Как учёные узнали о сензитивных периодах

В начале XX века голландский биолог Хьюго Де Фриз исследовал процесс превращения гусеницы в бабочку. Он обнаружил, что гусеница, рождённая у корней веток дерева, стремится к свету — на концах веток она находит наиболее тонкие и молодые листочки для еды. Когда эта потребность у гусеницы удовлетворена, чувствительность к свету падает, а потом постепенно исчезает. И гусеница превращается в бабочку.

Эта теория стала популярна в научном сообществе и проявилась в концепциях различных учёных. В том числе она повлияла на работы Марии Монтессори в Европе и Льва Семёновича Выготского в России. Они считали, что то же самое происходит и с ребёнком — он переживает аналогичные трансформации во время своего развития.

Временные отрезки особой чувствительности ребёнка к формированию определённых навыков учёные назвали сензитивными периодами.

Идея существования сензитивных периодов развития ребёнка укрепилась у Марии Монтессори, когда она стала изучать труды французского врача Жан Поля Гаспара Итара. Он известен как воспитатель так называемого аверонского дикаря — мальчика 12 лет, который до этого времени был полностью изолирован от людей. Мальчик жил и воспитывался в среде животных, поэтому передвигался и общался непривычными способами. Гаспар Итар был уверен, что если создать условия и заниматься с ребёнком, то он восстановит свои психические функции и научится говорить. Мальчик действительно приобрёл какие-то навыки, но нормального уровня развития так и не достиг. В частности, он так и не смог научиться говорить.

Монтессори предположила, что для развития речи существует какой-то оптимальный возраст, и если этот возраст упущен, то речь не появляется. Как это и произошло с мальчиком Гаспара Итара.

Также она сделала вывод, что сензитивные периоды являются движущими силами в развитии ребёнка в течение первых шести лет жизни. Взрослый не может насильственно ускорить это развитие, он может только создать среду, которая поддержит развитие.

Плохие условия препятствуют развитию ребёнка — при ограничениях навыки формируются с искажениями, либо они не формируются вовсе. Примером могут служить дети-маугли, которые воспитывались в среде животных. Если они не использовали человеческую речь до шести лет, то так и не смогли научиться говорить.

Рассмотрим на примере, как можно поддержать или ограничить развитие навыка. Допустим, мы видим, как полуторагодовалый ребёнок снова и снова пытается забраться на лестницу. Он готов подниматься и спускаться часами. Это стремление у него не случайно, ведь в этом возрасте у ребёнка формируется ходьба, при которой он достаточно высоко поднимает ноги. Благодаря этому ребёнок начинает ходить уверенней, не раскачивается и не шаркает ногами.

Сензитивный период движения: дети взбираются по лестнице

Чтобы помочь ребёнку, взрослый может водить его на площадки с лестницами, или установить дома спортивный уголок с лесенкой. Но может и помешать: постоянно держать малыша на руках или в коляске, снимать с лестницы и уводить с площадки. При этом ребёнок вероятнее всего будет злиться и капризничать.

Ребёнком движет внутренняя сила, которая заставляет его снова и снова совершать необходимые для развития действия. Именно поэтому малыш будет стремиться на лестницу. Если мы ограничим перемещение по лестнице, то долгое время его походка останется такой же неуверенной, шаркающей и раскачивающейся.

Мозг ребёнка подобен прожектору, который выхватывает из окружающей среды то, что ему необходимо для эффективного развития в данный момент.

Во времена Марии Монтессори и Л. С. Выготского не было никаких объективных доказательств существования сензитивных периодов. Учёные сделали свои выводы на основе наблюдений за детьми. Они оказались правы, недаром их считают гениями педагогической и психологической мысли.

В 1996 году были получены первые научные доказательства. Нейробиологи обнаружили, что в определённое время у детей одни нейроны становятся более активными, нежели другие. В моменты активности эти нейроны объединяются в нейронные ассамблеи, которые отвечают за интерес и стремление ребёнка к определённым видам деятельности.

Через какое-то время ассамблеи перегруппировываются: некоторые нейроны выключаются, начинают образовываться другие нейронные связи и создаются новые ассамблеи. То есть мозг выбирает, что вот эти связи я сейчас поддержу, а эти — нет. В это время ребёнка резко перестаёт интересовать то, чем он ещё вчера был очень увлечён. Зато возникает интерес к другим вещам.

Учёные назвали это явление «окнами возможностей».

Характерные особенности сензитивных периодов:

  • Универсальны. Они проявляются у всех детей, независимо от культуры, эпохи и семьи, в которой воспитывается ребёнок. Дети примерно в одно и то же время начинают разговаривать и ползать, возмущаться нарушению привычного уклада жизни и собирать соринки с пола. Но точное время начала, пиков и окончания — очень индивидуально. В одном и том же возрасте некоторые дети нацелены больше на общение, другие — на движение.
  • Временны — начинаются и заканчиваются в течение определённого времени, не длятся всю жизнь. Как только окно возможностей закрывается, ребёнок проявляет полное равнодушие к тому, что ещё совсем недавно его притягивало и интересовало. Последующее освоение навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким и радостным для ребёнка. Часто эти навыки вне сензитивного периода осваиваются с какими-то нарушениями. Например, для изучения нового языка уже приходится прилагать больше усилий и практически невозможно выучить без акцента.
  • Бессознательны. Ребёнок абсолютно не осознаёт, что с ним происходит. У него внутри как будто некий двигатель, который влечёт его к тем или иным предметам или явлениям в окружающей среде. Малыш не может нам сказать: «Мама, у меня начался сензитивный период развития речи, поэтому мне необходимо тесное общение и книги». Так что взрослым нужно самим определять пики, наблюдая за ребёнком.

Зачем родителям знания об окнах возможностей развития ребёнка

Знания о том, что сензитивные периоды существуют, меняют подход к воспитанию ребёнка и помогают лучше понять своего малыша. А в идеале — создавать оптимальные условия для его развития.

При этом мы говорим про разумное развитие — следование за темпами своего ребёнка, за его природными особенностями. Каждому навыку — своё время, а попытки ускорить развитие приводят к фрустрации малыша. Всему своё время, и это время может быть упущено, если мы навязываем ребёнку несвоевременные занятия. Очень хорошая аналогия последствий таких действий приведена в мультфильме «Гагарин».

Режиссёр Алексей Харитиди, студия Pilot

Также родителю становится понятно, почему ребёнок непрерывно повторяет одну и ту же деятельность. Например, научился открывать и закрывать дверь, и теперь до бесконечности закрывает и открывает. Почему устраивает истерику при смене привычного распорядка дня или когда его отрывают от деятельности. Почему малыш всё тянет в рот и перемещается без остановки. Почему указывает на предметы и по многу раз требует услышать их названия. На все эти вопросы можно ответить, если знать об особенностях сензитивных периодов.

Психологические потребности сензитивных периодов можно сравнить с желанием утолить голод. Когда мы голодны, нам нужно поесть, а все остальные потребности отходят на второй план.

Голодный ребёнок ест

Голод можно утолить разными способами:

  • Съесть полезную еду. Тогда наш организм получит наибольшую пользу — мы восстановим силы и получим энергию для деятельности.
  • Перекусить в фастфуде, чипсами или полуфабрикатами. В этом случае наше тело получит гораздо меньше полезных питательных веществ, мы можем почувствовать тяжесть в желудке и через короткое время снова проголодаемся.

Если же еды нет вообще, то мы будем сначала испытывать терпимый дискомфорт, а потом и страдания. Эти страдания усугубятся, если перед нами будет стоять полный стол еды, но мы не сможем её получить. Протянем к ней руку, а нас ударят по руке: «Отойди, это брать нельзя!» И вместо еды предложат мультфильм или раскраску: «Сиди тихо, не делай это, не трогай то».

