• Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

Главная Метод Монтессори Монтессори дома Как научить ребёнка самостоятельности

Как научить ребёнка самостоятельности

Самостоятельность ребёнка ярко проявляется уже в 2 года. Мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика совершенно не сформирована, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни. В статье мы расскажем, как научить ребёнка самостоятельности и почему у него возникает потребность всё делать самому.
Как научить ребёнка самостоятельности


Как происходит формирование самостоятельности у детей

Самостоятельность ребёнка обусловлена природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода мы не получим взрослого человека. Если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.

Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью зависит от мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца. Это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

С 1 до 3 лет мы встречаемся с яркой манифестацией желания отделиться — «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Так дети выражают протест на слишком большое участие взрослого в своей жизни. Апофеоз этого процесса мы наблюдаем в возрасте трёх лет. Это не значит, что дети становятся полностью независимыми и способны жить своей жизнью. Но они уже осознают себя как отдельную единицу со своими интересами.

Почему мы должны предоставить детям самостоятельность? Почему должны радоваться, когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я ценен для общества!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия. Всё это начинается здесь, с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание, то развитию ничто не помешает.

Где и как практиковать самостоятельность ребёнка

С 6 месяцев уже можно обращать внимание на первые попытки младенца как-то поучаствовать в своей жизни. Лучший вариант, который мы можем предложить — это держание ложки. Практикуйте его сразу, как только малыш научился сидеть. Посадите его на отдельный стульчик и дайте ему ложку. И неважно, чем вы его кормите и как, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке.

Поощряйте любые попытки младенца поучаствовать в одевании, за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это очень важно, его нужно предоставлять как можно раньше. Так у ребёнка появится больше времени потренироваться в накоплении опыта.

Начинать следует всегда с двух элементов. Например, спросить: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок ещё не разговаривает, но может показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Ниже разберём на примерах, как научить ребёнка самостоятельности — что важно, а что можно проигнорировать. Расскажем, какими способами можно включить детей в совместную деятельность, которая позже перерастёт в самостоятельность.

Повседневные дела от года

Повседневные дела до трёх лет

Мытьё рук

Мытьё рук начинаем сразу, как только ребёнок начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте доступ к воде с помощью специальной лесенки или скамеечки. Это позволит взобраться на неё и дотянуться до крана.

Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что ребёнок бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это столько времени, сколько потребуется.

Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, самое время познакомить его с мылом. Но ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.

Дети моют руки Мытьё рук, это не только «Я сам!», но и развитие мелкой моторики

Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста ребёнка. То есть он вытирает руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у него возникло это желание.

На любом этапе это должно быть его собственное решение.

Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить самостоятельно на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

Дети очень любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг очень много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей. Так вы оборудуете пространство для развития самостоятельности ребёнка и ему станет доступно то, что вы предлагаете делать. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность. А это нежелательно, ведь задача взрослого — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

На видео показана презентация мытья рук в Монтессори-классе

Одевание

Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2—1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды и как-то помочь — тянуть руками вверх или вниз.

У каждого элемента одежды есть свой алгоритм. Как только освоили один вариант одевания, меняем формат и предоставляем ребёнку больше самостоятельности — где-то подтягиваем, где-то не подтягиваем. То есть на начальном этапе мы максимально участвуем, а на последнем не участвуем совсем. А вот промежуточные этапы — это про такой поступательный отход.

Для того чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать правильную одежду, обустроить удобное пространство и освоить алгоритм, то самое поступательное участие взрослого в процессе. О специальных приёмах для разных предметов одежды — 10 секретов, которые помогут ребёнку самостоятельно одеваться.

Обратите внимание на необычный способ надевания куртки, многих родителей он удивляет. Но с его помощью ребёнок без поддержки взрослого уже с полутора лет умеет надевать куртку или кофту. Куртка раскладывается капюшоном или воротником к себе, ребёнок просовывает обе руки и резко поднимает их вверх, куртка перекидывается через голову. Дети осваивают этот вариант с нескольких попыток, а уже потом с удовольствием снимают-надевают. На видео вы можете посмотреть, как это происходит, начиная с 1:17.

Уход за растениями

Начиная с этапа уверенного хождения, в 2—3 года, ребёнку можно доверить уход за растениями. Покажите, как поливать цветок, протирать или опрыскивать листья. Губку, лейку и опрыскиватель держите недалеко от растений, в доступном для малыша месте. Так у него появится дополнительный стимул для самостоятельных действий.

Чтобы не пострадали обои или пол, оборудуйте для цветка специальное место. Можно застелить плёнкой или поставить в глубокий поддон, в зависимости от того, к чему наблюдается склонность — поливать по 10 раз в день, или брызгать.

Поливка цветов Губка должна помещаться в детской ладони, а лейка и опрыскиватель быть объёмом не больше 100 мл

Безопасные растения для детей:

  1. Аглаомена.
  2. Драцена.
  3. Нефролепис.
  4. Пальма арека.
  5. Плющ обыкновенный.
  6. Сансевиерия, или «тёщин язык».
  7. Спатифиллюм.
  8. Сциндапсус.
  9. Фикус.
  10. Филодедрон.
  11. Хамедорея.
  12. Хлорофитум.

Нарезание фруктов и овощей

Дети готовы к нарезанию около 1,5 лет. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги, за то, что ребёнок порежется. Это волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. Но одна сторона всё равно должна быть режущая. В нарезании важно полное сопровождение взрослого на начальном этапе. Потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Как только вы будете уверены, что навык сформирован, то можете постепенно отпускать ребёнка. Вы отходите на шаг назад, становитесь за спиной, и наблюдаете, чуть-чуть нависая. Через 2—3 месяца практики, можно уже не наблюдать и постепенно отходить.

На видео пример того, как научить ребёнка резать морковь волнистым ножом. Мы рекомендуем начинать с бананов.

Приготовление еды

К приготовлению еды можно привлекать в 1,2—1,3 года. Что-то перемешать, добавить, переложить, насыпать, долить — это первый этап совместной готовки.

Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или, моет фрукты и овощи. Даже если ещё нет доступа к крану, это можно сделать в миске.

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык, уплотняйте консистенцию.

Предлагайте ребёнку украшать торты и пирожные или раскладывать ингредиенты на пицце. Конечно, у него вряд ли получится сделать красиво. Но формирование самостоятельности у детей гораздо важнее, чем симметрично разложенные маслины на пицце. Это то самое время уважительного отношения к выбору ребёнка, к его способности творить.

Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не очень эстетично, разделите на двоих — вы украшаете своё пирожное, а ребёнок — своё. И пусть он делает с ним всё, что хочет. Сейчас его интерес — это не готовое пирожное и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

Кулинария начинается с простейших вещей. Таких, как салат. При его приготовлении ребёнок учится нарезанию и перемешиванию. Позже это может быть выпечка, простые печенья и кексы. Как только осваиваются определённые навыки, можно переходить на сложные рецепты — где нужно порезать, помешать, накрыть и поставить в духовку. Такая деятельность доступна ближе к трём годам.

Когда вы положите в доступное место собственную посуду, это очень поддержит самостоятельность ребёнка. И если ещё в год допустима пластиковая посуда, то уже чуть попозже, с формированием уверенного хождения, запаситесь керамической. Да, она бьётся, но это то знание, которое дети должны приобрести из своего опыта. Также, замечательная форма взаимодействия ребёнка с предметами — мытьё посуды. Оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.

Уборка

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже поместите в свободный доступ его собственные ведро, тряпку и щётку.

Ребёнок моет пол Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с ростом навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу

Роль взрослого в развитии самостоятельности детей

Основная задача взрослого — предоставить настолько много свободы, чтобы ребёнок перестал в нём нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но полгода назад малыш вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Этот эмоциональный фон передаётся детям. Так вы показываете, что это не обязательства, которые они в этом возрасте ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это совершенно не значит, что начиная с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у взрослого есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь. И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык. И здесь нужно иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а отойти.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол. Этого ничего не должно быть. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерность, чтобы тряпка , губка или мыло помещались в ладони.  Всё продумывается, но не объясняется, но показывается. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков, желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

 

Статья подготовлена по материалам семинара Тамары Киселёвой, эксперта курса «Одеваюсь сам!»

Фото предоставлено ММЦ «Отрада»

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *