Воспитание самостоятельного ребёнка: примеры и лайфхаки

Воспитание самостоятельного ребёнка: примеры и лайфхаки

Стремление ребёнка к самостоятельности обусловлено природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода нельзя получить взрослого человека: если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность. В статье приведём примеры организации пространства, которое будет мотивировать малыша к самостоятельности.

В каком возрасте дети самостоятельные

Степень детской самостоятельности зависит от его возраста. Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью в руках мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца — это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

Самостоятельный ребёнок ярко проявляется к 1,5–2 годам — мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика совершенно не сформирована, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни.

Если мы всё делаем за ребёнка, то совершаем большую ошибку и получаем постоянные нытьё, капризы и истерики — так он выражает протест на слишком большое участие родителей в своей жизни.

Дети должны иметь возможность двигаться и действовать в своём пространстве — только благодаря собственным движениям и взаимодействию с вещами происходит развитие малыша. Чем больше возможностей мы предоставляем нашим детям для реализации их естественных желаний, тем лучше. Это не значит, что мы отпускаем их на свободу: «Удачи, дружок!» — нет, мы даём возможности, когда они этого хотят. Но поддерживаем, когда они в этом нуждаются.

Важно идти за интересами детей, но не навязывать им повседневные дела, пытаясь воспитать. Поддерживать инициативу, но не вменять в обязанности. Тогда быт станет настолько же увлекательным, как игра.

Путь самостоятельного ребёнка начинается с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание и готовность, то развитию ничто не помешает.

Почему мы должны радоваться, даже когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я значим!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия.

Ранний опыт уверенности в себе формирует характер и поведение. Например, малыши любят работать над практическими задачами и участвовать во всём, что вы делаете каждый день дома. Конечно, эти дела не будут сделаны так, как их делают родители, и это нормально — опыт требует ошибок. Зато бонусом мы получаем отсутствие истерик, больше свободного времени у мамы и будущие академические успехи в школе и в жизни.

Главный результат самостоятельного ребёнка — «Я как мама и папа, я сопричастен к делам семьи, я значим, я могу сам!»

Какой ребёнок самостоятельный

Воспитать самостоятельного малыша по силам каждому родителю в любых условиях. Ниже разберём на примерах, как поощрять в нём стремление к самостоятельности. Это поможет сориентироваться, достаточно ли самостоятельный ваш ребёнок и что можно предложить на каждом этапе его взросления.

Ест ложкой и пьёт из стакана

Например, уже с 6 месяцев можно обращать внимание на первые попытки малыша как-то поучаствовать в своей жизни. Как только он научится сидеть, дайте ему ложку. Неважно, чем и как вы кормите, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке или рядом.

Долго ложка может просто лежать рядом с тарелкой, но однажды малыш возьмёт её и зачерпнёт пюре. Его интерес к использованию приборов возникнет сам, когда он изо дня в день будет наблюдать за тем, как едят мама и папа. Если он будет сначала есть только руками, то это тоже вариант нормы — главное, чтобы ложка всегда была в доступе. При воспитании важно сохранять спокойствие и понимать, что чем раньше даём возможность, тем быстрее дети учатся быть аккуратными в выполнении определённых действий.

Ребёнок ест самостоятельно

Ребёнок может есть как за своим столиком, так и за общим. Большинство семей совмещают оба варианта: за общим столом малыш сидит, когда обедает, а завтракает и перекусывает — за маленьким столиком.

Ребёнок ест за своим столом

У каждого варианта есть свои преимущества. Во время общих трапез у малыша есть возможность наблюдать за родителями и перенимать их манеры, он участвует в семейном общении.

При приёме пищи за своим столиком малыш может сам сесть и встать, когда поест. Ему не нужно ждать, пока вы поднимите его на стульчик и закрепите там. А вам не нужно ждать, когда он закончит, чтобы достать его из стульчика. Уходит необходимость бороться, чтобы посадить малыша в кресло за общим столом и закрепить его.

Кроме того, малыш быстрее научится накрывать свой маленький стол и убирать посуду после еды.

Девочка накрывает на стол

Детям постарше можно предложить удобный стульчик для сидения за общим столом. Но вы должны быть уверены, что ребёнок сможет сам забраться на стул и не упасть с него.

Ребёнок забирается на стул у обеденного стола

Чтобы ребёнок научился пить, предложите ему небольшой стаканчик с водой.

ребёнок пьёт воду

Ближе к году можно дать стаканчик и кувшин для питья. Ограничьте количество воды в кувшине — наливайте в него воды на один раз — и ставьте набор в одно и то же место. Рядом можно положить тряпочку, чтобы ребёнок вытирал пролитую воду.

ребёнок наливает сам воду из кувшина в стаканчик

Хороший вариант для детей 1,5–2 лет — пластиковый диспенсер с водой. Он не разобьётся и не поранит малыша, а когда наполнен доверху водой, то и не соскользнёт. Перед покупкой убедитесь, что ваш сын или дочь сможет открыть краник.

ребёнок набрал воды из диспенсера и пьёт

Обязательно продумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет отвлечься и не вмешиваться. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и стремление ребёнка к самостоятельной еде и питью.

Важно помнить, что в этом возрасте аккуратность остаётся на втором плане. Она появится постепенно, когда ваш малыш будет смотреть, как вы едите, и перенимать вашу модель поведения. Когда придёт время оттачивать более тонкие движения и накопится необходимый опыт.

Поощряйте любые попытки есть самому: за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это важно, его нужно предоставлять как можно раньше: только так у ребёнка появится больше возможностей потренироваться в накоплении положительного опыта. Начинайте с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?», и показывайте две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера.

Но это не значит, что за столом не должно быть правил, они важны и нужны:

  • Не ходим, когда едим: «Мы едим сидя за столом».
  • Не бросаем посуду на пол: «Чашка останется на столе».
  • Не играем с едой: «Если ты наелся, я уберу со стола».

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Участвует в готовке

К приготовлению еды детей можно привлекать чуть старше года: что-то перемешать, подать, добавить, переложить, насыпать, долить, намазать масло на бутерброд. Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или моет фрукты и овощи; если ещё нет доступа к крану, это можно делать в миске.

ребёнок моет яблоки

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык — уплотняйте консистенцию. Ближе к 2,5 годам малыш научится добавлять и смешивать несколько ингредиентов для теста в нужной последовательности.

Малыш замешивает тесто

Предлагайте годовалому малышу раскладывать ингредиенты на пицце. Конечно, у него вряд ли получится сделать красиво, но самостоятельный ребёнок гораздо важнее симметрично разложенных маслин. Это то самое время уважительного отношения к выбору ребёнка, к его способности творить.

Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не эстетично, разделите на двоих — вы украшаете свою пиццу, а малыш свою. И пусть он делает с ней всё, что хочет. Сейчас его интерес — это не готовая пицца и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

В галерее можно посмотреть идеи первых занятий на кухне для самостоятельных детей.

наливает молоко в хлопья
обирает ягоды
чистит банан
мажет масло на бутерброд
режет яйцо
чистит мандарин
чистит яйцо
режет яблоко
выжимает сок
наливает молоко в хлопья обирает ягоды чистит банан мажет масло на бутерброд режет яйцо чистит мандарин чистит яйцо режет яблоко выжимает сок

 

ребёнок режет морковь

К 1,5 годам ребёнок уже готов к нарезанию продуктов. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги — волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. В нарезании важно полное сопровождение на начальном этапе, потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Несколько советов, как познакомить малыша с волнистым ножом:

  • Начинайте с мягких продуктов: сваренных вкрутую яиц, варёных овощей или мяса, фруктов, мягкого сыра.
  • Сначала давайте небольшие плоские кусочки для нарезания — половину банана или яйца.
  • Не предлагайте резать круглые катающиеся продукты.
  • Учите ребёнка держать нож двумя руками.

Как только вы будете уверены, что навык нарезания у ребёнка сформирован, то можете постепенно отпускать ситуацию. Отойдите на шаг назад, встаньте за спиной и наблюдайте, чуть-чуть нависая. Через пару месяцев практики можно уже не наблюдать и постепенно отходить.

Предлагать готовить можно за маленьким столом, а можно за общим, стоя на ступеньке или в башне помощника.

ребёнок на башне-помощнике

Ещё одна замечательная форма взаимодействия ребёнка с предметами — мытьё посуды. Но оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.

моет посуду

Умывается и чистит зубы

Мытьё рук начинаем сразу, как только малыш начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте ему доступ к воде: это может быть автономный источник воды, чаша с кувшином, раковина для родителей или детская раковина. В последнем варианте пригодится специальная лесенка, скамеечка или башня помощника — это позволит дотянуться до крана.

На видео можно посмотреть три способа организации зоны ребёнка для мытья рук.

Как научить ребёнка самому мыть руки. Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что маленький исследователь бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это так долго, насколько потребуется.

Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, пора познакомить его с мылом. Но ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.

Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста. Так появится возможность вытирать руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у самого возникло это желание.

Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

ребёнок моет и вытирает руки

Дети любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей.

Так вы оборудуете пространство для ребёнка, и ему станет доступно то, что вы предлагаете делать. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность. А это нежелательно, ведь задача родителей — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

После 1,5 лет можно знакомить ребёнка с чисткой зубов.

Ребёнок чистит зубы

Причёсыванием.

ребёнок расчёсывается

Сморканием.

ребёнок сморкается

Самостоятельно одевается

Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2–1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды, тянуть руками вверх или вниз.

ребёнок натягивает штаны и кофту

Но самостоятельность ребёнку мы даём ещё раньше, предлагая выбирать из двух вариантов одежды.

ребёнок выбирает что надеть

Чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать правильную одежду и обустроить удобное пространство: нужно личное место для вещей — отдельный шкаф или полки.

ребёнок выбирает что надеть

Обучение одеванию начинается с вовлечения и сотрудничества ребёнка. Ему будет полезно, если родители скажут: «Сейчас ты надеваешь штаны, а я тебе в этом помогаю», или зададут вопрос: «Рукав готов, где же маленькая ручка?» и т. п. Постепенно вы показываете то одно, то другое.

Пара лайфхаков, которые помогут научиться одеваться:

  • Эмоциональное «ку-ку» в 95% случаев облегчает снимание и одевание.
  • В моменте присоединяйтесь к чувствам и разделяйте их с малышом: он вопит и сердится, что застрял в майке, и вы тоже подключаетесь к его досаде: «Да что ж такое! Никак голова не вылезает! Ох уж этот ворот, вечно трудно его снять!..».
  • Постарайтесь минимизировать догонялки, они могут восприниматься как развлечение.
  • Обозначайте состояние и поступки ребёнка: «Вижу, что тебе не хочется одеваться».
  • Констатируйте необходимость: «Нам нужно выйти на улицу, для этого надо одеться».
  • Плачущему сочувствуем, но настаиваем на том, что должно быть сделано. Предлагаем ребёнку помощь или возможность выполнять действие самому: «Надо надеть кофту, либо ты её надеваешь, либо я».
  • Даём выбор: «Что наденешь сначала — шапку или штаны?».

Обратите внимание на необычный способ надевания куртки. Многих родителей он удивляет, но с его помощью ребёнок без поддержки уже с полутора лет умеет сам надевать куртку или кофту. Куртка раскладывается капюшоном или воротником к себе,  чтобы было проще. Малыш просовывает обе руки и резко поднимает их вверх, куртка перекидывается через голову. Дети осваивают этот вариант с нескольких попыток, а уже потом с удовольствием надевают сами.

Ребёнок надевает куртку

В 1,5 года малыш может выбрать из двух-трёх вещей, надевать и снимать носки, штаны, куртку, обувь на липучках.

надевает обувь на липучках

Вешать уличную одежду на низкий крючок.

самостоятельный ребёнок вешает одежду на крючок

А двухлетний ребёнок уже полностью самостоятельно одевается с небольшой помощью взрослого.

Участвует в уборке и стирке

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже мы помещаем в свободный доступ его собственные ведро, тряпку, совок и щётку.

Ещё до года можно учить ребёнка выкидывать грязный подгузник в мусорное ведро, а грязную одежду складывать в специальную корзину.

малыш складывает грязные вещи в корзину

После года показываем, как подметать мусор. Не стоит бросать на пол кучу помпонов, чтобы ребёнок научился подметать — малышам не нужен фальшивый опыт. Дайте им возможность внести свой настоящий вклад, попрактиковаться, когда есть настоящий беспорядок или когда они этого хотят. Например, подмести крупу, которую он рассыпал, когда готовил кашу.

ребёнок подметает мусор и выбрасывает в ведро

С момента уверенной ходьбы можно предложить ребёнку пылесос. Но будьте готовы, что первые дни он может пылесосить бесконечно долго и просить дать пылесос по нескольку раз в день.

ребёнок пылесосит

Сначала учится вытирать тряпочкой пролитую воду.

вытирает воду

А потом смахивать пыль с полок.

смахивает пыль с полок

Познакомьте ребёнка со стиркой: он может самостоятельно загрузить в машинку грязное бельё, вынуть постиранное и развешать на низкой сушилке.

Ребёнок выгружает бельё из машинки и развешивает его на сушилке

Ближе к двум годам можно предложить ребёнку самому помыть стёкла.

ребёнок моет окно

Примерно к 2,5 годам малыш готов попробовать мыть пол. Покажите, как собирать все необходимые инструменты, наполнять ведро, окунать швабру, отжимать (этот навык осваивается позже всего) и мыть. Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с улучшением навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу.

Ребёнок моет пол

Мы перечислили только небольшую часть занятий для самостоятельных детей, в каждой семье найдётся много других вариантов.

Вот ещё несколько идей:

малыш собирает яблоки

Что поможет родителям в воспитании самостоятельности

Основная задача родителей — предоставить настолько много свободы, чтобы малыш перестал в них нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи, перестанете злоупотреблять словом «нельзя» — появится  больше «попробуешь сам?». Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но полгода назад малыш вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Показывайте малышу радость от любой деятельности, какой бы она ни была, он чувствует ваш эмоциональный фон. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас тут есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Так вы показываете, что это не обязательства, которые он ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Когда вы позитивно общаетесь в любой ситуации, то очень поддерживаете малыша. Чтобы он не боялся, что его будут ругать за неудачный опыт. Что он может разбить стакан, а вы проявите заботу:«Ничего страшного». И тогда в следующий раз он будет мотивирован на развитие воли, усилит контроль и донесёт стакан в целости.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это совершенно не значит, что начиная с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у родителей, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь, не блокируем свои действия. Так мы демонстрируем поддержку и показываем, что не оставляем малыша одного бороться с трудностями жизни. Что всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык, и они всегда найдут возможность показать свой интерес. Здесь следует иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а отойти и дать ребёнку возможность провести работу по построению себя.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол. Этого ничего не должно быть. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная мамой или папой. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерность, чтобы тряпка, губка или мыло помещались в ладони. Всё продумывается и показывается, но не объясняется. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков желательно ребёнка не поправлять и не корректировать, придерживаться в воспитании принципа невмешательства и минимума запретов. Кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

Станьте компетентным взрослым. В любом деле мы в первую очередь воспитываем себя, нужные знания даются матери только с опытом. Изучите подводные камни организации повседневных дел. Узнайте, как заинтересовать ребёнка и что делать, если что-то не получается. Так формируются взрослые навыки гармоничного человека: умение решать проблемы, быть ответственным и управлять своей жизнью.

Статья подготовлена по материалам семинара «Самостоятельный ребёнок» Тамары Киселёвой — Монтессори-педагога и эксперта курса «Одеваюсь сам!»

Фото Анны Ефремовой, Виктории Карпановой, Марии Лучаниновой и из блогов Монтессори-родителей: @elternvommars@nickav25, @our.montessori.journey, @sonnysmontessori, @howwemontessori, @montessoriindailylife

Квиз о бережном воспитании

В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза

Пройти квиз
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галина

До этого не читала ваших статей, но оказывается интуитивно я уже двигаюсь в нужном направлении и мне очень близка монтессори педагогика. Хочу узнать больше)

02 Ноября 2020 Ответить
×
Поделиться