Подобная аналогия позволяет нам понять состояние ребёнка, когда у него есть какое-то внутреннее стремление и жажда деятельности. А среда либо предоставляет ему возможность удовлетворить эту потребность, либо препятствует и направляет ребёнка на что-то другое. При этом ребёнок будет испытывать страх, агрессию, печаль или гнев.

Через какие сензитивные периоды развития проходит ребёнок

У учёных до сих пор нет единого мнения, сколько окон возможностей открывается перед ребёнком. Мария Монтессори не выделила чёткого списка, поэтому в работах последователей указаны четыре, пять, шесть и даже двенадцать.

Мы рассмотрим в статье шесть сензитивных периодов:

  • Развитие речи: с 7 месяцев внутриутробного периода до 9 лет, пик 1–2,5 года
  • Развитие движений: от рождения до 4,5 лет, пик 2–2,5 года
  • Восприятие порядка: от рождения до 4 лет, пик 2–2,5 года
  • Развитие и утончение органов чувств: с рождения до 4 лет, пик 3–3,5 года
  • Восприятие мелких деталей: от 1,5 до 2,5 лет
  • Период освоения социальных навыков и норм от 2,5 до 5,5 лет, пик в 4,5 года

Сензитивные периоды: схема

Таблица сензитивных периодов. Затемнённые участки показывают примерные пики проявления

Восприятие порядка

Длится от рождения до 4 лет, наивысшая интенсивность приходится на 2–2,5 года.

Беспорядок дезорганизует ребёнка и приводит к стрессу. Более того, в неупорядоченной среде у него не формируется устойчивого представления о мире как о чём-то базовом и безопасном. Порядок служит опорой, а хаос приводит к повышенной тревожности ребёнка, неуверенности, капризам и истерикам.

Порядок для ребёнка — это стабильность и безопасность.

Малышу необходим порядок в трёх сферах:

  • в окружающей среде;
  • во времени;
  • в поведении взрослых по отношению к ребёнку.

Порядок в окружающей среде. Важно, чтобы ребёнок мог найти одну и ту же вещь на одном и том же месте, это помогает ему разобраться в назначении предметов. Например, он начинает понимать, что посуда используется для еды, а игрушки — для игры. Что после прогулки мы разуваемся в прихожей, а едим за столом. У ребёнка должен быть свой уголок для занятий и место для сна.

В моей практике был случай, когда к семье с двухлетней девочкой приехал дедушка. Дедушку поселили в комнату внучки, а внучку — к родителям. Внезапно малышка стала проявлять вспышки агрессии — она раскидывала предметы, пыталась укусить других детей в саду, проявляла аутоагрессию: падала, ударялась об углы мебели. Был случай, когда она дома разбила лоб и пришлось его зашивать. Я посоветовала родителям переселить дедушку в их комнату, а малышку вернуть в свою. После возврата к привычному укладу у девочки прекратились вспышки агрессии и травматизм; и постепенно ребёнок пришёл в привычное состояние.

Ближе к двум годам малыш проявляет особенно сильную настойчивость к соблюдению привычного для него порядка. Он сам пытается вернуть предметы на место и возмущается, если вы при чтении решили сократить знакомую историю: «Нет! Сначала мальчик позвал кота!»

Открытая полка для игрушек

Порядок во времени. Для малыша очень важна последовательность в событиях — чтобы всё происходило одинаково изо дня в день. Например, чтобы он ложился спать в одно и то же время, после одних и тех же ритуалов. Поэтому взрослым необходимо поддерживать режим дня ребёнка.

Кроме чувства безопасности, порядок во времени поможет малышу осознать свой ритм дня — запустит ход внутренних биологических часов, на которые проще всего опираться в раннем детстве.

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребёнку. Это значит, что все члены семьи одинаково реагируют на одни и те же поступки ребёнка. Например, если мама запрещает есть перед телевизором, то этой стратегии придерживаются и папа, и дедушка с бабушкой.

Когда взрослые требуют разное, то малышу очень сложно приспособиться. С возрастом он начнёт этим пользоваться, лавируя между родителями, но это не сформирует у него чувство безопасности и защищённости. Скорее, это научит его лгать и он будет очень легко манипулировать взрослыми.

Одним из интересных проявлений сензитивного периода порядка является то, что дети всё время проверяют границы. При этом они часто нарушают какое-либо правило и смотрят, как на это реагирует взрослый. Родители могут истолковать это как проявление вредности или плохого характера ребёнка. На самом деле это не так.

Ребёнок делает это не из вредности, а чтобы убедиться, что правило осталось неизменным. Он как бы подтверждает для себя, что да, правило существует, оно постоянно, среда безопасна. Если взрослый начинает менять правила и идти на попятную, это вызывает ещё больше беспокойства у ребёнка. Он начинает проверять границы всё дальше и дальше, нарушая одно правило за другим. И в итоге его поведение становится неуправляемым.

Рассмотрим пример, когда малыш всегда мыл руки перед едой, а в один прекрасный день отказался это делать. Взрослому следует в этой ситуации спокойно напомнить о правиле и настоять на своём. Важный ключ — тон должен быть спокойным. При этом малыш лишается возможности сесть за стол с грязными руками. Ребёнок может устроить истерику, пытаться взять еду грязными руками, но родителям важно спокойно повторить правило и успокоить малыша.

Правило не должно измениться из-за истерики. Если сиюминутное желание удовлетворено из-за истерики, значит, истерика —
это способ получить, что захотелось. Способ, который выматывает не только вас, но и малыша. Хотя ребёнок вроде бы добивается цели, спокойствия он не чувствует, так как непостоянство правил его нервирует. В этом случае истерики только усилятся. А если проявить твёрдость в соблюдении правила, то уже на следующий день малыш пойдёт и спокойно вымоет руки перед едой — он понял, что это правило нерушимо и порядок в его жизни восстановлен.

Развитие движений

Длится от рождения до 4,5 лет, пик сензитивного периода приходится на 2–2,5 года.

Ребёнок проходит колоссальный путь в развитии движений: в первый месяц жизни он с трудом приподнимает головку, а уже через год пытается сделать первый шаг и закинуть мячик в корзину.

Развитие движений у ребёнка происходит по заданной биологической программе. Освоение движений идёт сверху вниз: сначала начинает активно действовать голова, потом плечи, туловище и последними подключаются ноги. То есть дети сначала учатся держать голову, затем переворачиваются с бока на бок, затем садятся и т. д.

Мы не можем насильно ускорить двигательное развитие малыша, ведь для любого нового действия должна созреть соответствующая биологическая база. Поэтому ничего нельзя делать за ребёнка. То есть мы не вкладываем малышу в руку игрушку, не переворачиваем насильно, не помогаем ползать или ходить — мы ждём, когда созреют биологические механизмы и ребёнок будет готов сам совершить движение.

Все движения ребёнок должен делать сам: сам начинать ходить, сам садиться и пользоваться ложкой. Тогда он учится тому, к чему готов. Если взрослый начинает совершать за ребёнка какие-то движения, или помогает ему, то малыш оказывается в зависимом положении и получает искажённый посыл. Например, когда мама водит ребёнка за руки, то даёт информацию, что тот может ходить сам, но это не так. Плюс малыш в это время должен ползать, а его водят за руку.

Если перенаправлять ребёнка в сензитиве на другую деятельность, то можно вызвать нарушения или отставание в развитии.

Есть дети, которые не ползают. Это часто связано с ограничением пространства, когда ребёнка помещают в манеж или ходунки или постоянно носят на руках. И тем самым забирают возможности для развития естественного движения. Из-за этого у ребёнка нарушается формирование межполушарных связей и задерживается процесс ходьбы. А позднее могут возникать трудности с координацией сложных движений, требующих согласованности от обеих рук.

Если развитие происходит несвоевременно, могут быть сложности и в мелкой моторике. Например, с переливанием жидкости — когда школьник не может налить чай в чашку, постоянно его разливает. Или испытывает сложности с тем, чтобы научиться держать ручку. Ограничение моторной активности в нужное время приводит к серьёзным последствиям в развитии не только моторики, но и интеллекта в целом.

Мы можем создать условия для лучшего освоения навыков. Когда мы следуем за естественным темпом ребёнка, убираем препятствия и предлагаем возможности — тогда он получает лучшие условия для развития.

Например, ребёнок начинает карабкаться по наклонным поверхностям, поднимается и спускается много раз. Мы можем ограничить его движение и перенаправить на другое занятие, и тем самым создать препятствие для освоения навыка. А можем дать возможности — поставить в комнату треугольник Пиклер или накидать подушек, чтобы ребёнок мог освоить новый навык и усовершенствовать его.

Сензитивный период движения: дети карабкаются по горке

Развитие речи

Охватывает период с 7 месяцев внутриутробного развития до 9 лет, пик приходится на 1–2,5 года.

Включает в себя несколько подпериодов:

  • развитие устной речи,
  • письмо;
  • чтение.

Развитие речи до года. В младенчестве закладываются основные предпосылки для формирования речи на более поздних этапах. Ребёнок знакомится со словесными формами, начинает понимать речь взрослого и повторять звуки, накапливает содержательную часть речи и связи с теми, кто заботится о нём.

Ребёнку очень важно установление глубоких эмоциональных связей с близкими людьми. Сам контакт служит важным условием для развития речи — именно значимый взрослый вводит детей в мир языка. Речь развивается только через коммуникации со взрослым и для коммуникации со взрослым. Если ребёнок лишён общения или оно каким-то образом затруднено, то речь его развиваться не будет.

Для развития речи без нарушений нужны принимающий и слушающий взрослый, его грамотная речь и уважительное отношение к речи ребёнка.

Контакт со взрослым создаёт у ребёнка состояние свободы, раскованности, комфорта, в результате чего у него возникает непроизвольная вокализация. Непосредственное общение и внимательное взаимодействие со взрослым также помогает развитию артикуляции у ребёнка и стимулирует его к дальнейшей самостоятельной речи. Аудио- и видеозаписи лишены эмоциональной вовлечённости во взаимодействие и поэтому не работают.

Важна заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает, у малыша формируется слуховое сосредоточение, и он тоже учится слушать окружающих людей.

Сензитивный период развития речи: как научить ребёнка говорить

К концу года ребёнок понимает названия большинства своих игрушек, знает названия предметов, с которыми взаимодействует, понимает глаголы простых действий — пить, ходить, лежать, спать. Внешне ребёнок совершенно точно воспроизводит речевое общение, хотя никакого содержания в его лепете нет. Но при этом взрослый без труда понимает, что хочет сказать его малыш.

Вскоре появляются отдельные слова: «няй-няй» (дай), «аф-аф» (собака), «ам-ам» (кушать). В активном словаре у ребёнка может быть от 4 до 15 слов, а пассивный словарь примерно в три раза больше.

С года до трёх лет у ребёнка в жизни происходит много важных изменений: прямохождение и речь становятся основными стимулами для дальнейшего развития. Ребёнок скачкообразно переходит на совершенно новый этап. С этого возраста деятельность малыша усложняется, возникает стремление к содержательному общению по поводу различных предметов.

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром. То есть ребёнок называет те предметы, тех людей и те действия, с которыми сталкивался. В этом возрасте формируется активное слушание ребёнком литературных произведений, рассказов взрослого и рассказов других людей. Благодаря этому он расширяет свой словарный запас.

Для этого периода ребёнку очень важно слышать грамотную речь и полные слова. Не стоит использовать уменьшительно-ласкательные формы, сюсюкать и говорить словоформами ребёнка. Важна грамотная речь взрослых и правильное согласование слов в предложении.

Какую речь услышит ребёнок, настолько грамотно будет говорить.

В этом возрасте ребёнок способен овладеть двумя, тремя и даже более языками. Но он должен общаться с носителями этих языков. Если изучение второго языка предлагается в виде механических занятий, не связанных с его реальной жизнью, то этот язык не будет освоен. Более того, такая практика может привести к путанице при освоении родной речи.

Развитие речи от 3 до 6 лет. К 3 годам ребёнок уже понимает все основные вопросы, которые к нему обращены: «кто», «где», «как»; чуть позже — «зачем» и «почему».

Речь начинает выполнять функцию планирования деятельности. Если трёхлетний ребёнок сначала построил башню и констатирует факт: «Я построил башню», то вскоре он скажет: «А сейчас я буду строить башню», и начинает строить башню.

В период от 3,5 до 4 лет с помощью речи ребёнок уже решает свои задачи — он может попросить другого ребёнка дать ему карандаш или закрыть дверь, чтобы не идти самому. Также у него возникает интерес к звукам и буквам. И если этот интерес поддержать, то к 5 годам ребёнок начинает спонтанно писать отдельные слова и без принуждения учиться читать. Именно к этому ведёт вся логика речевого развития.

Сензитивный период развития речи: ребёнок рисует, пишет и читает

Восприятие мелких деталей

Это самый короткий сензитивный период, он длится с 1,5 до 2,5 лет.

Со стороны может показаться, что это незначительный и даже опасный период — малыш постоянно выискивает мелкие предметы: пуговицы, травинки, хлебные крошки. Он буквально заворожён ими. Ребёнок даже может бросить на пол стакан и с удовольствием наблюдать, как тот разлетается на мелкие кусочки. Он долгое время сосредоточенно собирает с пола или земли почти невидимые соринки или букашек и с гордостью показывать взрослым.

сензитивный период интереса к мелким деталям: ребёнок нашёл божью коровку

Этот интерес к маленьким предметам связан с развитием способности выделять детали в целостной картине восприятия. Он приведёт к освоению пинцентного захвата, который поможет при шитье, застёгивании пуговиц, письме и в других тонких движениях.

Важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для реализации интереса (но обязательно под присмотром):

  • занятия творчеством: когда ребёнок прилепляет скатанные взрослым пластилиновые шарики на картинку с божьей коровкой или вдавливает бусинки в пластилиновую лепёшку, наклеивает на бумагу небольшие элементы аппликации;
  • игрушки: калейдоскоп, мозаику, конструктор, нанизывание бусин, сортировку мелких предметов или их поиск в кинетическом песке;
  • участие в готовке: раскладывать кусочки продуктов на пиццу или печенье, нарезать овощи и фрукты, отделять от веточек ягоды красной смородины или виноградинки.

Во время сензитивного периода восприятия мелких предметов ребёнок подмечает мельчайшие детали на картинах. И здесь на помощь родителям приходят виммельбухи — книги-гляделки с множеством мелких изображений.

Восприятие мелких деталей: ребёнок разглядывает виммельбух

Развитие и утончение чувств

Этот сензитивный период охватывает возраст от рождения до 4 лет, пик проявляется в 3–3,5 года.

Чувства — это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающей средой. Они вызывают образование нейронных связей, ответственных за сенсорное восприятие. Ребёнок начинает правильно интерпретировать и классифицировать сенсорные сигналы: перец горький, а мёд сладкий; пуфик мягкий, а стол жёсткий.

К чувствам мы относим зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и проприоцепцию. Мария Монтессори выделяла ещё стереогностическое чувство: оно складывается из ощущений пальцев — например, когда мы закрываем глаза, ощупываем предмет и узнаём его.

Ребёнок обладает почти всеми чувствами уже в момент рождения, но в первые годы он постоянно развивает и утончает восприятие. На пике сензитивного периода малыш внезапно начинает активно прислушиваться и принюхиваться, пытается извлекать звуки из всех предметов, норовит понюхать каждый цветочек.

Сензитивный период утончения чувств: ребёнок нюхает цветок

Постарайтесь обогатить пространство ребёнка чувственными стимулами — предметами разных материалов, форм, запахов, вкусов, узоров и естественных цветов. Слушайте разные мелодии и звуки природы, ходите на классические концерты, организуйте уголок с музыкальными инструментами. Предлагайте ребёнку пробовать разные вкусы и запахи, узнавать их с закрытыми глазами.

Такое разнообразие поможет ребёнку получить много сенсорных впечатлений и лучше разобраться в устройстве окружающего мира.

Освоение социальных навыков и норм

Начинается в 2,5 года, пик приходится на 4,5 года, заканчивается к 5,5 годам.

Ребёнок с рождения впитывает нормы своей культуры. Но во время сензитивного периода он особенно легко осваивает правила общения со взрослыми и детьми: учится здороваться, прощаться, высказывать просьбу, знакомиться, вести себя за столом и в общественных местах, дарить и принимать подарки, поздравлять с праздниками, не бить других детей и не кусаться.

Большинство правил ребёнок усваивает, подражая родителям. Он видит, как мама здоровается с продавцами и соседями и тоже начинает здороваться. Мама вежливо общается с папой, и ребёнок повторяет: «Мама, подай, пожалуйста, хлеб».

Некоторые правила мы прививаем намеренно при возникновении неприемлемой ситуации: «Говори тише. Соседи снизу уже спят, ты можешь их разбудить. Давай почитаем книжку?»

В Монтессори-группах мы проводим уроки вежливости — дети проигрывают сценки, как вести себя разных ситуациях. Такие уроки можно проводить и в семье.

Пример урока вежливости:

  1. Подберите подходящий момент, когда ребёнок спокоен и расположен к общению: «Сегодня я расскажу тебе, как можно попросить кого-то передать предмет».
  2. Проговорите ситуацию, которую вы будете разбирать: «Иногда ты хочешь взять книгу с полки, но не можешь до неё дотянуться».
  3. Расскажите и покажите, что нужно сделать: «Ты можешь сказать: „Мама, достань, пожалуйста, эту книгу“ или „Мама, не могла бы ты передать мне эту книгу“. А в конце скажи „спасибо“. Попробуем?»
  4. Попросите ребёнка повторить и сделайте вывод: «Теперь ты знаешь, как попросить помощь и поблагодарить».

Если ребёнок забыл о правиле — вы можете вернуться к уроку. Не исправляйте ребёнка, а просто напомните: «Я уверена, ты знаешь как надо делать, но сейчас ты забыл. Такое случается, постарайся запомнить»

До 2,5 лет малыш хоть и выражает радость при виде других детей, но всё же предпочитает играть самостоятельно. После 2,5 лет его интерес к другим детям усиливается — он хочет общаться с ними, дружить, делать что-то вместе. Поэтому в это время важно дать ребёнку как можно больше возможностей общения с другими детьми: в саду или на площадке у дома. Так он сможет усвоить нормы общения не только с отдельными детьми, но и в группе, научится договариваться и решать конфликты.

дети договариваются

Как взрослому определить появление сензитивных периодов у ребёнка

Сензитивные периоды очень плавные, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.

Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.

У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам. Например, он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Это говорит о том, что сейчас ребёнок в сензитивном периоде чтения.

Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз. При этом он повторяет её с огромным энтузиазмом, энергией, усердием.

Например, когда ребёнок учится вставать. Он держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, при этом может удариться, заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такие активные повторяющиеся действия говорят нам о том, что у ребёнка начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.

Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Например, дети дошкольники очень много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом дошкольник неосознанно готовит руку к письму.

Сензитивный период развития письма: ребёнок рисует

Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д. Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат писать прописи, что в результате демотивирует ребёнка по отношению к письму.

Если в момент деятельности ребёнка прерывают или препятствуют его деятельности, то он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Ребёнок не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.

К сожалению, иногда взрослые неуважительно относятся к деятельности ребёнка, считая, что она не так важна, как дела взрослого. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.

Например, ребёнок съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для его развития: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй». Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить ребёнка: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».

Сензитивный период движения: дети катаются с горки

Явные удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительное занятие, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — например, показать рисунок или аппликацию.

Ребёнок в сензитивном периоде очень легко усваивает новые умения, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и легко не произойдёт.

Если ребёнок учится ходить в сензитиве, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев. Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.

Ребёнок учится ходить

После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. Например, в период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.

Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью несёт эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает. И уже если вы предложит ему принести что-то тяжёлое, то он откажется.

Что делать, если окна возможностей уже закрылись

Если сензитивные периоды уже упущены, мы не сможем их вернуть. Поэтому остаётся только смириться, что не было знаний и мы не смогли уделить внимание важному в развитии своего малыша. Но не стоит отчаиваться или винить себя, дети не такие уж хрупкие — они гибкие, сильные и стойкие. И наверняка прямо сейчас ребёнок демонстрирует свой новый интерес. Поэтому можно сосредоточиться на том, чтобы предоставить как можно больше возможностей для реализации текущих потребностей.

А упущенные навыки прививать постепенно. Начались с дошкольником конфликты по поводу порядка — придётся набраться терпения и постоянно напоминать ребёнку о необходимости убирать за собой. Пропустили этап ползания — можно будет наверстать играми в лабиринтах или скалолазанием. У ребёнка это не будет вызывать особой радости и интереса, ему понадобится приложить больше усилий, но навыки он усвоит. Пусть и не так идеально, как в сензитивном периоде.

Материал подготовлен по курсу Монтессори-педагога и к.п.н. В. Н. Могилёвой «Сензитивные периоды развития ребёнка»

Фото Анны Ефремовой, Марии Лучаниновой, Ольги Горевой, Татьяны Харченко и из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Инфографика Ирины Козиной

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи:

Интерес ребёнка к воде: границы и возможности
Интерес ребёнка к воде: границы и возможности
Интерес ребёнка к воде часто выходит за рамки допустимого поведения. Кажется, что малыш просто балуется водой: выли...
Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать
Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать
[toc] Почему ребёнок тянет всё в рот Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основн...
Сенсорные Монтессори-материалы для детей от 3 до 6 лет
Сенсорные Монтессори-материалы для детей от 3 до 6 лет
[toc] Польза от сенсорных материалов Возраст от трёх до шести лет – это золотое время сенсорики. Именно в этот пе...
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры и демонстрации
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры и демонстрации
[toc] Книги для детей до года Первые книги новорождённого — чёрно-белые карточки. Пока младенец не освоил навык с...
Как учить ребёнка разговаривать
Как учить ребёнка разговаривать
Один из самых частых вопросов, вызывающих беспокойство родителей: во сколько ребёнок должен начать говорить и как п...
Учимся общаться: социализация ребёнка
Учимся общаться: социализация ребёнка
Родителей часто волнует проблема детской социализации. Важно ли ребёнку общаться с другими детьми и в каком возраст...
Воспитание самостоятельного ребёнка: примеры и лайфхаки
Воспитание самостоятельного ребёнка: примеры и лайфхаки
[toc] В каком возрасте дети самостоятельные Стремление ребёнка к самостоятельности обусловлено природой его разви...
Как вырастить ребёнка билингвом
Как вырастить ребёнка билингвом
Детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова рассказывает, как дети осваивают речь и как помочь ребёнку выуч...

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

film

You made some decent points there. I seemed on the internet for the issue and found most individuals will associate with with your website. Guendolen Norbert Arman

27 Ноября 2020 Ответить

erotik izle

I am really thankful to the owner of this web site who has shared this fantastic article at at this time. Krystle Frasier Tiertza

19 Ноября 2020 Ответить

Людмила

Здравствуйте! Моей дочери 1 год. Хотелось бы почитать информацию касаемо этого возраста. Спасибо!

23 Ноября 2016 Ответить