Покупая курс «Развитие и воспитание ребёнка от 1 до 3 лет», я преследовала цель улучшить имеющуюся среду для своего сына Димы, на тот момент ему было 2 года 2 месяца. Но курс оказался для меня намного глубже, чем пошаговое руководство. До него я много читала и слушала семинары по методу Монтессори, но в голове не было единой картины — казалось, я что-то упускаю. Например, во многих книгах написано: «Наблюдайте за ребёнком и анализируйте», но как часто нужно наблюдать и как интерпретировать свои наблюдения — не очень понятно. Или, какие игрушки выбрать и организовать упражнения практической жизни с адаптацией на домашние условия? На все эти вопросы я нашла исчерпывающие ответы в курсе.

Прохождение курса дало мне понять, что я двигаюсь в правильном направлении, голова заработала совершенно иначе. Раньше казалось, что я недостаточно часто обновляю игрушки и мало придумываю занятий с ребёнком. Сейчас у нас создано гармоничное пространство, где ребёнок может сам выбрать любое занятие по его настроению и потребностям, и это очень здорово.

Зона игр, творчества и движений

Раньше я уделяла огромное внимание игрушкам, балкон был полностью забит ящиками с игрушками. После курса я поняла, что роль игрушек в жизни ребёнка очень преувеличена — они нужны, но не в таком количестве. Сейчас я покупаю игрушки и материалы, только после наблюдения за Димой и только то, что может заинтересовать его именно сейчас.

Комната ребёнка Так стало выглядеть наше пространство после прохождения курса. В нём есть всё необходимое для игр и творчества сына

Любимые игрушки сына Несколько любимых игрушек

Наш детский спортивный комплекс width= Спорткомплекс для развития движений дома

Уголок для чтения на диване Уголок для чтения. Дима может сам взять понравившуюся книгу и удобно разместиться на диване

Упражнения практической жизни

Модуль курса об организации зоны практической жизни стал самым ценным для меня. Много информации я получила из уроков курса, а на уточняющие вопросы ответила эксперт Анастасия Кузнецова. Вот некоторые из них:

  • Стоит ли дома организовывать ручную стирку в тазике? Ручная стирка в тазике — отличное упражнение! Не только на моторику, внимание, память и развитие самостоятельности. Многим детям это занятие помогает успокоиться, снять напряжение, получить удовлетворение. Так что да, конечно. Продумайте, как будет меняться вода: куда выливаться и откуда наполняться.
  • Как организовать мытьё пола с водой? С мытьём пола нужно быть аккуратным — можно начать с того, что у ребёнка будет своя швабра, которой он будет вытирать лужи. Отжимать тряпку в ведре может быть сложновато пока. Если только найдёте маленькое ведёрко со шваброй, которая отжимается движением ручки вверх-вниз. Можно попробовать налить намного воды в небольшой лоток, чтобы можно было окунуть туда швабру и затем мыть пол не отжимая.
  • С какого возраста стоит приучать к сортировке мусора? Начинать можно рано, просто брать что-то очень простое и наглядное. Шкурки от банана бросать в один контейнер, упаковку из-под йогурта — в другой, бумагу — в третий.


Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Мы с мужем активно привлекаем сына к домашним делам — начиная от замены лампочек с папой до приготовления борща с мамой. Также Дима может выбрать самостоятельное занятие, для которого не требуется наша помощь.

Ребёнок гладит Ещё во время обучения на курсе у нас появилась гладильная доска, утюг, сушилка и стирка. Сын уже научился стирать и гладить. Сейчас гладить ему нравится больше, чем развешивать бельё

Ребёнок моет окно Всё необходимое для мытья окон и зеркал помещается в одной корзинке и стоит в свободном доступе 

Больше всего Дима любит кулинарию и всё, что с ней связано — готовить всей семье чай или смешивать ингредиенты для приготовления различных блюд. Сын отлично освоил работу с ножом, и теперь я могу доверить ему острый нож с закруглённым кончиком. Он обожает нарезать фрукты разными инструментами: например, грушу нарезает фигурным ножом, а банан — яйцерезкой.

Если что-то идёт не по плану, то корректируем. Например, сын вместо того чтобы добавить муку в пирог, очень хочет подуть на неё и изучить свойства. Мы позволяем это сделать, только перемещаем его эксперименты в ванную.

Я уже не переживаю, что участие ребёнка в домашних делах всё замедляет. Эти переживания оправданы в начале освоения навыка. Не всегда всё идёт идеально и гладко, нужно быть готовым к разбитым тарелкам, кружкам, небольшим ожогам к беспорядку. Но потом всё налаживается. Так, в 1,5 года приготовление блинчиков у нас с Димой занимало от получаса до часа, а в 2,5 года — минут десять.

Во время обучения я полностью переделала зону на кухне.

Размещение посуды ребёнка в кухонном шкафу Сначала посуда и приборы ребёнка стояли в закрытом шкафу, на курсе мы организовали для них открытые полки. Верхняя полка отведена под рабочую зону с доской и диспенсер с водой, на средней стоит поднос с перекусом, посуда и упражнение, на нижней — поднос с набором для мытья стёкол и уборки со стола, поднос для грязной посуды

Ребёнок готовит себе перекус C появлением стеллажа Дима начал чаще готовить перекусы и наливать всем воду

Обеденная зона сына Сын ест с нами за общим столом, у него есть свой высокий стул, кувшин с водой и стаканчик

Уход за собой

До курса мы с сыном практиковали самостоятельное одевание около трёх месяцев, и уже были маленькие победы — он сам снимал и надевал трусики, снимал одежду, когда хотел поскорее залезть в ванну. А в остальных случаях инициативу пока не проявлял, просил помощи.

Эксперт курса Анна Федосова меня успокоила и дала совет: «Если по тому, что ребёнок уже делает (надевает трусы, снимает одежду), вы видите, что сложностей с использованием гардероба нет, то прекрасно — среда работает. Дайте срок, освоит и всё остальное. Помогайте, если просит помощи, но будьте по возможности неинициативны в этой помощи».

Зона одевания в комнате В зоне одевания в детской поставили корзину для грязного белья, убрали колготки из гардероба, и повесили зеркало

Зона для ухода за собой В гардеробе на средней полочке, шкатулка с зеркалом, расчёской, ушными палочками и кремом

Зона одевания в прихожей В прихожую поставили стул, и сыну стало удобнее собираться на прогулку

Сначала горшок стоял у кровати, а в туалете были накладка на унитаз и подножка. Сын ходил и туда, и туда. С точки зрения зонирования это не очень правильно, но мы основывались на интересах ребёнка — Дима просыпался ночью и ходил в туалет без посторонней помощи. Был опыт установки горшка в туалете, но он там не прижился, очень мало места.

Анна Федосова посоветовала: «Если у вас уже сложился определённый алгоритм, то, конечно, лучше сейчас не менять его. Но я бы доработала алгоритм так, что горшок выставлялся бы именно для использования ночью, и убирался на день. То, что сгодится ночью, не слишком красиво выглядит днём. Тем более, что ребёнок успешно осваивает унитаз с накладкой».

Ванная и туалет Мы убрали горшок с детской и установили в туалете писсуар. И это просто восторг — много места не занимает, сын охотно пользуется. Всем комфортно и удобно

Доступ ребёнка к раковине Доступ к воде в раковине и ванной у Димы уже был. Мы только повесили пониже крючки у раковины и уменьшили количество игрушек в ящике

Во время обучения на курсе мы с мужем пересмотрели наше общение с сыном и многое поменяли в себе. Я вижу, как ребёнок меняется, как взрослеет с каждым приобретённым навыком, как развивается не только ловкость рук, но и интеллект с речью. С каждым днём сын становится увереннее в своей независимости.

Огромное спасибо экспертам и всей команде за поддержку, советы и помощь!

Наталья Сосновская, выпускница курса «Развитие и воспитание ребёнка от 1 до 3 лет»

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *