Нужно ли вам самостоятельное засыпание ребёнка

Самостоятельное засыпание — это навык, при котором ребёнок может сам заснуть после укладывания в кровать. При этом пропадает необходимость часами укачивать малыша или кормить грудью перед сном, и у родителей появляется время заняться своими делами.

У экспертов нет однозначных рекомендаций, когда нужно учить ребёнка засыпать самому и нужно ли в принципе. Если ваш малыш засыпает на груди и всех это устраивает или вам нравится подолгу его укачивать, то и замечательно. Не стоит ориентироваться на чьё-то мнение — если семье комфортно и все высыпаются, то стоит ли что-то менять?

Но если вы устаёте или хотите выделить побольше времени на свои дела, то это повод помочь ребёнку научиться засыпать самому. Именно помочь, ведь приучить ребёнка засыпать самостоятельно не в нашей власти. Засыпать ребёнок учится сам, как и всему остальному — ходить, есть ложкой, одеваться. Взрослые только создают благоприятные условия для освоения навыка: подготавливают среду, следят за соблюдением правил и ритуалов.

В статье подробно рассмотрим все факторы, которые влияют на самостоятельное засыпание ребёнка.

Как помочь ребёнку научиться засыпать самому

Если ребёнок долго засыпает или не может заснуть сам, советуем подходить к проблеме комплексно:

  • выяснить, высыпает ли ребёнок свою норму сна;
  • организовать время для спокойного бодрствования и ритуалы перед засыпанием;
  • заменить сильные ассоциации засыпания на слабые;
  • создать комфортные условия для детского сна.

Перед тем как рассматривать подробно каждый фактор, важно упомянуть два важных условия.

В первую очередь позаботьтесь о себе. Если мама находится не в ресурсе, что-то не ладится на работе или с близкими, то лучше отложить изменения. Взрослый должен быть в норме. Только подзарядив себя и отдохнув, можно приступать к налаживанию самостоятельного засыпания ребёнка.

Заручитесь поддержкой близких. Важно, чтобы каждый член семьи по мере возможности участвовал в процессе. Иначе может получиться, что «никто не может уложить ребёнка спать, только я». Или бабушка устроит с внуком активную возню перед сном, когда он только-только начнёт привыкать к спокойному бодрствованию. И так за один раз сломается всё, что вы так упорно строили по кирпичикам.

Поэтому рекомендуем подготовить близких и заручиться их поддержкой. Можно составить чек-лист для папы или няни, мягко напоминать о последовательности действий, заранее обговорить с бабушкой мероприятия на предстоящий вечер.

Соблюдайте режим сна и бодрствования

Если ребёнок недосыпает, это негативно сказывается на его развитии: ему сложнее запомнить новую информацию и контролировать свои эмоции, он не может сконцентрироваться на игре, у него постоянно меняется настроение. Тогда как выспавшийся ребёнок находится в отличной физической и эмоциональной форме: он активный, может надолго увлечься игрой, реже устраивает истерики. Поэтому первый шаг при решении проблем с детским сном — соблюдать нормы сна.

Кроме того, важно соблюдать интервалы бодрствования — это то время, за которое малыш не переутомится. Переутомлённый ребёнок обычно долго засыпает и потом спит урывками.

С помощью этой таблицы можно проверить, насколько продолжительность сна и бодрствования вашего ребёнка соответствуют возрастным нормам. В ней приведены усреднённые значения норм сна, которые могут отличаться примерно на час в любую сторону. Эти отклонения допустимы при условии позитивного поведения ребёнка в течение дня.

Таблица времени бодрствования и сна ребёнка
Возраст Время одного
бодрствования
Общее время сна Дневной сон Ночной сон
До месяца 1 час 16–20 часов 10 часов 5–6 часов
1–3 месяца 1– 1,5 часа 15–18 часов 5–8 часов 8–12 часов
4–6 месяцев 1,5–2,5 часа 15–17 часов 4–5 часов 11–12 часов
6–8 месяцев 2,5–3 часа 14–17 часов 3–5 часов 11–12 часов
9–12 месяцев 3–4 часа 13–15 часов 2–3 часа 11–12 часов
1–1,5 года 3,5–4,5 часа 12–15 часов 2–3 часа 10–12 часов
1,5–2 года 3–5 часов 12–14 часов 2–3 часа 10–11 часов
2–3 года 5–6 часов 11–13 часов 1–2 часа 10–11 часов
3–4 года 6 часов 10–12 часов 1–1,5 часа 9–11 часов

Начинайте отслеживать часы сна по нижней норме — наблюдайте, как себя ведёт ребёнок, отсыпая эту норму. Допустим, норма ночного сна составляет 10–12 часов. Может быть, вашему малышу будет достаточно 10 часов — он будет бодр, активен и в хорошем настроении. Но если всё наоборот, то нужно увеличивать норму ночного сна и уходить в сон чуть раньше. Например, если ребёнок укладывался в 20:00, то следует сдвинуть время на 19:45. Сдвигайте время очень аккуратно: раз в три дня на 10–15 минут.

Воспринимайте нормы скорее как ориентир. Важнее признаки усталости ребёнка, о них поговорим подробнее дальше в статье. Потому что если ребёнок ещё не устал, то он может начать сопротивляться и в результате уйти в перегул по времени от перевозбуждения. Или может получиться наоборот — мама замечает, что малыш уже клюёт носом, но не готовит его ко сну до чётко установленного времени.

Если вы увидите, что ребёнок недосыпает — много капризничает, у него часто меняется настроение — то сначала нужно «отоспать» ребёнка любым возможным способом в течение пары дней. А уже потом выстраивать распорядок дня с учётом норм сна и времени бодрствования.

Также важно найти оптимальное время для просыпания и укладывания спать:

  • Укладывать спать лучше с 19 до 21 часа. Более конкретное время в этом промежутке определяется по времени бодрствования от последнего дневного сна и по признакам усталости ребёнка. Например, годовалый ребёнок спит днём два часа с 13 до 15. При этом вы замечаете, что после четырёх часов бодрствования ребёнок начинает утомляться. Значит, укладываем на ночной сон ближе к 19 часам.
  • Большинству детей комфортно просыпаться с 6 до 8 утра. Если уложить ребёнка позже обычного, то вероятно, он проснётся в привычное для него время не выспавшись. Старайтесь не будить ребёнка в фазе глубокого сна поцелуями и объятиями, так он скорее всего проснётся недовольным. Лучше измените внешние условия для пробуждения — раскройте шторы, создайте негромкий бытовой шум. Так ребёнок проснётся, когда будет готов.

Если вы планируете уехать из дома, продумайте заранее, как не нарушить режим сна ребёнка в поездке. Здорово, если будет возможность выбрать рейс или время в пути, чтобы уложить ребёнка спать и разбудить в привычное время.

Постарайтесь сохранить дневные сны хотя бы до трёх лет. Примерно в два года у ребёнка может случиться ложный отказ от дневных снов: он сопротивляется и не хочет укладываться. В этом случае можно заменить дневной сон тихим часом, а на ночной сон уложить немного раньше обычного времени. А на следующий день снова попробовать уложить ребёнка спать на дневной сон.

При отказе от дневного сна ребёнка трёх-четырёх лет, понаблюдайте, как он ведёт себя в течение дня. Если он перевозбуждён, хандрит и плохо ест, не хочет что-то делать, не может сконцентрироваться, то значит ребёнок ещё не готов уходить от дневного сна. Устройте тихий час, а потом повторите попытку уложить на дневной сон. Если же десять дней подряд ребёнок не укладывается и чувствует себя при этом замечательно, уходит в ночной сон за 20 минут, тогда действительно ребёнок готов отказаться от дневного сна.

С детьми не работает вариант «не поспит днём, побольше устанет и ночью будет хорошо спать». Хороший дневной сон — залог хорошего ночного сна.

Если ребёнок по возрасту спит ещё несколько дневных снов, то следите за тем, чтобы последний дневной сон не был слишком длинным. В противном случае ребёнок будет поздно укладываться на ночной сон. При этом обращайте внимание на то, сколько он спит днём — слишком мало или слишком много дневного сна могут помешать качеству ночного, важно соблюдать баланс.

Выводы: 

  • Соблюдайте нормы дневного и ночного сна и интервалы бодрствования.
  • Постарайтесь сохранить дневной сон хотя бы до трёх лет.
  • Проследите, чтобы в интервалах бодрствования ребёнок не переутомлялся.
  • Подберите оптимальное время для укладывания и просыпания ребёнка, старайтесь придерживаться его даже при смене обстановки.

Выделяйте время на спокойное бодрствование

Для того чтобы ребёнку требовался отдых, он должен уставать физически (но не эмоционально). Однако активные игры перед сном помешают заснуть, сначала нужно успокоиться. Для этого мы вводим в распорядок дня период спокойного бодрствования — это мостик между активностью ребёнка и ритуалом перед засыпанием.

Спокойное бодрствование для детей до 4–5 месяцев начинается примерно за 30 минут до ритуалов, для детей 9–10 месяцев примерно за 40–50 минут, старше 10–12 месяцев — за 60 минут или чуть больше, в зависимости от темперамента малыша.

В период спокойного бодрствования мы приглушаем всё, что можно приглушить: включаем неяркий свет, выключаем телевизор, убираем интерактивные игрушки, делаем музыку потише. Всё должно быть спокойно и размеренно, без беготни и прыжков. Можно почитать книгу, посмотреть картинки, заняться пазлами, порисовать, полепить, послушать тихую музыку, собрать игрушки.

Ребёнок сам читает книжку или вместе с папой Читать книги можно и в период спокойного бодрствования и во время укладывания спать, вместе с ребёнком или по отдельности

Во время спокойного бодрствования у ребёнка обычно начинают проявляться признаки усталости:

  • он зевает;
  • взгляд становится отстранённым;
  • меняется выражение лица;
  • ребёнок отворачивается во время игры и общения;
  • начинает сосать палец;
  • становится менее подвижным и активным;
  • может запнуться и упасть от усталости.

Могут быть и другие индивидуальные признаки усталости, которые вы можете заметить ближе к окончанию времени бодрствования.

Если вовремя не заметить признаки усталости, то ребёнок может начать демонстрировать признаки переутомления: тереть глаза, капризничать, плакать, дёргать себя за ухо, раздражаться, начать слишком много и возбуждённо двигаться, ударяться и падать во время игры, но при этом оставаться возбуждённым и не останавливаться. В этот период станет сложнее уложить его спать. Поэтому важно наблюдать за малышом и вовремя перейти к ритуалу перед засыпанием.

Выводы:

  • Перед сном постарайтесь ограничить активные игры, замените их на спокойные и размеренные.
  • Приглушите свет и звуки.
  • Наблюдайте за ребёнком, чтобы вовремя заметить признаки усталости и не довести его до переутомления.

Придерживайтесь ритуалов перед засыпанием

Ритуал — это рутинные короткие действия, которые мы повторяем изо дня в день в определённых ситуациях: перед укладыванием спать, после пробуждения, перед обедом, при сборе на прогулку и т. д. Они помогают ребёнку вовремя перестроиться и создают чувство порядка и безопасности — малыш спокоен, когда всё идёт привычно и предсказуемо. Кроме того, ритуалы дают ребёнку ориентир, пока он ещё не понимает времени: мы задёрнули штору — значит, скоро спать.

На ритуал перед дневным сном мы отводим не больше 10 минут, перед ночным — около 20 минут. Ритуал составляется индивидуально, он должен нравиться маме и ребёнку. Также важно, чтобы его можно было повторить в поездке или гостях и любому человеку — например, бабушке или няне.

Пример ритуала перед дневным сном:

  • убрали вместе игрушки;
  • ребёнок умылся и переоделся;
  • задёрнул шторы;
  • лёг в кровать, мама его укрывает и поёт песенку.

Пример ритуала перед ночным сном:

  • ребёнок умылся и переоделся в пижаму;
  • мама открыла в комнате окно, ребёнок задёрнул штору;
  • выключил свет и вместе пошли на кухню;
  • выпили кефир и вернулись в проветренную комнату;
  • мама закрывает окно, ребёнок ложится в кроватку;
  • мама его укрывает и ложится рядом;
  • читает книжку.

С детьми постарше завершающей частью ритуала может быть разговор о том, как прошёл день: «Что тебе запомнилось в саду? А что ты делал сегодня интересное? А какую машину ты видел с бабушкой?». Можно рассказать о своём дне и ответить на вопросы ребёнка.

Некоторые действия могут стать как частью ритуала, так и спокойного бодрствования: уборка игрушек, купание, кормление, пальчиковые игры, лёгкий массаж. Это во многом зависит от ребёнка. Например, пальчиковые игры для многих детей — отличный способ почувствовать тесный контакт с родителем и расслабиться. Но некоторые дети перевозбуждаются от массажа, и тогда лучше перенести его на активное время.

То же и с купанием. Одна мама скажет: «После купания мой почти засыпает в ванной», а другая: «После купания не могу успокоить ребёнка пару часов». Тогда в первом случае купание включаем в ритуал, а для второго переносим купание за час до начала спокойного бодрствования.

Купание ребёнка перед сном Стоит отказаться от купания перед сном, если у родителей нет времени или желания делать это каждый день в рамках ритуала перед засыпанием. Или если у ребёнка сохнет кожа от частых купаний

Ребёнок пьёт кефир перед сном А вот выпить перед сном стаканчик кефира может стать частью ритуала. Одни родители предпочитают давать его на кухне, другие — уже в кровати

Наблюдайте за ребёнком, подберите под него свой ключик — и тогда будет легко понять, что для него, вас и вашей семьи лучше всего.

Ритуал проводится один раз, и если вы его завершаете, то завершаете. Если повторять действия по просьбе ребёнка, то ритуал превращается в игру и она может тянуться бесконечно. Например, вы читаете книгу перед сном. Прочитали, а малыш просит ещё одну прочитать, а потом ещё и ещё. Но нам нужно, чтобы ритуал был ритуалом — короткими повторяющимися действиями. Поэтому заранее оговорите сколько вы книжек читаете и что именно. Например, если книга большая, то выбираете две-три истории.

Если ребёнок совсем малыш, берите небольшие книжки, чтобы коротко попрощаться и уйти в сон, не разыгрывая ребёнка. Можно самим сделать такую книжку с фотографиями. Например, один день вашего ребёнка: вот мы проснулись, встали, вот Саша чистит зубы, вот завтракает, идёт на прогулку, играет, вот Саша собирает игрушки, умывается, ложится спать, крепко обнимает маму и засыпает.

Выводы:

  1. Ритуал повторяется каждый день.
  2. Занимает 10 минут перед дневным сном, 20 минут перед ночным.
  3. Во время ритуала мы повторяем одни и те же действия.
  4. Ритуал должен приносить удовольствие и ребёнку, и взрослому.

Подготовьте комфортные условия для засыпания ребёнка

Важно позаботиться и о внешних факторах среды: комфортной для ребёнка температуре и влажности, шуме, освещении.

Температура и влажность. Оптимальная температура в спальне 18–22 градуса (доктор О. Е. Комаровский рекомендует 18–20 градусов), влажность в пределах 40–60%. Повысить влажность в сухой отапливаемой комнате поможет увлажнитель воздуха.

Если в спальне жарко, то при очередном ночном пробуждении потрогайте сзади шейку ребёнка, не горячая ли она, не вспотел ли он. Важно проветривать комнату перед сном, чтобы был свежий воздух.

Шум. Чувствительные к шуму дети лучше спят под звуки белого или розового шума. Он напоминает малышу звуки, которые он слышал в утробе матери: звук циркулирующей крови, урчание в животе, льющейся воды в кране, водопада. Такой шум является слабой ассоциацией на засыпание и допустим при расслаблении и обучении ребёнка самостоятельному засыпанию, а со временем его можно будет постепенно убирать.

Источник белого или розового шума можно оставить на всю ночь, расположив дальше 1,5 метров от ребёнка.

Свет. Приглушённый свет способствует расслаблению, активирует выработку гормона сна мелатонина. Во время спокойного бодрствования мы приглушаем свет. Входить в комнату, в которой будет спать малыш, лучше уже при выключенном свете. Ночник можно включать в случае необходимости ненадолго ночью, при этом желательно, чтобы свет у него был тёплый жёлтый или красноватого оттенка.

Визуальные раздражители. Яркое постельное бельё и обои, мобили, игрушки со звуком и светом, дисплеи электроприборов, телевизор, светящиеся наклейки, гаджеты — всё это лучше убрать. Визуальные раздражители отвлекают малыша от сна и вместо того, чтобы погружаться в сон, он будет отвлекаться на них, борясь со сном.

Ещё один способ сделать место сна привлекательным для ребёнка — это выбрать вместе постельное бельё, покрывало, ночник, сонную игрушку, обустроить вместе с ребёнком его спальню.

Сонная игрушка Сонная игрушка должна быть без ленточек, отрывающихся и острых частей, вылезающего наполнителя. Игрушку может заменить любая безопасная вещица, которая нравится вашему ребёнку. Можно поспать с ней пару дней, чтобы она пропиталась вашим запахом, а потом предложить ребёнку

Подготовьте ребёнка

Важную роль в процессе самостоятельного засыпания играет спокойная, никуда не торопящаяся, уверенная в себе мама. Ребёнок податлив, он чутко улавливает наши эмоции — ему важно, когда мы последовательны, уважительны к нему, но при этом решительны.

Заранее расскажите о предстоящих изменениях. Объясните, как всё будет происходить, и к чему вы стремитесь:

— Сегодня вечером мы вместе зашторим окно и проветрим комнату. Потом перекусим, переоденемся и почитаем твою любимую книжку. А потом я тебя поцелую, возьму за руку и побуду с тобой, пока ты засыпаешь.

Можно вместе с ребёнком создать сонную книгу или плакат. Нарисуйте или сделайте аппликацию — кто как готовится ко сну и спит в вашей семье. А перед сном посмотрите вместе и проговорите последовательность действий.

Обсуждайте завтрашний день. Ребёнок может рассматривать сон как разлуку с мамой, а укладывание спать — как желание мамы поскорее с ним разлучиться. Ребёнок не знает того, что знаем мы: ни об усталости и отдыхе, ни о заботе о его благополучии. Он не понимает, что мысленно мы не расстаёмся с ним ни во сне, ни наяву. Поэтому самостоятельный сон может превратиться из естественной потребности в пугающую перспективу утраты мамы.

Чтобы преодолеть это предубеждение к засыпанию, важно доказать ребёнку, что заснув, он не теряет вас. А проснувшись, легко найдёт если не возле себя, то в известном ему месте — на кухне или в гостиной. Обсудите планы на следующее утро, что интересного вы завтра сможете сделать, после того как все отдохнут и наберутся сил.

Такая ситуация не будет длиться вечно — после того как ребёнок накопит позитивный опыт засыпания, он будет засыпать быстрее и реже просыпаться от страха, что заснул и пропустил момент вашего ухода.

Насыщайте день и время перед сном тактильным контактом с ребёнком. Это может быть лёгкий массаж, пальчиковые игры, объятия, поцелуи, потискивания, поглаживания. Если эти действия расслабляют малыша, то можно сделать их частью ритуала перед засыпанием. Если возбуждают — частью активного бодрствования.

Старайтесь качественно проводить вместе время. Пусть это будет полчаса в день, но ребёнок должен понимать, что это время с мамой только его. Не отвлекайтесь на телефон, другие дела или разговоры с домочадцами — иначе, не насытившись вашим совместным временем, ребёнок заберёт его слезами и истериками.

Будьте последовательны и тверды. Бывает, что мама тщательно продумала все действия, запаслась терпением и несколько вечеров подряд пробует провести ритуал. В ответ на это ребёнок может начать капризничать и устраивать саботаж, особенно если последовательность и твёрдость мамы для него в новинку.

В этом случае рекомендуем сочувствовать, но не уступать:

— Я вижу, тебе грустно, что пришло время улечься в кровать. Но пора отдыхать. Ты сможешь поиграть ещё завтра. Хочешь сам надеть пижаму или мне помочь?

Дайте малышу время убедиться в том, что отступлений от нового порядка не будет, но не ведите долгих бесед, отложите их на утро. Поначалу вам придётся постоянно напоминать ребёнку о последовательности действий. Но рано или поздно он примет их, почувствует предсказуемость и надёжность, и направит своё внимание на самостоятельное засыпание.

99% успеха зависит от настроя мамы

Мама помогает ребёнку успокоиться перед сном, насыщает тактильным контактом, вниманием, перекидывает мостик на утро следующего дня. Она даёт понять, что после сна они с малышом снова увидятся и что следующий день будет не менее интересен прошедшего.

Устраните сильные ассоциации на засыпание

На момент изменений у ребёнка уже могут сложиться сильные ассоциации на засыпание. Это те привычные действия, при которых ребёнок привык уходить в сон — например, укачивание или засыпание на груди, катание в коляске — и которые требуют действий другого человека. Всё это может стать препятствием к самостоятельному засыпанию.

Умея самоуспокаиваться, мы ночью переворачиваемся на другой бок и спим дальше, даже не вспомнив об этом на утро. А вот если ребёнок просыпается не на руках или без груди во рту, то скорей всего заплачет и потребует восстановить те условия, при которых он засыпал. И пока мы не дадим грудь, не покачаем или не покатаем, он не уснёт.

Ассоциации на засыпание бывают слабыми и сильными. От слабых ребёнку будет проще отказаться в будущем при освоении самостоятельного засыпания.

К слабым относятся:

  • белый и розовый шум;
  • температура;
  • привычная поза для сна;
  • привычные предметы;
  • поглаживания;
  • колыбельная;
  • фразы мамы, которые она произносит каждый день только перед засыпанием.

Сильные ассоциации на засыпание: укачивание на руках, в люльке или коляске; сосание груди, бутылочки или пустышки. Они требуют обязательного присутствия и действий мамы. Напомним, что если мама готова, если у неё есть силы и время на продлевание циклов сна, то и хорошо.

Но если мама хочет помочь ребёнку засыпать самому, то сначала расширяем ассоциации на засыпание, а потом заменяем сильные на слабые. Важно делать всё постепенно, медленно, с уважением к ребёнку и с уважением к себе, потому что мама тоже испытывает стресс. Наблюдайте, как малыш реагирует на изменения и придерживайтесь тактики «один шаг вперёд, два назад».

Например, если ребёнок воспринимает грудь как единственно возможный способ успокоения и засыпания, добавляем поглаживания, нашёптывания, обнимания, колыбельную. И постепенно разделяем во времени кормление и засыпание: покормили, вынимаем сосок изо рта ребёнка, поглаживаем и напеваем. Как только ребёнок начинает понимать, что еда и поглаживание — два разных процесса, мама может передать после поглаживаний ребёнка папе: «Теперь ты засыпаешь вместе с папой».

Или случай с укачиванием. Укачивание приятно, успокаивает, даёт чудесное ощущение близости с мамой, это сигнал, что мама рядом. Но стоит перестать укачивать и положить в кроватку, ребёнок получает сигнал, что мама уходит. А если мама положила в кроватку, но не ушла, а оставалась с малышом чтобы петь, читать перед сном, гладить по голове, подремать рядышком, и так много раз, то связь «положила — значит, уходит» постепенно ослабнет.

Вероятно, всё будет получаться не сразу. Но при последовательных регулярных действиях взрослого ребёнок со временем привыкает к изменившимся условиям и начинает засыпать без сильных ассоциаций.

Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка

Каждому человеку присущи определённые черты характера и темперамента, что сказывается на всех сторонах жизни — в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Дети с рождения показывают свои индивидуальные качества, важно понаблюдать и увидеть их.

Чаще всего для оценки темперамента детей психологи выделяют три типа.

Покладистые дети быстро приспосабливаются к изменению окружающих условий, сразу реагируют на новые внешние стимулы, не очень бурно выражают свои эмоции.

Как спит ребёнок с покладистым темпераментом:

  • подолгу и крепко;
  • не плачет во время кратких пробуждений между циклами сна;
  • соблюдает постоянный распорядок сна и бодрствования;
  • умеет успокаиваться сам.

Медлительные делают всё размеренно и не торопясь, замыкаются в себе при возникновении непривычной ситуации.

Как спит ребёнок с медлительным темпераментом:

  • с трудом адаптируются к новому;
  • во время адаптации необходима дополнительная поддержка взрослых.

Трудные дети склонны к негативному настроению и замыканию в себе, с трудом соблюдают режим, бурно выражают эмоции, очень активные.

Как спит ребёнок с таким темпераментом:

  • для установления режима требуется помощь окружающих;
  • нужно больше времени, чтобы уснуть;
  • требуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно;
  • сон с пробуждениями, беспокойный.

При соблюдении рекомендаций сон ребёнка с трудным темпераментом точно улучшится, но не будет таким идеальным, как хотели бы родители. Важно понимать, что это всё равно шаг вперёд — если ничего не делать для улучшения сна ребёнка, то со временем сон будет становиться только хуже.

Высокочувствительные дети. Психолог Э. Эйрон выделил среди детей высокочувствительных, их доля составляет примерно 15–20%. Такие дети могут реагировать на любые раздражители: шум, свет, запах, текстуру, вкус, температуру, состав ткани одежды, новую марку подгузника. Они легко перевозбуждаются, получая из внешнего мира слишком много информации. Уложить спать их намного труднее, поэтому спокойное бодрствование и ритуал должны быть по времени ещё дольше.

Высокочувствительным детям требуется больше контакта с мамой и днём, и ночью. А обучение самостоятельному засыпанию может проходить дольше и сложнее, но оно возможно. Здесь первичен вопрос о комфорте ребёнка и обычно выбираются наиболее мягкие методики.

Помните о периодах регресса сна

После успешного обучения ребёнка самостоятельному засыпанию всё равно случаются временные регрессы сна:

  • во время скачка развития, за несколько дней до и после появления нового навыка;
  • во время болезни или прорезывания зубов;
  • в случае сбоя распорядка дня или изменения условий сна;
  • при изменении привычной обстановки: поездке на дачу, в гости или путешествие.

В это время важно не вернуться к сильным ассоциациям на засыпание, иначе потом придётся начинать всё сначала. Во время болезни ребёнка лучше добавить больше внимания и ласки, чем вернуться к укачиванию. Во время скачка развития — мягко возвращать к привычным ритуалам. Если ребёнку предстоит ночёвка в непривычном месте, захватите с собой его сонную игрушку, любимую книжку или одеяльце.

Чек-лист: пошаговая методика самостоятельного засыпания ребёнка

Важно помнить, что все факторы самостоятельного засыпания ребёнка работают в комплексе. Можно создать очень комфортные условия для сна и соблюдать все ритуалы, но не заметить вовремя признаков усталости. В этом случае ребёнок переутомится и долго не сможет заснуть. Малыш может недополучить маминого внимания в течение дня и постараться компенсировать дефицит перед сном — капризничать и плакать, лишь бы мама подольше оставалась рядом.

По этому чек-листу самостоятельного засыпания можно свериться со всеми необходимыми действиями:

  • Запасаемся терпением, ресурсом и поддержкой близких.
  • Считаем и наблюдаем, высыпает ли ребёнок свою норму сна. По возможности сохраняем дневной сон хотя бы до трёх лет.
  • Наблюдаем, не переутомляется ли малыш в интервалы бодрствования.
  • Укладываем спать и создаём условия для пробуждения примерно в одно и то же время.
  • Даём в течение дня достаточно физической нагрузки и своего внимания.
  • В период спокойного бодрствования занимаем ребёнка размеренными делами.
  • Придумываем и тестируем простой ритуал перед засыпанием, комфортный для ребёнка и взрослых. Соблюдаем его ежедневно; на дневной отводим около 10 минут, на ночной — 20 минут.
  • Вовлекаем ребёнка в «сонные» дела: выбираем вместе постельное или ночник, сонную игрушку, обсуждаем последовательность действий.
  • Снимаем страх расставания с мамой на время сна: обсуждаем планы на завтра, насыщаем своим вниманием в течение дня и перед сном.
  • В месте засыпания ребёнка поддерживаем комфортные температуру и влажность. Следим, чтобы было достаточно свежего воздуха, поменьше света, раздражающих звуков и ярких элементов.
  • Постепенно устраняем сильные ассоциации на засыпание и заменяем их на слабые.
  • В периоды регресса сна стараемся придерживаться заведённого распорядка дня.

Во всех действиях важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: у каждого свои нормы сна и бодрствования, темперамент и биоритмы. Одного ребёнка успокаивают пальчиковые игры, другого — купание. Один предпочитает лечь пораньше, другой — попозже.

Наблюдайте за своим ребёнком, подбирайте к нему ключики, будьте терпеливы и последовательны. И тогда через пару месяцев вы с удивлением заметите, как малыш в нужное время без напоминаний достаёт пижаму, выбирает книжку для чтения на ночь и зовёт вас пить вечерний кефир. А после чтения спокойно засыпает и спит всю ночь.

Крепкого сна вам и вашим малышам!

Рекомендации подготовлены консультантом по детскому сну Ольгой Волковой

Фото Анны Ефремовой и Ольги Горевой

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *