтессори, то создайте такое пространство, в котором девочка сможет быть максимально самостоятельной. Вы пишете, что дочь многое умеет по уходу за собой и окружающей средой. Важно, чтобы не просто умела, а участвовала в реальных делах — её умения могут приносить пользу и радость окружающим. И чтобы это была и полностью самостоятельная, и совместная деятельность.

Когда вы вместе с дочкой готовите ужин, предвкушая, как обрадуется бабушка любимому пирогу, или гладите бельё, заботливо складывая папину рубашку, то открываются огромные возможности как для личностного, эмоционального развития, так и для интеллектуального:

  • называть и пересчитывать предметы;
  • рассматривать и называть их форму;
  • выделять в словах звуки.

Для этого совершенно необязательны специальные материалы. Более того, Монтессори-материалы рассчитаны на работу в большой разновозрастной группе детей, и дома они, скорее всего, не дадут ожидаемого волшебного результата.

Конечно, полка с творчеством — важная вещь. И хочется, чтобы девочка её использовала. Наверное, стоит посмотреть её наполнение. Здесь зачастую требуется минимизация и упорядочивание содержимого. Пусть выбор инструментов будет небольшой. Лучше их периодически менять. Разнообразьте сами способы использования этих инструментов. Скажем, карандашами можно не только рисовать, но и делать интересные одноцветные отпечатки: положить под лист бумаги, например, монетку или лист дерева, кусочек коры и плотно заштриховать.

И простой общий совет. Дети всегда с удовольствием подражают взрослым. Но взрослым счастливым, которые радостно делают своё дело. Поэтому будьте счастливы, удивляйтесь миру вокруг, живите радостно и дружно со своими близкими. И это главное средство вырастить хорошо образованных детей.

 

Фото предоставлено «ММЦ Отрада»

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы