• Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами.

    Скачать демоглаву

     

  • Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Напишите нам на WhatsApp +7-977-639-34-24, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

  • С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

Главная Метод Монтессори Родителям о методе Что такое сензитивные периоды и зачем родителям знать о них

Что такое сензитивные периоды и зачем родителям знать о них

Сензитивный период – это время особой восприимчивости ребёнка к той или иной деятельности. Если ребёнок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, он уже не сможет так легко обучиться ему в будущем.

Что такое сензитивные периоды и зачем родителям знать о них

Зачем родителям знать про сензитивные периоды

Во-первых, родители обязательно должны знать, в какое именно время необходимо обратить внимание на тот или иной вид деятельности, так как никогда позже ребёнок уже не сможет обучиться ей так легко и радостно. Им следует предоставить возможность развиться новому умению в полной мере, обеспечить ребёнка соответствующими материалами и не ограничивать его деятельность с ними.

Родители или взрослые, не знакомые с особенностями сензитивных периодов, могут даже беспокоиться, что, например, их двухлетний ребёнок – «маньяк порядка», потому что расставляет свои игрушки на полочке в определённой последовательности. Зная о периоде восприятия порядка, родитель не будет волноваться, а наоборот предоставит ребёнку возможность складывать всё на свои места, и сам будет поддерживать этот порядок.

С другой стороны, если сензитивный период ещё не наступил, родителям следует подождать, а не пытаться обучить малыша тому, к чему он пока не готов.

Представим себе ребёнка около 3 лет, родители которого пытаются обучить его читать и писать, хотя самый благоприятный и простой период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах. А вот пик интереса к сенсорике, развития органов чувств – слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера – приходится как раз на 3 года. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств – то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.

Какие же сензитивные периоды можно выделить?

1. Период развития речи — от рождения до 6 лет.

Ребёнок с самого рождения усваивает родной язык. На втором году нарастает словарь ребёнка, хотя часто возникает непростая для него ситуация: ребёнок понимает смысл речи, но ему пока трудно объясниться. Наконец, в 2,5–3 года речь становится средством общения.

Ближе к 4 годам ребёнок начинает выделять отдельные звуки в словах, появляется интерес к чтению и письму.

2. Период сенсорного развития, уточнения восприятия органов чувств — от рождения до 5,5 лет.

Ребёнок обладает почти всеми чувствами уже в момент рождения. Но первые годы он постоянно развивает и утончает восприятие, таким образом он знакомится с окружающей действительностью, развивает свой ум. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», – говорит М. Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4 годам интерес к сенсорике начинает угасать.

3. Период освоения движений и действий — от года до 4,5 лет.

Нормальное состояние бодрствующего ребёнка – движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4 годам ребёнок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

4. Период восприятия порядка — от 1,5 до 4 лет.

Для ребёнка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребёнка сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня.

5. Период интереса к мелким предметам — от 2 до 3,5 лет.

Ребёнок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познаёт дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

6. Период социальной адаптации — от 2 до 6 лет.

В этом возрасте уменьшается зависимость ребёнка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребёнка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.

Надо уточнить, что возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от ребёнка, его личных особенностей.

Подробнее о ключевых понятиях Монтессори-педагогики, периодах развития ребёнка и раскрытии его потенциала — в онлайн-курсе «Сензитивные периоды развития ребёнка до шести лет».
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Людмила

Здравствуйте! Моей дочери 1 год. Хотелось бы почитать информацию касаемо этого возраста. Спасибо!

23 Ноября 2016 Ответить
Опыт родителей

Может ли переделка игровой комнаты изменить детей

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

Как мой сын в 4 года помогал делать ремонт

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду