• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Как преодолеть трудности с засыпанием после прекращения гв

В статье рассмотрим две разных ситуации о трудностях засыпания ребёнка после прекращения грудного вскармливания. На вопросы мама отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.
Как преодолеть трудности с засыпанием после прекращения гв

Ситуация 1. Трудности с засыпанием после экстренного прекращения гв

«Прошу помощи. Дочке 1 год и 10 месяцев. Недавно, по болезни, экстренно отлучили от груди. Сейчас острая проблема со сном, особенно с дневным. Ребёнок плачет, капризничает, как только мы идём в спальню. Я с ней рядом, не ухожу. Но она постоянно уходит от меня на пол, начинает придумывать занятия, только бы не спать. Стоит её забрать к себе — крик и слёзы. Не даёт себя даже трогать. Укладываемся часа по три. Ребёнок очень хочет спать, будит себя намеренно. Сейчас берём книгу с собой, читаем. По итогу: она её забирает себе, сидит листает, потом начинает подкидывать, играет. Укачивания не любит. За 3 недели после завершения гв мы уже 4 дня не спали в обед совсем.»

Есть две причины трудностей с укладыванием. Первая — из-за экстренного отлучения от груди вы не освоили в полной мере другие способы дать малышке то, что она получала с сосанием. Вторая причина избегать засыпания — страх разлуки. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Как показать любовь и заботу без грудного вскармливания

Грудное вскармливание много больше, чем питание. Это младенческий способ установления контакта с мамой, общение, сенсорное удовольствие, переживание ощущения защищённости, принятие любви и заботы, гармонизирующая медитация.

Нужда во всём, что давало грудное вскармливание не уменьшается, а растёт вместе с ребёнком.

Мягкое отлучение основано на том, что вы привносите в ваши отношения и быт новые способы контакта, выражения любви и заботы. Сделать это после того, как ребёнок испытал стресс от резкого прекращения грудного вскармливания, несколько сложнее.

Ваша задача не только успокоить ребёнка, как при чтении перед сном, но именно транслировать дочери, что вы в прежней мере, но новым способом её заботливый и любящий взрослый. Для этого хорошо подходят объятия, поглаживания, элементы массажа, подвижные контактные игры, возня и баловство. Понятно, что непосредственно перед сном затевать бой на подушках не стоит, это слишком возбуждающее занятие. А вот незадолго до сна, так, чтобы успеть сменить активное состояние настроем отдохнуть — очень даже можно.

По мере развития речи всё больше в жизни ребёнка начинает занимать вербальный способ показать, что вы рядом и замечаете дочь. Если раньше таким сигналом было бы взять на руки, то сейчас вы говорите с ней о том, что она делает, и это даёт понимание, что вы рядом.

Если вы начинаете играть только перед сном, кто же захочет спать, надо растянуть удовольствие. Значит, нужно внимательно присмотреться к тому, как организовать время бодрствования. Там должно найтись место для совместных занятий. Часть из них составит ваше участие в её играх, а часть — её участие в ваших домашних делах. Не обязательно и даже не желательно, чтобы вы непрестанно были вместе, у тоддлера полно дел, которыми он может заниматься самостоятельно. Но значительную часть времени он ещё всё-таки существует в лучах родительского внимания, прямого или косвенного.

Как помочь ребёнку справиться со страхом разлуки

Психологически сон воспринимается похожим образом на то, как если бы вы уходили. Быть без мамы — тяжело в неполные два года. А если при этом есть повод для беспокойства, то страх разлуки становится просто невыносимым.

В вашем случае резко и не по инициативе ребёнка из его жизни пропала такая важная её часть, как грудное вскармливание. Если грудь могла куда-то деться, может, и мама способна пропасть? Лучше не спускать с неё глаз на всякий случай. Нужно ваше терпение, чтобы убедить малышку в вашей надёжности.

Акцентируйте её внимание на том, что вы рядом, обсуждайте и предупреждайте, если уходите, не исчезайте «по-английски». Если не понятно, когда вы уходите, придётся бояться всё время, если понятно — только тогда, когда вы сообщили об уходе.

В преддверии и ухода, и сна обсуждайте с девочкой то, как вы вернётесь или как она проснётся. Стройте планы того, чем займётесь, когда разлука (перерыв на сон) завершатся, подчёркивайте временность расставания. Рассказывайте о том, что вы делали, когда ушли (выпали из поля внимания, пока дочь спала).

Может помочь какой-то объект замещения. Например, предмет, как-то связанный с вами, или мягкая игрушка, которую можно взять с собой в постель. Попробуйте максимально развести совместные игры и укладывание. Поиграйте до укладывания, а после только будьте рядом и мягко, но неумолимо возвращайте ребёнка в постель.

Если вы не поддаётесь на провокацию вовлечь вас в игру в самом широком смысле этого слова, то засыпание не займёт трёх часов. Да, первые разы, пока ребёнок будет пробовать, насколько отчётливые вы поставили рамки, укладывание будет долгим, но после дела пойдут быстрее.

Отнеситесь с пониманием к тому, что дочь всё ещё сильно зависит от вас. Дайте понятным ей образом почувствовать вашу любовь и надёжность, и скоро она двинется дальше в своей независимости и самостоятельности, придёт сложный для родителей период «я сам». Придётся быть терпеливыми уже не к тому, что дочь слишком тянется к вам, а к тому, что она чрезмерно рвётся из-под вашего руководства. И в том, и в другом случае ей просто нужно понять меняющуюся себя, что она уже может, а чего — ещё нет.

Изобретайте уверения в том, что вы не покинете дочь совсем, что все разлуки временны, и засыпание со временем наладится.

Ситуация 2. Ребёнок не засыпает без груди после мягкого отлучения

«Нашей дочке 2 года 3 месяца. Грудное кормление прекратили четыре дня назад из-за моей проблемы со здоровьем. Перед тем, как отказаться от «тити», я готовилась: перед засыпанием – обнимашки, поглаживания, соблюдала все советы, которые читала в вашей группе. Но всё это просто не работает в нашем случае: её штормит, глаза спят, но ни в какую не ложится и весь день топорщит глаза. В ночь засыпает около полуночи, когда падает с ног. Монтессори говорит, что за ребёнком надо наблюдать и следовать, никакого насилия… Вот как быть? Поделитесь опытом? Спасибо.»

Вы описываете ситуацию: ребёнок два года и 3 месяца был на грудном вскармливании. Как это чаще всего случается, ел перед сном, никак иначе, кроме как после еды, засыпать не учился и потому не умеет. Вы позаботились о том, чтобы, говоря языком Ньюфелда, насытить ребёнка привязанностью, показали примеры новых привычек и ритуалов засыпания. Прошло уже четыре дня, а дочка ещё не научилась засыпать новым способом.

Не так легко поменять привычки, которых вы придерживались всю свою предшествующую жизнь. Взрослые могут медлить с этим и дольше четырёх лет, честно говоря, а вы ребёнку 4 дня выделили. Это хорошо, что вы сами уже настроились на новый лад, позвольте и ребёнку войти в новый ритм в его темпе. И за взрослого, и за ребёнка научиться чему бы то ни было нельзя. Новую привычку каждый может нажить только сам. Дети – великие труженики, и, если им не мешать добиваться результата самим, они осваивают новые привычки, пусть иногда и не так быстро, как хотелось бы взрослому.

Вы можете только помочь, создать благоприятные условия для самостоятельного засыпания, но не навязать сон. Подготовьтесь ко сну: задолго до сна некоторое время дайте на активные игры в спортивном уголке, если у вас он есть; возню с подушками, подвижные игры. Весёлая возня, во-первых, поможет накопить усталость, требующую сна, во-вторых, сближает ребёнка с родителями. Затем вовремя перейдите к более спокойным играм, прослушиванию музыки, купанию, чтению.

После этого вы проводите собственно ритуалы отхода ко сну и позволяете ребёнку научиться засыпать. Вполне возможно, на это уйдёт какое-то время. Если ребёнок при этом будет находиться в атмосфере покоя (после того, как прозвонил наш снобудильник, мы отдыхаем в кровати, закрываем глаза, я побуду рядом, пока ты засыпаешь, и буду проверять время от времени, сладко ли тебе спится), а не нервозности (сколько можно не спать, это вредно, засыпай скорее, я ухожу).

Обратите внимание на потребление сладкого (и сдобного). Иногда у детей бывают проблемы со сном из-за чувствительности к сахару. Подсчитайте, как много сахара употребляет ребёнок в обычный день, попробуйте устроить разгрузочный день и посмотрите, как это скажется на сне.

Наблюдать – значит стремиться распознать потребности ребёнка и понять его особенности, использовать свои наблюдения и дать ребёнку приемлемый вариант удовлетворения его нужд.

Свобода ребёнка самому научиться засыпать не означает, что он будет делать, что вздумается, пока не объявит сам, что идёт спать. Это значит, что у малыша есть определённый распорядок дня, которому вы помогаете следовать, но и который вы выстраиваете с учётом потребностей и особенностей ребёнка, а сам малыш волен заснуть сразу или позже того, как после соблюдения всех процедур отправился отдыхать.
 


 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *