• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов

Как проходит день малыша 1,5 лет по Монтессори

Как проходит день малыша 1,5 лет по Монтессори

Меня зовут Виктория, я мама малыша Матвея. Сейчас сыну 1,5 года и в этой статье я поделюсь, как он проводит свой обычный день по Монтессори.

Наши дни похожи друг на друга. Но всё-таки в каждом есть нечто особенное. Сегодня мы проснулись не рано утром. Немного потянулись в кроватях, улыбнулись и выползли из-под одеял.
Малыш проснулся

Пока я заправляла кровать, мой сын Матвей уже вовсю хохотал — бегал по квартире, хлопал в ладоши. А всему виной обыкновенное чудо — он ловил в солнечных лучах «космическую» пыль, которую я взмахом постельного белья подняла в воздух в огромном количестве.
Матвей играет с солнечными лучиками

С горшком сын пока не дружит, поэтому постоянно практикуется в навыке одеваться. Несколько дней назад он научился натягивать трусики на попу. И очень этим теперь гордится. Моя помощь становится всё малозначительней, а его способности всё автономнее.
Ребёнок сам надевает трусики

Подгузник Матвей торжественно укладывает в мусорное ведро со словом: «Кака!», чтобы все домашние были в курсе. Мне остаётся лишь улыбнуться и поблагодарить за помощь.
Матвей убирает подгузник в мусорку

Дальше всё происходит по негласному расписанию. Он идёт в ванну, залезает на табурет, включает воду в кране, вместе чистим зубы, помогая друг другу выдавливать пасту. Хохочем и обнимаемся. Это время для нас двоих. Потом мы расходимся по комнатам, я чтобы приготовить завтрак, а сын, чтобы проверить порядок в своей комнате. Всё ли лежит на своих местах. Переставит машинки, если нужно, или уложит зайца в качели, где он обычно и сидит до позднего вечера в ожидании историй, которые читает папа на ночь.

Я готовлю завтрак, а Матвей бежит из другого конца квартиры, прямо к месту где на крючке висит мой фартук с изображением собак и кричит: «Ав! Ав!», что можно перевести как «Ты забыла надеть фартук!». И я надеваю, а мой малыш уже бежит за своим фартучком и спешно пытается просунуть руки в проймы.
Малыш надевает фартук

А потом также спешно волочит по полу, вокруг стола, башню-помощника. В несколько движений он уже наверху и готов руководить. Хватает фрукты, чистит, откусывает немного, пританцовывает и мурлыкает какие-то весёлые мелодии, режет ножом кусочки, выкладывая на тарелку.
Матвей на башне-помощнике

Мы вместе накрываем на стол, наливаем чай, желаем друг другу приятного аппетита и завтракаем. Иногда завтрак на 90 процентов состоит из улыбок и воздушных поцелуев. Мы вообще очень часто улыбаемся. Ему нравится помогать мне по хозяйству, а мне нравится, что он мне помогает. И пусть мы потом ещё полдня потратим на уборку, зато мы делаем это вместе. Без криков и истерик ребёнка, повисшего на ноге. И, конечно же, это не быстро.

Иногда мне кажется, что мы только и делаем, что целый день готовим, едим, моем посуду. Мне потребовалось очень много месяцев чтобы перестроиться на его темп и уничтожить в себе досадные мысли «Блин, опять убираться/стирать/разлил». И нет, я не «к*каю единорогами», не сижу на антидепрессантах, как думают знакомые. Это как занятия йогой — сначала сложно и непонятно, но потом ты просто наслаждаешься моментом.

После каждого приёма пищи Матвей переодевается или переодеваемся вместе. Тут как получится. Ведь сосед по столу ещё не очень искусно орудует столовыми приборами.

Потом у меня есть 30—40 минут для себя. Сын в это время спокойно переходит от полки к полке в поисках работы. Он перебирает подносы и контейнеры, а потом приносит в комнату то, что ему сейчас по душе. Сегодня — тесто. Он раскладывает материалы, выкладывает тесто в формы, катает скалкой, насаживает его на деревянные шпатели, катает шарики, рвёт на кусочки и снова укладывает в формы.
Ребёнок помогает готовить

Насытившись, уносит материал на место и берёт наклейки. Сегодня это изображения собак и кошек. Теперь я по его просьбе подключаюсь к работе. Он просит меня называть изображения, пока он их отклеивает с листа и переклеивает в альбом. Не совсем трёхступенчатый урок, но Матвей пытается вобрать в свой пассивный лексикон парочку новых слов, иногда даже что-то похожее произносит.

Сейчас у него (кроме тех, что обозначают его ближайший круг общения) два любимых слова, которые он взял в оборот неделю назад — «дятел» и «кран». Подъёмный кран он каждый день наблюдает из окна, а красноголовый дятел — один из ярких персонажей книг, который его впечатлил в те дни, когда мы отходили от прекращения грудного вскармливания.



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



Ещё немного свободного времени, пока малыш занимается с кинетическим песком. Сам высыплет — сам соберёт. В идеале. А пока всё, что не заметается в совок подбирает пылесос. (И тут я бы написала целую оду изобретателю, но к нашему сегодняшнему дню это никак не относится).
Подметает рассыпанный кинетический песок

Тем временем мы собираемся гулять. Матвей принёс свои ботинки, оделся с моей помощью. И устремился по длинному коридору к лифту. Прогулка недолгая. Обычно мы кормим птичек, бегаем по аллее, собираем в букет упавшие листья на обеденный стол. А потом ещё несколько кругов на коляске вокруг дома и мы снова дома.

Малыш раздевается с небольшой помощью и вешает вещи на крючок в коридоре.
Матвей сам надевает штаны

Ребёнок вешает куртку на крючок

Наступает любимая его часть дня — совместное приготовление обеда. Вымытую и высушенную морковь он заложил в контейнер для хранения овощей. Из него он подаёт нам с мужем овощи.
Достаёт морковь из контейнера

А потом забирается на башню-помощник и помогает тереть её на тёрке, не забывая пробовать на вкус то, что получилось.
Матвей трёт морковь

Напробовавшись досыта, угощает нас, хотим мы этого или нет. При этом заглядывает в глаза вопросительно и кивает, как бы спрашивая «Вкусно?». Мы киваем в ответ, еле сдерживая улыбку.  Потому что морковь — она не только во рту, но и на всём лице. Пол тоже ею усыпан. Так что сын бежит к пылесосу с важной миссией — убрать «каку».
Ребёнок пылесосит

А потом как раз успевает к помывке тёрки с контейнером.
Малыш моет тёрку

Суп готов, мы снова вместе накрываем на стол и обедаем. Обсуждая, какой замечательный букет из листьев собрал Матвей. А он и вправду необыкновенный, хотя бы по тому, что сын выбирает не самые красивые листья на мой взгляд (это такие идеальные формы и цвета), а такие, которые кажутся красивыми ему — с дырками и непонятных цветов. Но вместе они смотрятся.
Малыш наливает воду в стакан

Опять переодевается. (Благо я стираю не руками.) И вытирает шваброй под столом всё то, что не донёс до рта.
Убирает крошки под столом

Небольшой перерыв на сон. И вот уже с новыми силами он бежит в ванну, чтобы выгрузить постиранное бельё из стиральной машинки в корзину.
Выгружает стиральную машинку

Её он уже тащит почти волоком на балкон, а потом и свой маленький стульчик. Вешает бельё, я лишь немного его поправляю, прикрепляет прищепками.
Матвей развешивает бельё

Сухое бельё уже начинает гладить папа. Мальчик торопится на помощь. Утюг большой, но и задача на сегодня не носочки гладить, а большую тряпку, которой он пользуется в случае неудач с горшком.
Гладит бельё

И снова мчится в ванну, чтобы загрузить в стиральную машину новую партию белья.
Ребёнок достаёт остатки одежды из стиральной машинки

Небольшой перерыв — починить велосипед. Не то бы он был сломан, но Матвей научился точно вставлять крестовую отвёртку в шляпки болтов и даже проворачивать несколько раз, если это позволяют условия.
Вместе с папой чинят велосипед

Но потом папа решил своими руками смастерить шкаф для детской одежды. Сын с большим воодушевлением предлагает посильную помощь. Держать конец доски, пока папа пилит, шкурить будущие полки наждачной бумагой, отмечать карандашом метки, лишь изредка делая перерыв на зарисовки «эскизов».
Помогает папе распилить доску

Вместе с папой делает разметки карандашом на полке

Ребёнок рисует на мольберте

Наш сын уже привык, что пока папа дома — что-то пилится, колотится, сверлится и это ему нравится ещё больше, чем готовить со мной. И мы даём ему такую возможность, ведь ощущение, что ты внёс вклад в семейное дело даёт гораздо больше для умственного развития ребёнка, чем иностранный язык с пелёнок и прочие современные методики раннего развития.

И я действительно верю в это. Хотя бы потому, что после такой работы по дому Матвей сам себе придумывает занятия — сегодня он без конца очень сконцентрировано пересыпал фишки мозаики из баночки в файл с молнией. Закрывал/открывал застёжку и снова выкладывал и закладывал фишки. Ему этого ещё никто не показывал.
Малыш играет с мозаикой

Наш день завершился лёгким ужином. К чаю сын помог приготовить шарлотку. В свои год и пять месяцев он почти все этапы способен выполнять самостоятельно. От разбивания яиц до выливания теста в противень.
Взбивает яйцо миксером

Насыпает муку в тесто

Выливает тесто на противень

А теперь водные процедуры и книжка на ночь. А завтра будет новый день, почти похожий на сегодняшний.

Фото и текст — Виктория Карпанова

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться