«Ребёнок не играет дольше пары минут»: что мешает развитию концентрации внимания

«Ребёнок не играет дольше пары минут»: что мешает развитию концентрации внимания

Как научить ребёнка сосредотачиваться на чём-то одном? Что делать, если совсем нет усидчивости, и он постоянно переключается на разные дела? Есть мнение, что достаточно найти пару занятий на развитие концентрации, и проблема будет решена. Но есть более эффективный вариант — выявить и устранить факторы, которые мешают детям сосредоточиться. В статье разберём самые распространённые.

Вмешательство родителя

На родителей оказывается сильнейшее давление по поводу «качественно-насыщенного» времени со своими детьми. Взрослые чувствуют, что должны активно развлекать их каждую минуту, когда находятся вместе. Конечно, игры и общение — это важная часть укрепления детско-родительских отношений. Но для детей также важна возможность самостоятельной игры.

Лучший способ научиться концентрировать внимание — это практиковать самостоятельные занятия. А лучший способ практики – не прерывать детскую сосредоточенность словами и действиями.

Когда малыш увлечён каким-то предметом (будь то игрушка, фотография, крышка от кастрюли, жук), удержитесь от желания присоединиться или помочь. Неважно, видите ли вы ошибку или хотите поцеловать и похвалить.

Именно самостоятельная непрерывная деятельность — ключ к развитию концентрации внимания. Когда вы будете нужны, вам непременно дадут знать. А пока этого не произошло, ничего не говорите и не делайте. Дайте эту возможность по максимуму направить своё внимание на процесс.

Ребёнок сконцентрирован на разглядывании ног Может показаться, что девочка не занята ничем важным — подумаешь, разглядывает ноги. Но именно в этот момент происходит внутренняя работа по развитию навыка концентрации внимания

Не прерывайте детскую деятельность без необходимости, не отвлекайте разговорами. И тогда периоды максимального сосредоточения будут постепенно удлиняться.

Как научить ребёнка играть самостоятельно, чтобы ему не было скучно, а у родителей появилось больше свободы — разбираем в мини-курсе «Играю сам»

Важно помнить, что малышу нужно время, чтобы выйти из состояния концентрации. Если вам срочно пора куда-то, дождитесь, пока он обратит на вас внимание. Скажите, что вам жаль, но пора собираться. Возможны капризы, даже если вы будете максимально деликатны — у детей весь смысл жизни сосредоточен в мгновении.

Направленное внимание ребёнка Подойдите ближе и опуститесь на уровень малыша. Дождитесь, пока он обратит на вас внимание, и скажите: «Пора спать. Пойдём, я почитаю тебе книжку»

Гиперстимуляция чувств

Дети воспринимают окружающий мир целиком: со всеми деталями, запахами и звуками. И чем больше вокруг стимулов, тем сложнее им выделить один и сосредоточиться на нём.

Попробуйте посмотреть на комнату детскими глазами и устранить излишние стимулы:

  • пёстрый интерьер;
  • фоновый шум;
  • экраны;
  • многофункциональные, жужжащие и сверкающие игрушки;
  • завалы игрушек.

Пёстрый интерьер. Избыток ярких цветов в окружении приводит к чрезмерной стимуляции активности и потере внимания. Одноцветный коврик, деревянные полки и однотонные обои подходят для детской намного лучше и совсем не мешают концентрации.

Фоновый шум. Для детей песня по радио или работающий телевизор на фоне — это полноценные источники стимулов. Постарайтесь ограничить их, и слушать музыку отдельно от других занятий, чтобы дать возможность полностью сосредоточиться на мелодии.

Экраны. Ребёнок с планшетом хоть и выглядит очень сосредоточенным, но настоящее сосредоточение приходит только через собственную деятельность. Смена картинок и быстрые движения на экране мозг воспринимает пассивно, это больше похоже на гипноз. Ограничение «экранного» времени, особенно в раннем детстве — обязательный элемент развития концентрации внимания.

Говорящие и сверкающие игрушки. Если в ответ на действие малыша игрушка светится разными цветами или издаёт звуки, это мешает концентрации на самом действии. Детям важно видеть причину и следствие, а с игрушками на батарейках связь не всегда очевидна. В этом плане обычная кастрюля и деревянная ложка работают лучше. Или сортер, в котором видно, как подходящая фигурка падает в отверстие.

Многофункциональные игрушки. Например, бизиборды сочетают слишком много разнородных элементов, причём разной сложности. В возрасте до трёх лет дети ещё не готовы к шнуровке или работе со счётами, но при этом кнопки, вертушки и крутилки – это уже слишком легко. Если цель — открывание и закрывание замков, то липучки, кнопки и бусинки лишние. Кроме того, после открытия защёлки должна открыться дверца. А для развития навыка расстёгивания и застёгивания молний, пуговиц лучше использовать настоящую одежду.

Завалы игрушек. Даже взрослому сложно сосредоточиться в хаосе, а что говорить о маленьком человеке. Когда игрушки свалены в одну большую корзину или нагромождены на полках, он достаёт и бросает одну за одной, теряет интерес, расстраивается и плачет. Когда игрушек немного, не приходится рыться в закрытых корзинах и просить маму найти нужную. Ребёнок чувствует желание чем-то заняться, видит подходящую игрушку, сам её берёт и с удовольствием занимается.

Сосредоточенный ребёнок Небольшая полка с несколькими игрушками удержит внимание намного дольше, чем комната, где все шкафы ими завалены. Достаточно 4–5 игрушек на открытой полочке удобной высоты

Нет занятий по интересам

Взрослые могут убедить себя в необходимости заняться каким-то делом и даже сконцентрироваться на нём, пусть и без удовольствия. В раннем детстве мотивация к действиям возникает только благодаря интересу. А интересами управляют потребности развития, и у каждого ребёнка они свои в каждый момент времени.

Когда у детей есть потребность, но нет занятия, чтобы её реализовать, они впадают в апатию или злятся. И тогда мы слышим от родителей: «Моего ребёнка невозможно ничем заинтересовать». Но такого не может быть — даже младенцы способны надолго сосредоточиться, если игрушки отвечают их потребностям развития.

Наблюдения помогают понять потребности детей в каждый момент времени. А где потребность, там интерес и сосредоточенность.

Наблюдайте за малышом: какие действия он повторяет снова и снова, на что обращает внимание, к чему тянется. Подбирает с пола мусор? Предложите мозаику. Перекладывает корм кота в миску с водой? Предложите занятия на сортировку. Строит что-то из овощей? Наверняка его заинтересуют кубики.

Мама предлагает ребёнку занятие для развития концентрации внимания Интересуется маминой косметичкой, предложите похожую сумочку с занимательными вещицами

Концентрация — это не только занятость, но и фокус внимания. В него одновременно вовлечены руки, интеллект и органы чувств. Предлагайте занятия, которые требуют целенаправленного движения рук: кубики, сортеры, пирамидки, конструкторы, разные творческие занятия.

Не существует универсального занятия на развитие концентрации внимания у детей: что заинтересует одного, совершенно не впечатлит другого. Вот несколько упражнений от психолога и Монтессори-педагога Наталии Гончаровой. Возможно, какое-то заинтересует вашего непоседу. Если же он не проявит интерес, уберите и предложите опять через пару недель время.

  • Сенсорные коробочки. Наполните таз или достаточно большую коробку натуральными материалами (песком, листьями, шишками и желудями). Можно использовать небольшие фигурки и создавать коробочки по темам: ферма, лес или пустыня.
  • Работа с мелкими предметами. Работа с мелкими предметами развивает внимание и успокаивает даже самых активных детей, хотя в процессе они могут отвлекаться и разбрасывать вещи. Занятие на концентрацию должно иметь чёткую последовательность движений и видимый результат. Так двухлетки с удовольствием делают различные сортировки, а дошкольники собирают простые мозаики или лего по образцу.
  • Переливания. Самое простое упражнение на концентрацию — дать большой таз и разные сосуды для переливаний. Понадобятся также половники, воронки, губки для выжимания, мячики для вылавливания из воды ложкой, половником, ситом.
  • Мытьё рук. Это именно упражнение, а не мытьё рук после улицы или перед обедом. Поставьте таз с водой, предложите малышу принести воду и покажите, как тщательно мыть руки, намыливая каждый палец, а после аккуратно смывая водой. Затем необходимо вылить грязную воду и помыть таз. Многие дети просят повторить процедуру несколько раз. В конце можно намазать руки кремом, массируя каждый пальчик.
  • Мытьё овощей, фруктов или посуды. Для упражнения понадобятся два таза с чистой водой: в одном ребёнок тщательно моет щёткой овощи, фрукты или посуду. Потом ополаскивает предметы во втором тазу с чистой водой и вытирает салфеткой или полотенцем. Таз после использования также можно помыть.
  • Протирание листьев цветов. Это занятие имеет дополнительное преимущество: нужно обходиться с листьями растения очень аккуратно, чтобы они не сломались. Следует объяснить, что это непросто, но вы верите, что у него получится. Дайте миску с водой и ватные диски, которые нужно окунать в воду, затем аккуратно протирая ими листья. Выбирайте растения с большими плотными листьями.
  • Готовка пищи. Все дети любят видеть результат своей работы, а приготовление пищи всегда имеет видимый результат. Важно заранее продумать упражнения, чтобы в процессе не потерялся детский интерес к процессу. Они с удовольствием выполняют простые задания с чёткой последовательностью действий и видимым результатом. Замешивание теста очень успокаивает, однако все продукты должны уже быть на столе в нужных пропорциях. Тогда даже трёхлетке будет легко смешать их и сделать тесто. Хорошее упражнение на развитие внимания — чистка варёных яиц. На столе также должна быть ёмкость для скорлупы и другая – для готовых яиц. Не бойтесь поручить малышу порезать банан или другой мягкий фрукт.
  • Рисование. Дайте большой лист ватмана или картона, краски или карандаши. Выбирайте такое место для рисования, чтобы после работы можно было легко очистить испачканную мебель или пол. Предлагайте не определённые цели рисования (нарисовать солнышко или собачку), а разные техники: рисуйте разными видами красок, штампиками, на камнях, шишках или листьях.
  • Лепка — ещё одно приятное и успокаивающее занятие, которое надолго увлекает детей. Можно использовать пластилин, солёное тесто или воск. Тесто экологичное и натуральное, так что даже самые маленькие могут лепить из него и принимать участие в замешивании. Предложите отрывать кусочки, делать шарики и «колбаски». Можно украшать поделки природными материалами, бусинами, стразами.
  • Чистка обуви или металла. Эти упражнения за счёт однообразности движений и видимого результата очень хорошо подходят для непоседливых трёхлеток. Для чистки обуви вам понадобится пара обуви, крем (для обуви или обычный детский крем) и губка или тряпочка для чистки. Предлагайте наносить крем на обувь и чистить её. Для чистки металла возьмите небольшой предмет из латуни, средство для чистки металла (или зубную пасту), шарики ваты или марлю, тряпку для полировки. Предложите почистить ватой, а после отполировать предмет тряпкой. Так он станет красивым и блестящим, а ребёнок захочет вернуться к упражнению снова.

Примеры занятий на полировку от нашего эксперта — нейрофизиолога и Монтессори-педагога Марины Белых

Если кратко

Лучшее, что мы можем сделать для развития концентрации внимания у ребёнка:

  1. Убрать отвлекающие факторы: фоновый шум, пёстрые элементы среды; многофункциональные, пищащие и слишком яркие игрушки.
  2. Оставить ограниченное количество игрушек по интересам в свободном доступе. Привлекать к участию в домашних делах.
  3. Не прерывать малыша, когда он чем-то увлечён.

Статья подготовлена по материалам марафона «Самостоятельный и счастливый»
Фото Ольги Горевой

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться