• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов

Как привить ребёнку любовь к чтению и поддерживать её

Как привить ребёнку любовь к чтению и поддерживать её

Моему сыну 8 лет, и когда у него выдаётся свободная минутка, он читает: в машине по дороге в школу, на лавочке, перед тренировкой по футболу. Даже умудряется доставать книгу, пока мы ходим по магазинам. В этой статье расскажу, как мне удалось привить любовь к чтению своему ребёнку.

Поощрять самостоятельное чтение, когда ребёнок готов

Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет; но проявлять интерес к настоящим книгам он начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет я писала фразы и короткие рассказы и предлагала ребёнку их прочитать. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

Если вы читаете малышу, для него будет естественным начать делать это самостоятельно, когда придёт время. Когда сыну был год, мы завели ритуал: после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Позже мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после снова продолжал папа.

Подруга рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а делала это сама.

Создавать положительный опыт, который поможет ребёнку полюбить чтение

Важно, чтобы каждый опыт чтения сопровождался положительными эмоциями. Если мы заставляем ребёнка читать, ругаем его за ошибки, торопим, обесцениваем, принуждаем читать вслух на публику, когда такого желания нет, мы можем ускорить процесс механического обучения, но полностью отбить любовь к чтению.

Чтобы создать позитивные ассоциации с книгами и чтением:

  • Не сравнивайте его опыт с опытом других детей. Особенно братьев и сестёр. Вы можете сравнивать только с его собственным опытом. Не говорите: «В твоём возрасте сестра уже могла прочесть целую книгу!». Лучше сказать: «Теперь ты можешь прочесть целую страницу, а ещё совсем недавно это было тебе не под силу!». Избегайте сравнений с другими детьми и в положительную сторону. Чтение не должно становиться для ребёнка соревнованием.
  • Не заставляйте. Принуждая ребёнка, мы полностью отбиваем интерес к чтению. Поэтому в случае отказа лучше самим открыть книгу и предложить почитать вслух.
  • Не исправляйте. Прочитав слово или фразу неправильно, ребёнок может догадаться о значении самостоятельно и исправиться. Или же прочитать правильно в следующий раз. Единственный случай, когда вы можете поправить, — если он постоянно читает неправильно какое-либо слово, и это мешает пониманию текста в целом.

Показывать детям свою любовь к чтению

Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать, он казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я ничего не продумывала заранее. Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей.

Дома у нас большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас — меньше, но если я взялась, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчёркиваю важность занятия.

Если ребёнок никогда не видит вокруг себя читающих людей, то, скорее всего, он воспримет чтение как бесполезный навык. Поэтому ему важно видеть, как читают родители. Учите относиться к этому с уважением и не беспокоить вас. Вы можете сказать: «Мне осталось прочесть ещё 5 страниц до следующей главы. Мне очень нравится эта книга и я бы хотела закончить».

Выделить время

Мой сын не уходит из комнаты, где работает телевизор с мультфильмами и не отказывается от компьютерной игры в пользу книжки. К моему глубокому сожалению, он всегда предпочтёт экран. Чтение не окажется в приоритете и перед детской площадкой, футбольным матчем с друзьями или прогулкой на велосипедах.

Если вы хотите, чтобы ребёнок читал и полюбил это занятие, у него должно быть время. И не 15 минут перед сном. Нужно, чтобы ему стало скучно, тогда он сам выберет новую книгу и погрузится в неё.

Убедитесь, что у ребёнка будет достаточно времени, чтобы не прерываться и читать, сколько ему захочется. Старайтесь не перебивать и не мешать ему. Создайте такую обстановку, чтобы и другие члены семьи (особенно младшие братья и сёстры) не мешали, а проявляли уважение к его занятию.

Ребёнок может читать, пока вы готовите ужин или перед сном. Предложите ему разные варианты, но никогда не навязывайте, просто напоминайте: «Сейчас ты примешь ванну и сможешь почитать в кровати».

время для чтения Замечательно, если вы заведёте ритуал вечернего чтения как можно раньше. Сначала это будет делать один из родителей, а после ребёнок сможет читать перед сном сам

Поддерживать интерес к прочитанному

Чтобы привить ребёнку любовь к чтению, обсуждайте с ним прочитанное, но не заставляйте пересказывать. А если хотите убедиться, что он понял текст, не стоит спрашивать: «Расскажи, что там написано». Достаточно задать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что будет дальше?» или «А ты хотел бы побывать на месте главного героя?»

Если ребёнок хочет прерваться, чтобы задать вопрос о прочитанном или поделиться своими эмоциями, поддержите его. Разъясните вопрос, разделите эмоции или поделитесь своими. Обращайте внимание на то, что в чтении важнее всего смысл, а не сам процесс. Вы также можете рассказывать, что вы читаете сами и каковы ваши впечатления.

Выбирать интересные книги

Выбирайте небольшие, желательно смешные рассказы с простым понятным сюжетом. Когда ребёнок читает уже более-менее бегло, лучшее, что вы можете сделать — доверить выбор книг ему самому. Будьте готовы, что ваш выбор может не совпадать с выбором сына или дочери. Но строгая цензура со стороны взрослых вряд ли приведёт к положительным результатам.

Единственным нашим ограничением должна стать возрастная пометка. Хотя и тут не проявляйте излишней строгости: да, ребёнку 6 лет не подойдут книги для подростков, но если на книжке написано 8–9 или 4–5 лет, то почему бы не попробовать, если она привлекла внимание?

Мой сын часто выбирал неподходящие на мой взгляд произведения, но читал их взахлёб, а потом добирался и до подходящих. Я подумала, что мне бы не хотелось, чтобы кто-то стоял у меня за спиной в книжном магазине, комментируя мой выбор, поэтому старалась не тревожить ребёнка.

Ещё одной страстью сына стали комиксы. Дети, привыкшие рассматривать картинки, с лёгкостью и интересом читают несколько фраз, сказанных персонажами.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Показать, где можно брать книги

Покупайте книги. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки. Мы всей семьёй ходим в книжный магазин и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, то заходим в кафе, открываем и рассматриваем покупки.

Обменивайтесь. Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такое мероприятие можно организовать ещё до того, как дети научились читать. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч, и что ими можно делиться и обмениваться. Это поможет полюбить чтение.

Дарите книги ребёнку и предлагайте дарить их друзьям и родственникам. Показывайте ценность дарения — обязательно подпишите подарок, детям очень приятно открывать книгу и видеть подпись близкого человека.

Запишитесь в библиотеку, чтобы привить любовь к чтению. Ребёнка может буквально завораживать возможность самостоятельно выбрать любую книгу, дать свой читательский билет, отнести несколько экземпляров домой и прочесть к определённому сроку. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает эти посещения. В библиотеку мы идём пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

семейное посещение библиотеки Если каждому походу в библиотеку вы будете тоже радоваться и брать книги, это станет особенным опытом для ребёнка

Научить заботиться о книгах

Просите складывать книги на место. Первое время, скорее всего, вам придётся напоминать ребёнку об этом, а иногда и делать это самим. Но, если вы будете настойчивы, на полках появится порядок. Обратите внимание, что порядок должен быть установлен самим ребёнком. Также вы можете договориться, что после чтения перед сном он может положить книгу на тумбочку у кровати, но там должно находиться одновременно не более одной.

Никогда не позволяйте детям рвать или портить книги. Если всё же это случилось, не используйте книгу, пока не почините. Обсудите с ребёнком причины, как этого избежать в дальнейшем и привлеките его к починке.

Учите ставить пометки карандашом в книгах, подчёркивать важное или понравившееся. Умение ставить пометки поможет ребёнку в дальнейшем обучении, и чем раньше он научится делать пометки, тем лучше. Обратите внимание ребёнка на то, что пометки можно ставить только в своих книгах.

Любовь к чтению у детей обязательно появится, если взрослые:

  • подают личный пример;
  • поощряют самостоятельное чтение;
  • помогают получить положительный опыт;
  • выделяют время на чтение и соблюдают ритуалы;
  • доверяют выбор книг ребёнку;
  • организуют походы в магазины и библиотеки, обмен и дарение книг;
  • учат заботиться о книгах.
Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться