20 фраз Монтессори-педагогов для бережного общения с детьми

20 фраз Монтессори-педагогов для бережного общения с детьми

В статье рассмотрим примеры фраз, которые помогают Монтессори-педагогам выстроить доверительные отношения с детьми. Общий принцип такой: мы всегда общаемся уважительно и вежливо, учитывая потребности малыша. А также делимся с ним правилами и культурой, принятыми в нашем обществе.

Примеры фраз

При общении всегда учитываем возраст ребёнка: чем он младше, тем короче фразы и проще слова. Например, двухлетка поймёт: «Ты сам или тебе помочь?», но ему будет сложно воспринять: «Ты сам добавишь в салат заправку и перемешаешь или это лучше сделать мне?»

Ниже самые эффективные фразы для общения с маленькими детьми.

  • «Пожалуйста, передай мне соль»
  • «Спасибо, что помог накрыть на стол»
  • «Приятного аппетита»

И другие вежливые фразы, которые демонстрируют модель эффективной коммуникации в разных жизненных ситуациях. Такие слова можно часто услышать во время общения за столом и в других бытовых ситуациях. Взрослые так общаются друг с другом и с детьми, и это становится естественной нормой. Ведь нам действительно приятно быть в обществе друг друга.

  • «Помоги мне, пожалуйста, подвинуть стул»

Мы знаем, что малышам нравится быть включённым в осмысленную деятельность, им приятно помогать взрослым и получать такой опыт взаимодействия.

  • «Тебе нужна помощь или ты сам уберёшь игрушки?»
  • «Ты хочешь надеть серую футболку или зелёную?»

Когда мы можем предоставить детям выбор, мы его предоставляем. Так они учатся принимать решения и лучше осознавать свои желания. А ещё — охотнее вовлекаются в предложенную деятельность: когда не хотят ложиться спать, убирать игрушки или одеваться на прогулку. Также ребёнку нужно знать, что вы рядом, но верите в него и если будет не получаться, то он сможет к вам обратиться.

  • «У меня есть для тебя занятие, хочешь покажу?»
  • «Пойдём, у меня есть для тебя кое-что интересное»

В подготовленной среде дети могут выбрать любое занятие. Но мы можем поддержать, если видим нерешительность: малыш не может приступить к занятию или не знает, что выбрать. Есть вероятность, что он намерен просто посмотреть на занятия окружающих. В этом случае лучше предоставить ему эту возможность.

  • «Извини, пожалуйста, можно взять(передвинуть) твою вещь?»
  • «Давай вместе?»

Мы спрашиваем, прежде чем воспользоваться вещью ребёнка или присоединиться к его занятию. Важно, чтобы он видел, что правило относительно вещей работает одинаково для всех. Прежде чем взять чью-то вещь, необходимо спросить разрешение. Так мы передаём приемлемую и эффективную форму общения, выступая моделью для подражания. То же самое и с вмешательством: совместные дела — это здорово, но только если у ребёнка есть желание. Этот принцип работает одинаково как в Монтессори-группе, так и дома.

  • «Мне неприятно, когда меня толкают (бьют, кусают)»
  • «Я не разрешаю себя толкать»
  • «Мы не толкаемся, ты можешь сказать словами, чтобы я не трогала твои вещи»

Ребёнку нужно слышать такие слова от взрослых, чтобы выстраивать свои границы и уважать чужие. Мы не говорим просто «нельзя толкаться», потому что он будет проверять можно или нет. Но доносим принятые нормы поведения, чтобы он научился эффективно общаться и доносить свои желания другим людям в приемлемой форме.

  • «Я вижу что, ты расстроен (злишься, грустишь)»
  • «Я понимаю, что тебе грустно»
  • «Хочешь рассказать, что произошло?»

Мы признаём право на эмоции любого человека и возможность их выражать. Но они никого не должны задевать и не давать повода получать выгоду от проявления негативных эмоций. Поэтому, если он падает на пол и плачет, мы не предлагаем поесть или взять на руки. Мы показываем, что мы рядом, можем выслушать и поддержать.

  • «Ничего не понятно. Если тебе нужна помощь, ты можешь об этом сказать»
  • «Ты можешь попросить, чтобы я помогла тебе надеть ботинок»

Мы так говорим в Монтессори, когда ребёнок вместо просьбы кричит или показывает на какой-то предмет. Даже если понимаем, всё равно учим его формулировать свои мысли и желания словами. Ведь действительно не всегда понятно, если просто показать или выразиться междометиями. Так мы говорим и когда малыш злится или расстраивается, если что-то не получается.

Благодаря такому подходу дети учатся осознавать свои чувства и говорить о них. А взрослые показывают, что они рядом, но не будут пытаться понимать с полуслова.

  • «Сегодня холодно, идёт дождь. Как думаешь, какая одежда подойдёт для прогулки? Давай посмотрим в окно, во что одеты люди?»
  • «Сегодня у бабушки день рождения, это праздник. Давай наденем что-то праздничное? Какое платье тебе нравится это или это?»

Эти фразы можно использовать для общения с детьми ближе к 2,5 годам. Полезно создавать условия, в которых ребёнок заметит логическую связь между событиями. Например, между погодными условия или события из жизни семьи и тем как, мы одеваемся. Это поможет ему впитать культуру и традиции общества, в котором он живёт.

Валерия Балабанова — психолог и Монтессори-педагог АМИ в Монтессори центре «Отрада», эксперт курса «Как формируется детская самооценка»

Фото Ольги Горевой

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Квиз о бережном воспитании

В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза

Пройти квиз
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться