Дети интуитивно стремятся к предсказуемости во всех делах — это залог их спокойствия и уверенности. Это касается и вещей. Когда ребёнок знает, где он может взять конкретную вещь и куда её убрать, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели в хаосе. Предлагаем рассмотреть все факторы, которые помогут создать у ребёнка это чувство предсказуемости, а заодно научиться убирать игрушки.

Показывайте пример

До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если мама, папа, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда убирают вещи на место, то малыш будет делать так же.

Бывает, что родители дожидаются дневного сна ребёнка и убирают разбросанные игрушки, пока он спит. Малыш просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда малыш начинает думать, что за ним должны убирать другие.

Лучше убирать игрушки на глазах ребёнка, сразу после его занятия. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — ребёнок всё увидит, впитает и последует примеру. Станьте моделью для подражания, особенно если малыш ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что уборка — это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность.

Установите правило убирать игрушки на место сразу после занятия

Там, где вещи не имеют своего места, ребёнок не сможет научиться убирать за собой. Если родители постоянно переставляют игрушки в разные места, то малыш будет их разбрасывать — ведь он не знает, куда их поставить. А там, где каждая вещь имеет постоянное место, ребёнку достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.

Определите место для каждой игрушки и сообщите это ребёнку перед занятием:

— Посмотри, пожалуйста, колышки мы ставим вот сюда. Они стоят у нас вот на этой полке. Если ты хочешь поиграть, ты можешь взять и сесть вот здесь, на коврик. А после игры ты уберёшь колышки вот сюда.

После того как ребёнок поиграл, напоминаем:

— Смотри, колышки нужно поставить сюда.

Ребёнок убирает игрушки на место Если каждый раз ставить колышки на вторую полку посередине, ребёнок быстро запомнит, куда их убирать после игры

Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете на место, значит, всегда убираете на место. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.

Но не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ ребёнок может проявить протест. Если видите, что он не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь сейчас убирать. Но игрушки нужно поставить на место. Я это сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом для ребёнка. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите ему вернуться к наведению порядка. Например, вы вместе начали убирать конструктор, и ребёнок складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность важна для развития — ведь малыш пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать ребёнку чуть больше времени — он доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже взять другую игрушку. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Также ребёнка может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Например, ребёнок мог быть увлечён каким-то занятием, и в этот момент приходит с работы папа. Малыш бежит его встречать, потом возвращается к занятию на пару минут, потом опять к папе бежит — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не возвращается, не убирает её на место, потому что деятельность сменилась.

Если мы говорим о ребёнке до 3 лет, то он делает только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь ребёнка к уборке и он увлёкся другим занятием, не стоит прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом занятии, а прежнее малыш всё равно не уберёт толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением. И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи на место.

В описанной ситуации ребёнок примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: ребёнок помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем занятии и уборке.

Например, папа может предложить варианты:

— Я вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на место, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки

Польза открытых полок для игрушек не только в том, что ребёнку удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Ведь самая частая причина беспорядка, когда их слишком много. Нам может казаться, что игрушек мало, но по факту для ребёнка их много.

Ребёнок может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате. Он не захочет убирать игрушки в таком состоянии, ведь это непосильная ноша для маленького терпения. Попробуйте оставить буквально четыре-пять игрушек без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — ведь понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.

Вот самые популярные открытые полки под игрушки для малышей:

  1. ИКЕА стеллаж «Каллакс» ­— используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
  2. ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
  3. Полка малышовая  фабрики «Монтессори-Питер».

Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.

Игрушки расставлены по местамВыкладывание детям каждый день новых трёх игрушек из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек

Давайте ребёнку возможность сделать выбор

Будь то свобода выбора занятия или свобода передвижения, в каждой ситуации ребёнку нужно предоставить альтернативу. Этот приём помогает избежать сопротивления со стороны ребёнка.

Если вы видите, что ребёнок не справляется с уборкой, покажите ему возможные варианты:

— Ты хочешь убрать красные кубики или синие?

— Нам нужно сначала убрать машины или дороги?

— Мне помочь или ты справишься сам?

— Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу?

Выводы: что поможет ребёнку научиться убирать игрушки

Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой игрушки без напоминаний.

  1. Будьте примером: убирайте свои вещи на место.
  2. Определите место для каждой вещи ребёнка.
  3. Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
  4. Поставьте игрушки на открытые полки по росту ребёнка.
  5. Давайте ребёнку свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
  6. Но при этом каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
  7. За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другом занятии. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.

Статья подготовлена по материалам наших экспертов: марафона «Порядок и уют в доме с ребёнком» Анастасии Кузнецовой и ответов на вопросы читателей Анной Федосовой.

Фото Марии Лучаниновой

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

menslook.info

Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.

13 Ноября 2019 Ответить

Светлана

Спасибо, за описание такой не простой ситуации, как отказ ребенка убирать. Полезно для меня описание внутреннего состояния педагога. Очень поучительно.

29 Октября 2018 Ответить