В каком возрасте дети самостоятельные

Стремление ребёнка к самостоятельности обусловлено природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода мы не получим взрослого человека: если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.

Степень самостоятельности ребёнка зависит от его возраста. Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью в руках мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца — это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

Самостоятельный ребёнок ярко проявляется к 1,5–2 годам — мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика совершенно не сформирована, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни.

Если мы всё делаем за ребёнка, то получаем постоянные нытьё, капризы и истерики — так он выражает протест на слишком большое участие взрослого в своей жизни.

Дети должны иметь возможность двигаться и самостоятельно действовать в своём пространстве — только благодаря собственным движениям и взаимодействию с вещами происходит развитие малыша. Чем больше возможностей мы предоставляем нашим детям для реализации их естественных желаний, тем лучше. Это не значит, что мы отпускаем их на свободу: «Удачи, дружок!» — нет, мы даём возможности, когда они этого хотят. Но поддерживаем, когда они в этом нуждаются.

Путь самостоятельного ребёнка начинается с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание и готовность, то развитию ничто не помешает.

Почему мы должны радоваться, когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я значим!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия.

Ранний опыт уверенности в себе формирует характер ребёнка. Малыши любят работать над практическими задачами и участвовать во всём, что вы делаете каждый день дома. Конечно, эти дела не будут сделаны так, как их делают взрослые, и это нормально. Зато бонусом мы получаем отсутствие истерик, больше свободного времени у мамы и будущие академические успехи в школе и в жизни в целом.

Главный результат самостоятельного ребёнка — «Я как мама и папа, я сопричастен к делам семьи, я значим, я могу сам!»

Какой ребёнок самостоятельный

Ниже разберём на примерах, как поощрять в ребёнке стремление к самостоятельности и какие условия помогают воспитывать самостоятельных детей. Это поможет сориентироваться, достаточно ли самостоятельный ваш ребёнок и что можно предложить на каждом этапе его взросления.

Ест ложкой и пьёт из стакана

С 6 месяцев уже можно обращать внимание на первые попытки малыша как-то поучаствовать в своей жизни. Как только ребёнок научится сидеть, дайте ему ложку. Неважно, чем и как вы кормите ребёнка, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке или рядом.

Долгое время ложка может просто лежать рядом с тарелкой, но однажды малыш возьмёт её и зачерпнёт пюре. Его интерес к использованию приборов возникнет сам, когда он изо дня в день будет наблюдать за тем, как едят другие члены семьи. Если он будет первое время есть только руками, то это тоже вариант нормы — главное, чтобы ложка всегда была в доступе.

Ребёнок ест самостоятельно

Ребёнок может есть самостоятельно как за своим столиком, так и за общим. Большинство семей совмещают оба варианта: например, за общим столом малыш обедает и ужинает, а завтракает и перекусывает — за маленьким столиком.

Ребёнок ест за своим столом

У каждого варианта есть свои преимущества. Во время общих трапез у малыша есть возможность наблюдать за взрослыми и перенимать их манеры, он участвует в семейном общении.

При приёме пищи за своим столиком ребёнок может самостоятельно сесть и встать, когда поест. Ему не нужно ждать, пока вы поднимите его на стульчик и закрепите там. А вам не нужно ждать, когда ребёнок закончит, чтобы достать его из стульчика. Уходит необходимость бороться, чтобы посадить малыша в кресло за общим столом и закрепить его.

Кроме того, малыш быстрее научится накрывать свой маленький стол и убирать посуду после еды.

Девочка накрывает на стол

Детям постарше можно предложить удобный стульчик для сидения за общим столом. Но вы должны быть уверены, что ребёнок сможет самостоятельно забраться на стул и не упасть с него во время трапезы.

Ребёнок забирается на стул у обеденного стола

Чтобы ребёнок научился самостоятельно пить, предложите ему небольшую рюмку с водой.

ребёнок пьёт воду

Ближе к году можно дать стаканчик и кувшин для питья. Ограничьте количество воды в кувшине — наливайте в него воды на один раз — и ставьте набор в одно и то же место. Рядом можно положить тряпочку, чтобы ребёнок вытирал пролитую воду.

ребёнок наливает сам воду из кувшина в стаканчик

Хороший вариант для детей 1,5–2 лет — пластиковый диспенсер с водой. Он не разобьётся и не поранит малыша, а когда наполнен доверху водой, то и не соскользнёт. Перед покупкой убедитесь, что ребёнок может самостоятельно открыть краник.

ребёнок набрал воды из диспенсера и пьёт

Обязательно продумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет отвлечься и не вмешиваться. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и стремление ребёнка к самостоятельной еде и питью.

Важно помнить, что в этом возрасте аккуратность остаётся на втором плане. Она появится со временем, когда ваш ребёнок будет смотреть, как вы едите, и перенимать вашу модель поведения. Когда придёт время оттачивать более тонкие движения и накопится необходимый опыт.

Поощряйте любые попытки ребёнка есть самостоятельно: за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это очень важно, его нужно предоставлять как можно раньше: только так у ребёнка появится больше возможностей потренироваться в накоплении положительного опыта. Начинайте с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?», и показывайте две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера.

Но это не значит, что за столом не должно быть правил, они важны и нужны:

  • Не ходим во время еды: «Мы едим сидя за столом».
  • Не бросаем посуду на пол: «Чашка останется на столе».
  • Не играем с едой: «Если ты наелся, я уберу со стола».

Участвует в готовке

К приготовлению еды ребёнка можно привлекать чуть старше года: что-то перемешать, подать, добавить, переложить, насыпать, долить, намазать масло на бутерброд. Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или моет фрукты и овощи; если ещё нет доступа к крану, это можно делать в миске.

ребёнок моет яблоки

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык — уплотняйте консистенцию. Ближе к 2,5 годам ребёнок научится добавлять и смешивать несколько ингредиентов для теста в нужной последовательности.

Малыш замешивает тесто

Предлагайте годовалому малышу раскладывать ингредиенты на пицце. Конечно, у него вряд ли получится сделать красиво, но самостоятельный ребёнок гораздо важнее симметрично разложенных маслин. Это то самое время уважительного отношения к выбору ребёнка, к его способности творить.

Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не очень эстетично, разделите на двоих — вы украшаете свою пиццу, а ребёнок свою. И пусть он делает с ней всё, что хочет. Сейчас его интерес — это не готовая пицца и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

В галерее можно посмотреть идеи первых занятий на кухне для самостоятельного ребёнка.

наливает молоко в хлопья
обирает ягоды
чистит банан
мажет масло на бутерброд
режет яйцо
чистит мандарин
чистит яйцо
режет яблоко
выжимает сок
наливает молоко в хлопья обирает ягоды чистит банан мажет масло на бутерброд режет яйцо чистит мандарин чистит яйцо режет яблоко выжимает сок

 

ребёнок режет морковь

К 1,5 годам ребёнок уже готов к нарезанию продуктов. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги — волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. В нарезании важно полное сопровождение взрослого на начальном этапе, потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Несколько советов, как познакомить малыша с волнистым ножом:

  • Начинайте с мягких продуктов: сваренных вкрутую яиц, варёных овощей или мяса, фруктов, мягкого сыра.
  • Сначала давайте ребёнку небольшие плоские кусочки для нарезания — половину банана или яйца.
  • Не предлагайте резать круглые катающиеся продукты.
  • Учите ребёнка держать нож двумя руками.

Как только вы будете уверены, что навык самостоятельного нарезания у ребёнка сформирован, то можете постепенно отпускать ситуацию. Отойдите на шаг назад, встаньте за спиной и наблюдайте, чуть-чуть нависая. Через пару месяцев практики можно уже не наблюдать и постепенно отходить.

Предлагать готовить можно за маленьким столом, а можно за общим, стоя на ступеньке или в башне помощника.

ребёнок на башне-помощнике

Ещё одна замечательная форма самостоятельного взаимодействия ребёнка с предметами — мытьё посуды. Но оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.

моет посуду

Умывается и чистит зубы

Мытьё рук начинаем сразу, как только ребёнок начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте ему доступ к воде: это может быть автономный источник воды, чаша с кувшином, раковина для взрослых или детская раковина. В последнем варианте пригодится специальная лесенка, скамеечка или башня помощника — это позволит ребёнку дотянуться до крана.

На видео можно посмотреть три способа организации зоны ребёнка для самостоятельного мытья рук.

Как научить ребёнка самостоятельно мыть руки. Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что ребёнок бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это столько времени, сколько потребуется.

Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, самое время познакомить его с мылом. Но ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.

Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста ребёнка. То есть он вытирает руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у него возникло это желание.

Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить самостоятельно на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

ребёнок моет и вытирает руки

Дети очень любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг очень много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей.

Так вы оборудуете пространство для самостоятельного ребёнка, и ему станет доступно то, что вы предлагаете делать. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность. А это нежелательно, ведь задача взрослого — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

После 1,5 лет можно знакомить ребёнка с чисткой зубов.

Ребёнок чистит зубы

Причёсыванием.

ребёнок расчёсывается

Сморканием.

ребёнок сморкается

Самостоятельно одевается

Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2–1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды, тянуть руками вверх или вниз.

ребёнок натягивает штаны и кофту

Но самостоятельность ребёнку мы даём ещё раньше, предлагая выбрать из двух вариантов одежды.

ребёнок выбирает что надеть

Чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать правильную одежду и обустроить удобное пространство.

ребёнок выбирает что надеть

Обучение одеванию начинается с вовлечения и сотрудничества ребёнка через проговаривание происходящего: «Сейчас ты надеваешь штаны, а я тебе в этом помогаю» и озвучивание ожидания: «Рукав готов, где же маленькая ручка?» и т. п. Постепенно вы показываете то одно, то другое.

Пара лайфхаков, которые помогут ребёнку самостоятельно одеваться:

  • Эмоциональное «ку-ку» в 95% случаев облегчает снимание и одевание.
  • В моменте присоединяйтесь к чувствам и разделяйте их с малышом: он вопит и сердится, что застрял в майке, и вы тоже подключаетесь к его досаде: «Да что ж такое! Никак голова не вылезает! Ох уж этот ворот, вечно трудно его снять!..».
  • Постарайтесь минимизировать догонялки во время переодевания, они могут восприниматься как развлечение.
  • Обозначайте состояние ребёнка: «Вижу, что тебе не хочется одеваться».
  • Констатируйте необходимость: «Нам нужно выйти на улицу, для этого надо одеться».
  • Плачущему сочувствуем, но настаиваем на том, что должно быть сделано. И добиваемся того, чтобы сделано было самостоятельно или с помощью взрослого: «Надо надеть кофту, либо ты её надеваешь, либо я».
  • Даём выбор: «Что наденешь сначала — шапку или штаны?».

Обратите внимание на необычный способ надевания куртки. Многих родителей он удивляет, но с его помощью ребёнок без поддержки взрослого уже с полутора лет умеет сам надевать куртку или кофту. Куртка раскладывается капюшоном или воротником к себе, ребёнок просовывает обе руки и резко поднимает их вверх, куртка перекидывается через голову. Дети осваивают этот вариант с нескольких попыток, а уже потом с удовольствием надевают самостоятельно.

Ребёнок надевает куртку

В 1,5 года малыш может выбрать из двух-трёх вещей, надевать и снимать носки, штаны, куртку, обувь на липучках.

надевает обувь на липучках

Вешать уличную одежду на низкий крючок.

самостоятельный ребёнок вешает одежду на крючок

А двухлетний ребёнок уже полностью самостоятельно одевается с небольшой помощью взрослого.

Участвует в уборке и стирке

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже мы помещаем в свободный доступ его собственные ведро, тряпку, совок и щётку.

Ещё до года можно учить ребёнка выкидывать грязный подгузник в мусорное ведро, а грязную одежду складывать в специальную корзину.

малыш складывает грязные вещи в корзину

После года показываем, как подметать мусор. Не стоит бросать на пол кучу помпонов, чтобы ребёнок научился подметать — малышам не нужен фальшивый опыт. Дайте им возможность внести свой настоящий вклад, попрактиковаться, когда есть настоящий беспорядок или когда они этого хотят. Например, подмести крупу, которую он рассыпал во время приготовления каши.

ребёнок подметает мусор и выбрасывает в ведро

С момента уверенной ходьбы можно предложить ребёнку пылесос. Но будьте готовы, что первые дни он может пылесосить бесконечно долго и просить дать пылесос по нескольку раз в день.

ребёнок пылесосит

Сначала ребёнок учится вытирать тряпочкой пролитую воду.

вытирает воду

А потом смахивать пыль с полок.

смахивает пыль с полок

Познакомьте ребёнка со стиркой: он может самостоятельно загрузить в машинку грязное бельё, вынуть постиранное и развешать на низкой сушилке.

Ребёнок выгружает бельё из машинки и развешивает его на сушилке

Ближе к двум годам можно предложить ребёнку самому помыть стёкла.

ребёнок моет окно

Примерно к 2,5 годам ребёнок готов попробовать мыть пол. Покажите, как собирать все необходимые инструменты, наполнять ведро, окунать швабру, отжимать (этот навык осваивается позже всего) и мыть. Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с улучшением навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу.

Ребёнок моет пол

Мы перечислили только небольшую часть занятий для самостоятельных детей, в каждой семье найдётся много других вариантов.

Вот ещё несколько идей:

малыш собирает яблоки

Что поможет родителям в воспитании самостоятельного ребёнка

Основная задача взрослого — предоставить настолько много свободы, чтобы ребёнок перестал в нём нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя, радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но полгода назад малыш вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Этот эмоциональный фон передаётся детям. Так вы показываете, что это не обязательства, которые они ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это совершенно не значит, что начиная с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у взрослого, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь. И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык. И здесь нужно иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а отойти.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол. Этого ничего не должно быть. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерность, чтобы тряпка , губка или мыло помещались в ладони.  Всё продумывается, но не объясняется, но показывается. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

Станьте компетентным взрослым. Изучите подводные камни организации повседневных дел и узнайте, как заинтересовать ребёнка и что делать, если что-то не получается. 

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Статья подготовлена по материалам семинара «Самостоятельный ребёнок» Тамары Киселёвой — Монтессори-педагога и эксперта курса «Одеваюсь сам!»

Фото Анны Ефремовой, Виктории Карпановой, Марии Лучаниновой и из блогов Монтессори-родителей: @elternvommars@nickav25, @our.montessori.journey, @sonnysmontessori, @howwemontessori, @montessoriindailylife

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галина

До этого не читала ваших статей, но оказывается интуитивно я уже двигаюсь в нужном направлении и мне очень близка монтессори педагогика. Хочу узнать больше)

02 Ноября 2020 Ответить