В январе мы гостили у бабушки Даниэля, моей мамы, в Новосибирске. И я нашла у неё ещё советские карточки садовода, которые не использовались много лет. С них и зародился явный интерес моего сына к садоводству. На карточках изображены овощи, а на некоторых и садоводы. Сыну карточки очень нравятся, он постоянно просит их рассматривать и рассказывать про растения перед сном, вместо книги.

Сын с карточками про растения Даже когда я просто выложила карточки, чтобы сделать фото для статьи, Даниэль ими сразу же увлёкся

Книга с рисунками о том как растут растения Ещё у нас есть японская книга про то, как растут разные растения. И мы с сыном при любой возможности вспоминаем и находим семена, когда гуляем или готовим. Например, в перце или в тыкве

В феврале, очередной раз рассматривая карточки, Даниэль спросил: «А мы тоже садоводы?» Я объяснила, что садоводы — это те, кто выращивает растения, и мы тоже можем что-нибудь посадить: «Что ты хочешь?» Ребёнок сразу сразу сказал «Тыкву!», а позже добавил ещё несколько овощей.

В нашем детском саду есть небольшой огород, и если мы вырастим рассаду, то её будет куда пересадить. У меня нет навыков садовода, но я была замотивирована интересом сына и радовалась, что могу дать ему этот опыт. Посадку запланировали на ближайшие выходные.

В идеале стоит заранее сходить в магазин вместе с ребёнком, но сын болел и не выходил гулять. Поэтому я спросила у него, что бы он хотел посадить и купила семена, которые Даниэль попросил: тыквы, огурцов, перца, редиса и гороха. Если у вас нет огорода для выросшей рассады, то можно посадить зелень, комнатные цветы или травку для кота.

Также я купила горшочки для рассады, землю, пульверизатор, маленькую лейку, набор лопаток и два значка для контроля полива — с сердечком и лейкой.

Сажаем овощи

Сначала выбираем место, на котором будет удобно и вам, и ребёнку — это может быть стол или пол. Потом застилаем поверхность клеёнкой или бумагой, чтобы защитить от просыпанной земли и раскладываем всё, что пригодится для посадки. Приглашаем ребёнка, предлагаем ему наполнить горшочки землёй, высаживаем семена, а по необходимости подсыпаем сверху земли. После этого поливаем посадки, составляем горшочки на подготовленное место и убираем за собой.

Вот как происходила посадка у нас.

Насыпаем землю в горшочки. Расставив все материалы на полу, я позвала сына «Пойдём сажать семена». Даниэль сразу же взял лопатку и начал насыпать землю, я лишь попросила сесть на подстилку, чтобы земля не сыпалась на пол.

Если ребёнок не умеет насыпать, то лучше сначала медленно показать ему и проговорить каждое действие: «Я беру горшочек, я беру лопатку. Лопаткой набираю землю и насыпаю в горшочек. Теперь попробуй ты». Чтобы ребёнок лучше усвоил то, что вы хотите объяснить, нужно сначала показывать, а потом проговаривать. Или наоборот, но главное не одновременно.

сын набирает землю Даниэль насыпал землю в восемь горшочков и немного устал, попросил меня засыпать оставшиеся горшочки

Чтобы поддержать сына, я отметила его старания: «Ты так много горшочков заполнил землёй! Давай посчитаем!» В последнее время Даниэль любит всё пересчитывать, но пока умеет только до четырёх или пяти, а дальше мы вместе — сын повторяет за мной.

Насыпаем в горшочки семена. Для семян я подготовила крышку от коробочки, но доставать мелкие семена оказалось неудобно. Поэтому я высыпала их себе на руку, а Даниэль брал уже оттуда. Работа с семенами — отличная практика моторики и пинцетного захвата.

засыпаем семена в горшочки Когда сажали семена, я рассказывала, что важно дать место корешкам, чтобы они выросли большие, и Даниэль разложил зёрнышки с разных сторон горшочка

Присыпаем семена землёй и поливаем. Даниэль любит поливать, а точнее, заливать растения водой. Поэтому я предложила леечку с тоненьким носиком и пульверизатор — так шансов залить горшочки до краёв было меньше. Кроме того, с двумя вариантами инструментов у ребёнка появляется возможность сделать выбор.

поливаем рассаду Разделили работу — я засыпаю семена землёй, а сын поливает

После полива мы ещё разок повторили, что посажено, и Даниэль гордо показывал папе, что у нас получилось.

После любого занятия у нас уборка. Я убрала пакет с землёй, а Даниэль принёс совок и веник. Пока сын делает не всё, но его участие в процессе и понимание алгоритма действий уже даёт свои плоды. Я это наблюдаю и сама, и знаю по рассказам бабушки и мужа: после окончания какой-то деятельности Даниэль без напоминаний убирает всё по местам. Поэтому я уверена, что настаивать не нужно, достаточно показать свою вовлечённость, и тогда сын с удовольствием присоединяется к уборке.

Бывает, что на моё предложение «Давай уберём на место», Даниэль может сказать «Не хочу!». Тогда говорю: «Хорошо. А мне хочется, чтобы было чисто, я хочу убирать». Это часто работает, и сын говорит: «И я хочу!». Тогда я прошу: «Здорово! Принеси, пожалуйста веник». Бывает, что сын может сначала походить, а потом приносит веник или тоже начинает убирать. Я благодарю: «Спасибо! Теперь так чисто стало, это приятно».

Есть момент, который я упустила — нужно было сделать отдельные картинки с тем, что мы посадили, а так пришлось отрывать от пакетика с семенами картинки овощей.

готовая рассада Поставили наши посадки на садовый стульчик, рядом положили всё необходимое для полива

Уход за посадками

На следующий день Даниэль уже спрашивал, когда вырастит. Я объяснила, что когда на улице станет тепло, тогда появятся росточки. А пока будем поливать и на солнышко ставить, чтобы согрелись и лучше росли, растениям солнышко очень нужно.

Больше всего сыну нравится менять значки после полива. Я ставлю лейку, когда пора поливать, а Даниэль ставит сердечко после того, как польёт.
ребёнок ухаживает за посадками Значок с лейкой означает, что пора поливать растения, а с сердечком — что сын полил рассаду

Пока ждали первые всходы, сделали с сыном указатели для посаженых растений.
сын клеит значки растений Я нарисовала картинки овощей и показала, как склеивать указатели, положив в середину зубочистку. После моей презентации Даниэль склеил указатели и воткнул их в горшочки

Наша рассада растёт не по дням, а по часам. Сын часто проводит там время — наблюдает за изменениями и повторяет названия овощей. Я обращаю его внимание на детали: какой формы ростки у разных растений; что у тыквы толстый стебель и вместе с ростком вышла на поверхность семечка, которую мы сажали; что перец растёт медленнее, чем горох. Даниэль быстро всё впитывает и потом уже рассказывает мне, как растёт тыква и перец — вижу, что ему это важно и интересно.
ребёнок следит за поливом

Текст и фото Ольги Горевой

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *