«Прекрати», «успокойся», «нельзя» и другие слова, которые не работают

«Прекрати», «успокойся», «нельзя» и другие слова, которые не работают

Взрослые мгновенно реагируют на запрещающие фразы, а дети от них становятся ещё непослушней. Это связано с незрелостью их нервной системы: малыши просто не понимают, что им делать. Рассмотрим подробнее, какие слова не работают с маленькими детьми, и чем их можно заменить.

Одёргивание по имени

Не стоит для одёргиваний и замечаний использовать только имя ребёнка. Есть такой автоматизм в нашей культуре: крикнуть имя сына или дочери и грозно посмотреть — догадайся сам, чем я недовольна и что от тебя хочу. Это не работает: ребёнок не понимает, на что и как реагировать, ему дают ноль информации. Остаётся ориентироваться на голос, интонацию, жесты и выражение лица родителя.

В этом случае малыш:

  • чувствует себя виноватым;
  • вынужден сам догадываться, в чём он виноват и что делает не так;
  • думает, что сделать, чтобы значимый взрослый опять стал довольным;
  • может испытывать страх наказания.

Получается, что если нет сообщения, то и реагировать не на что. Есть только обращение по имени, и психика начинает непродуктивную работу, в результате которой ребёнок чувствует вину, страх, злость. В итоге все эти неприятные чувства оказываются связаны с собственным именем.

Если же сразу после обращения родитель даёт позитивное указание, то малыш фиксируется на второй половине высказывания. В ней есть информация, на которую можно продуктивно реагировать — делать или сопротивляться. Например: «Маша, дай мне руку!» Здесь есть сообщение, на которое можно реагировать: давать или не давать руку. Если же Маша регулярно получает обращения с недосказанным посланием, то для неё имя начинает ассоциироваться с душевным дискомфортом.

Поэтому всегда говорим чего хотим:

Маша! → Маша, говори потише

Что не так со словами «прекрати» и «успокойся»

«Прекрати» и «успокойся» — тоже пустые слова, которые не работают. Мы говорим: «Коля, прекрати кидать мяч». Коля думает: «Хорошо, я прекратил кидать мяч вообще, а что дальше делать?» Лучше попытаться сформулировать как именно его кидать: низко-высоко, медленно, в руки другому, тихонько.

Если ребёнок не слушается, то подойти и вложиться в указание — установить зрительный контакт и понизить интонацию. Можно и просто показать, как кидать. Потом передать мяч и предложить повторить, а после этого отойти и позволить ребёнку продолжить.

Прекрати! → Обойди лужу

Конкретизируйте и слово «успокойся» — оно довольно абстрактное: вроде все понимают, что это, но слово описывает результат, а не процесс. Поэтому непонятно, что надо делать, чтобы прийти в равновесие.

Берите это на себя: в одном случае просите «посидеть на диване с книжкой», в другом — «сделать глубокий вдох» и т. п. И после того как ребёнок успокоился, можно обратить его внимание на его состояние: «теперь ты спокойна (спокойно дышишь, ходишь, говоришь)». Это поможет со временем самому малышу отслеживать свои состояния и самому себе помогать.

Оля, успокойся! → Оля, посиди на диване, чтобы успокоиться

Про частицу «не» и слово «нельзя»

Частичка «не» запускает действие, которое мы запрещаем, поэтому важно использовать позитивные глаголы. Для взрослого совершенно очевидно, что слова «Не лезь в лужу» одновременно означают «Обойди лужу». А ребёнок чувствует, что ему что-то запрещают, но не очень хорошо понимает, что конкретно он должен делать. Поэтому чаще всего не останавливается перед лужей.

Лучше обозначать словами последствия нежелательных действий и предупреждать об опасности:

Не лезь в лужу → Обойди лужу, иначе промочишь ноги

Или «Не плюй косточки от черешни на стол» означает, что плевать косточки на стол нельзя, и только это. Если же мы говорим: «Выплёвывай косточки на эту тарелку», мы даём информацию, как нужно поступать с косточками. То есть формируем у ребёнка адекватные формы поведения, помогаем ему адаптироваться к новым условиям окружающей среды.

Какими словами можно переформулировать запреты, чтобы они работали:

  • Не лезь к огню → Отойди от костра, горячо
  • Не трогай ножницы → Ножницы острые, поранишься, будет больно. Положи их на место
  • Не крутись на качелях → Посиди спокойно, можешь упасть и удариться
  • Не дерись → Ты ударил мальчика. Ему очень больно и обидно

Слово «нельзя» лучше заменить на объяснение причины и предложение приемлемой альтернативы. Когда ребёнок льёт воду на ковёр — у него всё хорошо, он исследует действие гравитации на жидкость и феномен впитывания. Нехорошо нам: известно, как долго потом ковёр будет хранить и распространять сырость. Мы взрослые в ответе за всё и потому вправе сказать: «Я запрещаю лить воду на ковёр» или «Мне не нравится, что ковёр мокрый».

Когда есть возможность, предлагаем приемлемый вариант: «Я запрещаю лить воду на ковёр, но ты можешь полить цветок». Или дать поднос и губку, чтобы малыш посмотрел, как вода впитывается. Если же не слушается, даём запрещающий выбор: «Или ты поливаешь цветок или я заберу кувшин».

Во многих случаях требование можно опустить и использовать конструкцию «Ты можешь…». Разумеется, это должно быть твёрдое предложение другого способа, а не вопрос и не приказ. И поскольку это предложение, ребёнок не обязан соглашаться. Зато если он следует такому совету, то необходимость в ограничении пропадает.

Нельзя рисовать на стенах → Ты можешь рисовать на мольберте



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Слова-сигналы «стоп», «опасно», «запрещено»

Когда малыш оказывается в опасной ситуации, мы немедленно вмешиваемся: берём на руки, снимаем с подоконника, переносим в безопасное место.

А сигнальные слова «стоп», «опасно», «запрещено» отрабатываем в более мягких ситуациях, когда неприятность уже произошла. Например, ребёнок бежал, упал, ударился коленкой. Он плачет, идёт кровь, мы его утешаем, показываем на угол, о который он стукнулся, и говорим: «Опасно!» Так слово «опасно» связывается с негативными последствиями и неприятной ситуацией. И когда появится реально опасная ситуация, слово «опасно» будет работать.

Допустим, малыш бежит в сторону проезжей части, но до неё ещё далеко. Можно сказать предварительно отработанные: «Стоп, опасно», и добавить: «На дорогу запрещено». Но если до машин осталось несколько метров, то мы останавливаем ребёнка физически.

Не стоит кричать, когда ситуация ещё не произошла: «Не беги на дорогу, это опасно!» Малыш смеётся и бежит дальше в сторону дороги. Со стороны родителя это выглядит ужасно — он в панике пытается остановить ребёнка. А вот с детской стороны ситуация выглядит иначе: «Я бегу, мама бежит за мной и что-то кричит, это весело».

Важно быть последовательными — если что-то запрещено, то запрещено всегда. Когда ребёнок снова и снова радостно нарушает запрет, то так убеждается в нашей надёжности. Если мы постоянны в своих требованиях, формируется доверие: на родителя можно положиться. А когда то разрешаем, то взрываемся криком — малышу непонятно, что вызывает каждую из разных реакций. Как это узнать? Конечно, проверить ещё сорок раз.

Обеспечьте ребёнка постоянством требований, выражайте их позитивными словами, и вы почувствуете его благодарность. Ведь он сможет увериться в том, что защищён от опасностей вашими требованиями и заботой.

Материал подготовлен по ответам экспертов онлайн-курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет» — психолога Елены Снарской и Монтессори-педагога Анны Федосовой

Фото Оксаны Павлищак

Мини-курс «Ем сам»

Учим ребёнка есть ложкой и вилкой за неделю — без уговоров, мультиков и каши на стенах

Узнать подробнее
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Залина

Мне очень нравится учиться из ваших статей,мне 40 лет,у меня четверо детей,самому младшему 9 месяцев,но я только сейчас что-то начала понимать.Раньше было чувство ,что делаю что-то не так,а вот,что не понимала

23 Апреля 2021 Ответить

Редакция

Залина, рады слышать!)

25 Апреля 2021 Ответить
×
Поделиться