Главная Метод Монтессори Родителям о методе Как приучить ребёнка к порядку

Как приучить ребёнка к порядку

Вряд ли у кого-то из взрослых возникает вопрос, нужно ли учить ребёнка убирать за собой. Чистота и аккуратность — это то, к чему родители всегда стремятся, но не всегда достигают. Так что задача скорее в том, как приучить ребёнка к порядку. Советы специалистов, которые мы собрали ниже, в этом помогут. Шарлотта Крёгер, Монтессори-педагог из США, рассказывает о том, как приучить ребёнка к порядку, на примере одного успешного опыта. Трёхлетнему Джиму никогда не нравилось убирать за собой. Вместо требований, которые всегда вызывали у мальчика протест, гид предложила сотрудничество. Оказалось, ребёнок вполне способен принять обязанности по поддержанию чистоты. Советы психолога Юлии Гусевой дополняют рассказ педагога, обращая внимание на то, что стремление к заранее установленному порядку является естественным даже для маленьких детей.

Как приучить ребёнка к порядку

Я здесь, чтобы помочь

Кисть начинает стучать по банке с краской всё чаще и чаще — первый признак того, что скоро помещение наполнится пустой болтовнёй и шумом. «Когда же мы войдём в ритм?» — думает про себя педагог Монтессори.

Этот трёхлетний ребёнок любит рисовать на мольберте, закрашивая все углы кистью, с которой капает краска, попадающая на него и пачкающая всё вокруг. Но мальчику не нравится убираться. Гид тихонько восхищается упорством ребёнка, который снова выберет занятие, которое приносит ему большое удовольствие, при этом продолжая игнорировать уборку.

Встав с кресла, гид медленно, уверенной и полной достоинства походкой пересекает комнату и оказывается рядом с мальчиком у мольберта. Взгляд ребёнка становится диким, он готов к борьбе или бегству. Она останавливается и терпеливо ждёт, когда её безмятежная сосредоточенность успокоит взволнованного ребёнка. Опираясь на свой опыт общения с теми детьми, которые любят выполнять какое-то занятие, но не доводят его до конца, гид решает сменить тактику. В отличие от большинства детей, которые охотно отвечают ей и быстро принимают правила и обычаи, присущие свободе, закреплённой в данном окружении, она осознаёт, что в этом мальчике растёт сопротивление: он не будет делать то, что не хочет.

«Ты нарисовал картину, Джим! — говорит она с теплотой и восхищённым блеском в глазах. — Она полна приятного красного цвета и на ней изображена милая белая точка». Она описывает его творение, старательно избегая каких-либо признаков недовольства тем, что мальчик снова не выполнил последнюю часть упражнения — не убрал за собой. «Давай повесим её вместе!»

Отсоединив насквозь мокрое изображение от мольберта, она думает о том, чтобы не забыть упомянуть о Ротко (Марк Ротко — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. — Прим. пер.), когда на следующем родительском собрании будет говорить о страсти Джима к рисованию, и просит ребёнка взять картинку за другой уголок. Выбрав прищепку, она ловко прикрепляет свой конец к проволоке и, повернувшись к мальчику, замечает, что он пытается быстро сделать то же самое перевёрнутой прищепкой.

«Ой! — восклицает она. — Так это сделать трудно!» И тогда педагог берёт другую прищепку и медленно показывает, как её нужно правильно держать и за какие концы сжимать. Педагог спокойно и терпеливо ждёт, пока настойчивые усилия ребёнка не приведут его к победе над прищепкой.

Помощь с уборкой

«Я могу помочь тебе с уборкой, когда ты будешь готов», — предлагает она. Гид старается контролировать себя, прекрасно помня, как бурно Джим обычно сопротивляется, когда от него требуют, чтобы он сделал уборку — кричит, дерётся и пинается. Педагог предпочитает сосредоточиться на своём новом плане, специально не торопя мальчика с ответом, чтобы дать ему время обдумать предложение. «Я принесу губки, когда ты будешь готов».

Она присаживается рядом с ребёнком, достаточно близко для доверительного общения, но при этом сохраняя его личное пространство, и ожидает его решения. Её опыт подсказывает, что всё зависит от её способности донести до ребёнка своё желание помочь и вместе с ним изменить то, что вызывало стресс, и преобразовать это в радостное партнёрство. Она осознаёт важность этого момента в развитии его самостоятельности и надеется, что заманчивые перспективы взаимодействия станут мостом, который будет поддерживать его свободную волю, — ещё один шаг на пути к превращению в человека, который наслаждается каждой деталью работы, которую он выбирает.

Привлекая ребёнка к уборке, она спрашивает: «Мне принести ведро воды или ты справишься сам?» Во время уборки педагог предлагает различные варианты совместной деятельности: «Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу? Может, я помою верхнюю часть, а ты нижнюю? Теперь давай я покажу, как помыть голубую кисточку, а ты потом выберешь, какую кисточку помоешь ты».

Они продолжают отмывать мольберт и наводить порядок вокруг него. Когда уборка близится к завершению, педагог тихо, с заговорщическим видом говорит: «Мы с тобой отличная команда, Джим. Какой чистый и красивый теперь этот мольберт! И теперь следующий ребёнок может работать за ним!» «И это могу быть я! — восклицает Джим. — Я могу быть следующим ребёнком!»

Она внутренне улыбается тому факту, что он стал на шаг ближе к принятию всех обязанностей, связанных с его любимым занятием, а она стала на шаг ближе к тому, чтобы по-настоящему оценить Джима, несмотря ни на что. Её опыт подсказывает ей, что скоро он будет готов сделать уборку сам.

Оригинал: mariamontessori.com

Комментарий психолога Юлии Гусевой

Одна из особенностей среды Монтессори — это порядок. Поработав с пособием, ребёнок убирает его на место. Каждое пособие имеет своё постоянное место, поэтому найти его ребёнок может без труда даже с закрытыми глазами. Порядок имеет место не только в содержании деятельности, но и в последовательности: начинается занятие с дидактического круга, а заканчивается рефлексивным.

Монтессори-класс

Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине? Нужен ли ребёнку такой порядок? Что он ему даёт? 

Нередко в детский сад приходит трёх- или четырёхлетний ребёнок, который пока ещё не приучен к порядку. Он разбрасывает и теряет свои вещи, не убирает пособия на место, не складывает свои вещи в свой шкафчик. Просто домашняя среда была недостаточно упорядочена, и ребёнок не научился убирать вещи на свои места. Но в детском саду, где среда упорядочена, ребёнок достаточно быстро начинает вешать куртку на крючок, а не бросать на пол, убирать пособие на полку и т. д.

Вопрос о том, как приучить детей к порядку и чистоте, на самом деле имеет очень простой ответ. Дети интуитивно стремятся к предсказуемости. Это залог их безопасности, залог спокойствия и уверенности. Когда ребёнок знает, что за чем следует во времени, какое событие сменяет предыдущее, где он может взять конкретную вещь, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели тогда, когда не имеет определённости.

Среда Монтессори — это среда естественного, но при этом специально организованного порядка. Даже те дети, которых родители называют неорганизованными, в среде Монтессори достаточно быстро, легко и естественно приучаются к порядку. Отчасти потому, что наблюдают за другими детьми, отчасти потому, что чувствуют себя комфортно там, где всё всегда лежит на установленном месте. В этом случае становится ясно, как детей приучить к порядку дома — вначале его нужно создать. Там, где порядок не организован, где каждая вещь не имеет своего места, ребёнок не может придерживаться порядка, потому что не знает, как это сделать. Он кидает игрушки, если не знает, куда их нужно убирать, особенно в том случае, если каждый раз родители убирают игрушки в разные места. А там, где каждая вещь имеет собственное постоянное место, ребёнку достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.

Иллюстрации — Международный Монтессори-центр «Отрада», mariamontessori.com

Добавить в избранное Распечатать
  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлана

Спасибо, за описание такой не простой ситуации, как отказ ребенка убирать. Полезно для меня описание внутреннего состояния педагога. Очень поучительно.

29 Октября 2018 Ответить
Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Вероники

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы

Опыт родителей

Как мы запускаем воздушных змеев осенью и не простываем