Вход
Когда менять игрушки на детской полке

Когда менять игрушки и материалы на детской полке?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Ребёнку 2,5 года. Придерживаюсь рекомендации выкладывать на полки небольшое количество игр/пособий/книг и периодически их менять. Имею «сменный комплект» вне досягаемости детских глаз. Столкнулась с ситуацией, когда ребёнок просит дать ему то, что я убрала (недавно или очень давно) в «запасничек», как поступать? Просит конкретную игру или книгу, говорит хорошо. Особенно, интересует ситуация, когда ребёнок явно перерос запрашиваемую игру/пособие/книгу. Демонстрировать где у мамы «запасничек» – значит, дать добро на постоянное лазанье на эту полку/коробку.

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– К своим 2,5 годам ваш ребёнок приобрёл немало умений: он способен осознать потребность в чём-то, мысленно обратиться к воспоминаниям, разыскать среди них игрушку или книгу, которая может эту потребность удовлетворить, а затем сформулировать и высказать просьбу дать ему необходимое. Ещё недавно, потеряв вещь из вида, он не знал, где она. Теперь же он овладевает пониманием, что вещи существуют даже когда он не смотрит на них, и способен, не видя предмета, придумать, как бы это он мог пригодиться. Порадуйтесь за него!

Я бы хотела обратить ваше внимание на фразу «ребёнок явно перерос запрашиваемую игру/пособие/книгу». Для кого это явно? Для того, кто проделал большую внутреннюю работу по распознаванию внутри себя желания, мысленному перебору знакомых игр/пособий/книг с тем, чтобы это желание удовлетворить? Если бы вам так понравилась мелодия, что вам захотелось прослушать её несколько раз, кто бы решал, что вы прокрутили её достаточное количество раз? Отказали бы вы себе в прослушивании песни только потому, что она детская?

Может быть тысяча причин у ребёнка просить прежнюю игру: соскучился ли он по ней, или не проработал достаточное количество раз, чтобы сформировать твёрдо в себе какое-то качество или умение. Может быть, он изобрёл новый способ использовать старую вещь для новых целей. Возможно, он обеспокоен или устал, у него не получается задуманного с другим материалом, чтобы почувствовать себя умелым или успокоиться, ребёнку хочется сделать что-то хорошо освоенное. Что бы ни было, ребёнок нашёл решение проблемы: вспомнил подходящее занятие. Почему бы не поддержать его в этом? Мы следуем за ребёнком: если он страстно хочет делать что-то, что не вредит другим людям и окружающей обстановке, то остаётся только радоваться, – он нашёл занятие, на котором готов концентрироваться, развивать себя в целом и волю в частности.

Вы задали очень дальновидный вопрос: как поступить с возвращением материалов из «запасничка». Мы постоянно предлагаем детям образец поведения всей своей жизнью. Возможность с вашей помощью добыть игрушки из запаса может поставить вас в положение, когда материалов так много, что у малыша разбегаются глаза, и это помешает полноценной работе. Отправить маму в кладовую может стать увлекательным и само по себе, а это действительно не то, чему мы хотим научить ребёнка. Для того чтобы этого не произошло, достаточно продумать какой-то регламент, связанный с извлечением содержимого из запасника. Вы можете назначить какое-то время для этого или выбрать с ребёнком, что он хочет убрать и заменить на то, что просит, чтобы количество предметов в свободном доступе не увеличивалось. Вы объясняете: в любое время малыш может взять то, что на полках, а из запаса – только вы и только тогда, когда не заняты чем-то другим или в определённое время, этакий «счастливый час перемены игрушек». Может быть, вы запишете просьбу, а папа вечером придёт с работы и полезет на антресоль, и это будет такая его личная обязанность и привилегия, потому что ему легче, ибо он выше. Так ребёнок будет учиться ждать, планировать. Важно быть скрупулёзными в соблюдении договора. Малыш может попросить и забыть о просьбе. Тогда вы в урочный час напоминаете ему, и ребёнок убеждается в том, что договорённости имеют вес, что вы серьёзно относитесь к просьбе малыша дать ему полюбившуюся книгу или игрушку. Сдержав своё слово, вы учите его держать своё, учите ребёнка уважать слова свои и ваши, знать им цену.

Даже если «запасничек» фактически расположен в потенциально доступном для ребёнка шкафу, это всё равно ваш методический шкафчик, и вы объясняете ребёнку, что брать/убирать что-либо в/из него можете только вы и только по вашим правилам. Аналогичные права должны быть и у ребёнка в отношении какой-то его полки, шкафа. Тогда ребёнок учится уважать и ценить неприкосновенность чужих вещей на основе понимания, что это же правило охраняет и его собственность.

Редакция

1 comment

  1. Алина Кабанец 31 май, 2016 at 12:44 Ответить

    Очень полезная статья! Сейчас только готовлюсь к применению методики дома со своей малышкой 2 лет. Здорово, что акцентировали внимание на этой теме) Спасибо!

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.