Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть

Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть

Рассказываем, как правильно выбрать игрушки и выясняем причины, по которым ребёнок может не играть с игрушкой.

Примеры детских игрушек

При выборе игрушки важно помнить, что каждый малыш уникален. Что подходит для одного, не заинтересует другого: некоторые дети готовы нанизывать бусы на нить в 1,5 года, а другие — после 2 лет. Поэтому при выборе занятий стоит руководствоваться интересами конкретного ребёнка, а не списками полезных игрушек. Наблюдайте за своим малышом и предлагайте занятия, которые закрывают именно его потребности.

Хорошая игрушка помогает ребёнку освоить необходимые для жизни движения:

  • вкладывание;
  • нанизывание;
  • открывание и закрывание;
  • проталкивание;
  • откручивание и закручивание.

Ниже рассмотрим примеры актуальных детских игрушек с года до трёх лет.

Кольца на неподвижном основании подойдут с момента, когда ребёнок уверенно сидит. Во время занятия малыш тренирует сознательное выпускание и захват, учит использовать руки в вертикальном и горизонтальном положениях.

Кольца для нанизывания на стержень Понадобится 3–4 кольца разного размера. Правильно, когда кольцо не толще, чем может обхватить рука ребёнка

Кольца и стержень для горизонтального нанизывания После года можно усложнить игрушку — нанизывать кольца на горизонтальный штырёк. Включается в работу запястье, а координация руки и глаза становится ещё более точной

Пирамидки. После освоения нанизывания колец переходим на следующий уровень — упорядочиваем кольца по размеру на пирамидке, от самого большого к самому маленькому.

Ближе к 2 годам можно предлагать пирамидки на качающемся основании, с фигурами вместо колец, пирамидки с несколькими гладкими стержнями или с выступами. Но первые должны быть совсем простыми.

Пирамидка с тремя кольцами

Нанизывание бусин. Сначала лучше выбрать крупные бусины со шнурком на штырьке. После того как ребёнок научится их нанизывать, измените размер или форму бус, уменьшите размер штырька или замените его шнурком. Только потом можно подбирать сложные фигурные шнуровки.

Бусины и шнурок для нанизывания

Контейнеры для открывания и закрывания. Ещё один способ развивать координацию глаза и руки — это дать ребёнку возможность открывать и закрывать различные ёмкости. Сложите в корзинку несколько бытовых предметов: китайскую коробочку, жестяную и стеклянную баночку, сумочку с кнопкой, коробочки для макияжа, пудреницы, футляр от губной помады или зубной щётки.

С таким набором малыш освоит различные типы отвинчивания и откручивания, различные варианты застёжек, потренирует запястье и захваты.

Корзина с наборами для закручивания и откручивания Положите в баночки и сумочки сюрпризы: это будет мотивировать малыша открыть контейнер и посмотреть, что там гремит


Ещё больше полезных игрушек в нашей бесплатной электронной книге «150 занятий для детей до пяти лет»


Корзина с реальными предметами. Наполните корзину безопасными предметами домашнего обихода или природными материалами. Это могут быть:

  • венчик, ложка, чашка, крышка;
  • губка, мочалка, пемза, зубная щётка;
  • колокольчик, мячики, фигурки животных;
  • бигуди, футляр от помады;
  • шишки, большая галька, ракушки, большие каштаны;
  • кусочки ткани разной фактуры;
  • пакетик с ароматными травами.

Чем младше ребёнок, тем меньше предметов кладём в корзину: до года достаточно 3–4, а ближе к двум 5–7 предметов. Такая сенсорная деятельность стимулирует чувства: ребёнок ощущает различные текстуры материалов, их температуру, вес, запах, цвета и формы.

Сделайте несколько тематических корзин: отдельно с деревянными, блестящими, металлическими предметами или с предметами из разного материала, но одного цвета.

Корзина с реальными предметами Или соберите предметы по определённому признаку. В этом наборе предметы ухода за собой: маленький гель для душа, мочалка, зубная щётка, расчёска и массажная щётка

Гайки и болты. Ни одно упражнение не укрепляет кисть руки так, как закручивание. Ещё с этой игрушкой ребёнок учится работать двумя руками: одной будет прикручивать гайку, а другой держать болт. Сначала предлагаем один или два болта и гайки. А чтобы усложнить занятие, добавляем больше болтов и гаек или уменьшаем их размер.

Гайки и болты Такую игрушку родителям можно сделать самим, прикрутив к деревянной доске болты

Коробка с колышками и молотком. До года малыш может вставлять колышки в отверстия и проталкивать их рукой. А с совершенствованием моторики начать забивать колышки молотком. Следующий этап — забивание крупных гвоздей в пробковую доску или пластилин.

Колышки для забивания молоточком

Набор дверных защёлок, прикреплённых к мебели или дверным проёмам: защёлка с цепочкой, защёлка с крючком, шпингалет. Эта игрушка на возраст примерно с 16 месяцев.

Ящик с защёлками разных видов

Коробки с отверстиями. С помощью упражнений на проталкивание ребёнок учится складывать предмет в контейнер и начинает понимать постоянство объекта — когда что-то исчезает из поля зрения, оно может появиться снова. С развитием моторики малыш может вставлять большую монету или фишку в узкую щель, а потом соломинки в дырочки. Необязательно покупать такую игрушку, можно сделать прорезь в обувной коробке для монет, пуговиц или мячика. Возраст — около года.

Коробка с выдвигающимся ящиком

Замок с ключом. Можно приобрести игрушку, а можно использовать обычные замки. Не забудьте прочно привязать ключ к замку, чтобы ребёнок его ненароком не проглотил. Предлагайте простой вариант ключика, который в один щелчок откроет замочек.

Замки с ключами

Рамки с застёжками. Это деревянные рамки с двумя полотнами ткани, застёгнутые липучку или на молнию. Можно не покупать рамки, а закрепить на пяльцах фрагменты ткани с нужными застёжками. Когда ребёнок научился расстёгивать молнии и липучки, предложите рамки с кнопками и пуговицами.

Рамки с застёжками

Рамки-вкладыши с ручками. С этой игрушкой ребёнок учится выделять фигуры на фоне, развивает зрительно-моторную координацию. Ручка помогает отточить пинцетный и щипковый захваты. Поначалу предлагайте рамку и вкладыш круглой формы. Это самая простая форма, ведь у круга нет сторон, которые могут не подойти к выемке.

Как только ребёнок освоит одиночные формы, дайте ему составные рамки-вкладыши — одинаковые фигуры разного размера или разные фигуры одинакового размера.

Рамки-вкладыши с круглыми формами

Следующим шагом будут вкладыши с изображениями, а к 2 годам можно начинать использовать двух- и трёхсоставные пазлы.

Пазлы с фигурками-вкладышами

Сортеры. С этой игрушкой малыш получает сенсорный опыт с различными геометрическими телами, можно давать уже около года.

В базовом комплекте на каждой стороне одно отверстие: круглое, квадратное и треугольное. Сначала ребёнок учится проталкивать круглые или цилиндрические фигурки, а затем куб и призму. В более сложных сортерах отверстия располагаются на одной стороне.

Сортер

Мозаика. Её нужно иметь примерно с полутора лет, когда малыш уже не тянет всё в рот. Сначала выбирайте модели с крупными деталями — начинаем с пяти и постепенно добавляем больше деталей. Игрушка помогает освоить щипковый захват и точные движения рукой.

Мозаика

Сортировка. Примерно с 18 месяцев дети начинают интересоваться сортировкой предметов по цвету, типу и размеру. Возьмите набор предметов и поместите их в большую миску. Рядом поставьте миски меньшего размера или контейнер с несколькими отделениями.

Что можно сортировать:

  • пуговицы: по цвету, форме или размеру;
  • природные материалы: шишки, ракушки, камни, листья;
  • орехи разных видов, в скорлупе или без неё.

Сортировка даёт ребёнку опыт классификации и контролируемого опускания предметов. Чтобы усложнить упражнения на сортировку, уменьшите предметы и добавьте щипцы или ложку для перекладывания.

сортировка

Конструкторы. После двух лет ребёнку будут интересны конструкторы: лего, магнитный или деревянный конструктор. Начинать лучше с пяти деталей, потом добавлять больше.

Детский конструктор

Сенсорные мячи, мешочки и коврики. Мячи или мешочки могут быть с различным наполнением: крупа, синтепон, опилки, песок, пуговицы. Это будет давать понимание того, что одинаковые с виду предметы могут быть разного веса.

Сенсорные мешочки

Корзинки с фигурками животных. Сложите в корзинку муляжи животных. Главное, чтобы были учтены их размеры в реальной жизни: петух меньше волка, а слон больше собаки.

Можно собирать разные наборы фигурок животных:

  • животные разных континентов;
  • с фермы;
  • домашние;
  • взрослые особи и детёныши.

Главная цель — расширить словарный запас малыша. Мы изучаем названия животных и их детёнышей, страны, континенты и среды обитания. Такие игры хорошо развивают внимание и память.

Фигурки животных

Выбирая полезные игрушки, мы помогаем ребёнку развиваться. А вредные его только запутывают и искажают реальную картину мира.

Взрослые удивляются, почему ребёнок бегает и крутится, вместо того, чтобы играть. А ребёнок уже не знает, куда деться от всего этого многообразия красок и звуков. Если ему оставить две игрушки, а потом поменять их на другие две, то внезапно окажется, что ребёнок, который всё раскидывал, вдруг сосредотачивается на игре на долгое время

На примерах типичных игрушек психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова показывает, на что важно обращать внимание и как не ошибиться в выборе.

На видео о том, как отличить развивающую игрушку от развлекающей и как говорящие механические медведи искажают реалистичное восприятие мира, что такое изоляция признака и почему в методе Монтессори не любят бизиборды.

Ещё у нас есть короткая памятка: можно пользоваться ей при выборе игрушек, чтобы не купить бесполезную. Памятку высылаем бесплатно.

Почему ребёнок не интересуется игрушками

Бывает, что родители вроде подобрали игрушку по возрасту, а ребёнок всё равно в неё не играет. Предпочитает крутиться возле мамы или вовсе не слазит с рук.

Есть несколько причин, почему ребёнку может не нравиться игрушка:

  • не учтены интересы малыша и потребности развития;
  • ребёнок не знает, как играть с игрушкой;
  • ему неудобно выбирать и брать игрушку.

Потребности и интересы. Возраст до трёх лет считается возрастом движений, развития речи и сенсорного исследования. Перед малышом стоит задача изучить вещи, которые его окружают. И научиться одновременно использовать руки и глаза при выполнении разных действий: налить воду в стакан и попить, зачерпнуть кашу и донести ложку до рта, надеть носочки и штаны.

Правильные игрушки помогают малышу освоить необходимые для жизни движения, стимулируют к развитию речи и напитывают разнообразными сенсорными ощущениями. При этом в одном и том же возрасте дети увлечены разными занятиями: одному важнее бегать и прыгать, другому — кропотливо вкладывать мячик в коробочку, третий может часами листать книги.

Также в этом возрасте развивается способность к концентрации. При покупке игрушки обратите внимание, чтобы она развивала один навык — так ребёнок быстрее сосредоточится и получит опыт успешного взаимодействия.

Когда ребёнок занимается с игрушкой, важно создать условия, при которых его ничто не будет отвлекать. Иногда даже банальная родительская похвала во время занятия может помешать или прервать концентрацию. Отвлечение внимания ребёнка, расфокусировка, отсутствие движений во время сидения в телефоне, недостаток сенсорного опыта — всё это вредит развитию и приводит к апатии либо к гипервозбуждению.

Игрушки могут быть слишком простые или сложные для ребёнка. Со сложными ему просто не по силам справиться, а с простыми — скучно. Поэтому убираем погремушки и придерживаем для дошкольного возраста кукол, счётные материалы и игрушки для изучения цветов. А вот любимые мягкие игрушки могут быть в любом возрасте.

Обычно в день рождения или другие праздники любящие близкие могут купить кучу бесполезных подарков. Советуем составлять список нужных детских игрушек или просить дарить сертификаты магазинов.

Как определить благоприятные периоды для развития ребёнка

Презентация игрушки. Родители показывают ребёнку каждую новую игрушку — что с ней можно делать и как играть. Сначала привлекаем внимание: «Смотри, у тебя теперь есть новая игрушка. Давай её посмотрим и поиграем?». Показываем, что с ней можно сделать. Чем младше ребёнок, тем меньше объяснений и проще движения. При демонстрации годовалому ребёнку достаточно поставить кубик на кубик или надеть одно кольцо на стержень. Предлагаем ребёнку пробовать самому столько раз, сколько ему понадобится. Если долго не получается, показываем ещё раз.

Оставляем малыша, чтобы он продолжал играть самостоятельно. Можно заранее подготовить место на полке для новой игрушки или выбрать его с ребёнком: «Куда поставим машинку?»

Удобное хранение. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему сделать выбор. Когда игрушек много, он переходит от одной к другой: этой поиграл — бросил, тут же другую взял. В итоге малыш просто устаёт, капризничает и просится на руки. Поэтому достаточно оставлять на полках 4–5 игрушек, и менять их раз в несколько дней.

Полки с игрушками

Разместите игрушки в свободном доступе ребёнка, на невысоких полках или стеллажах — чтобы он мог подойти и взять нужную. Не складывайте игрушки в закрытые корзины или контейнеры. Ребёнок вываливает всё на пол, потом пытается найти интересное занятие, но не может. В итоге фрустрируется и постоянно требует внимания мамы.

Пошаговое руководство по разбору игрушек

Что ещё необходимо ребёнку для развития

Важно помнить, что игрушки не являются единственной сферой развития малышей — игрушечный мир не даёт всех возможностей. Ребёнку важно развивать крупную моторику, знакомиться с книгами и искусством, участвовать в жизни семьи и осваивать навыки самообслуживания.

Ребёнок развивает крупную моторику

Развитие крупной моторики. Детям в этом возрасте важно научиться увереннее ходить и сохранять координацию тела в пространстве, хватать и переносить вещи.

Чем больше стимулов для движения, тем активнее развивается крупная моторика. Для развития этих навыков понадобятся:

  • пространство, в котором ребёнок может бегать и ходить на большие расстояния;
  • спортивный комплекс, шведская стенка или отдельные снаряды;
  • тележки и каталки;
  • беговел, а примерно с 2 лет — велосипед или самокат;
  • качели;
  • горки или другие наклонные поверхности.

После 2 лет завершается формирование базовой координации тела и ребёнок переходит в период утончения движений. Движения становятся точнее, грациознее и экономнее. Так малыш достигает оптимального результата в кратчайший срок, а сэкономленная энергия направляется на дальнейшее развитие. Актуальными остаются долгие прогулки, подвижные игры, лазанье и прыжки.

Ребёнок рассматривает книгу

Чтение. Если мы сможем пробудить у ребёнка интерес к чтению в раннем возрасте, то велика вероятность, что он сохранится на всю жизнь. Книги дают много информации об окружающем мире и стимулируют развитие речи. Важно подобрать книги по возрасту и показать ребёнку, как мы с ними обращаемся: переносим, перелистываем страницы, где и как читаем.

Что и как читать ребёнку до 3 лет

Творчество. Ещё одно интересное занятие, которое может увлечь ребёнка.

Примеры первых занятий по творчеству и организация зоны творчества

В этом видео Монтессори-педагог Валерия Балабанова делится идеями занятий практической жизни, творчеству и развитию речи.

Музыка. В раннем детстве закладывается музыкальный вкус и слух, поэтому важно давать ребёнку слушать хорошую музыку и звуки разных музыкальных инструментов.

100 музыкальных произведений для малыша

Примеры музыкальных инструментов до трёх лет.

Художественное искусство. Малыш особенно легко впитывает всё, что есть в окружающей его среде. Поэтому важно окружать его красотой и эстетикой, знакомить с предметами искусства. Это может быть картина или фотография, подвешенная в рамку на уровне глаз.

Картины для детей

Домашние дела. Дети очень любят наблюдать за тем, что делают взрослые, и стремятся повторять за нами. В случае когда родители идут навстречу, ребёнок будет с удовольствием протирать пыль, загружать и разгружать стиральную машину, развешивать бельё, поливать цветы, подметать, помогать в готовке. В этих занятиях развиваются зрительно-моторная координация, речь и крупные движения.

Ребёнок сам ест

Навыки самообслуживания. До трёх лет ребёнку по силам научиться самому есть, умываться, чистить зубы и одеваться. И учится он этому с удовольствием. А вот когда станет старше — освоение этих навыков пойдёт с сопротивлением, так как в приоритете будут совсем другие точки интереса.

Как воспитывать самостоятельного ребёнка

Памятка: как выбирать правильные игрушки для детей

  • Выбирайте простые игрушки с одной-двумя функциями, не перегруженные дополнительными аксессуарами. Они помогут ребёнку сконцентрироваться и освоить разные виды движений.
  • Предлагайте игрушки из разных материалов, чтобы разнообразить сенсорный опыт малыша.
  • Важно, чтобы игрушка была изготовлена из безопасных материалов, просите у продавца сертификат качества на товар. Проверяйте прочность крепления частей, наличие острых краёв и мелких деталей.
  • Выбирайте эстетичные игрушки приятных естественных цветов, чтобы прививать ребёнку чувство прекрасного.
  • Учитывайте возрастные особенности: не выбирайте слишком простые или сложные игрушки.
  • Наблюдайте за своим ребёнком: его поведение даёт куда больше информации, чем списки правильных игрушек, возрастные рекомендации на упаковке или советы посторонних людей в магазине.

Статья подготовлена по материалам семинара «Как правильно выбирать игрушки» Монтессори-педагога Татьяны Витковской

Фото Анны Ефремовой и Марии Лучаниновой

Мини-курс «Ем сам»

Учим ребёнка есть ложкой и вилкой за неделю — без уговоров, мультиков и каши на стенах

Узнать подробнее
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться