Вход
как приучить ребёнка кушать с ложки

Как приучить годовалого ребёнка есть ложкой?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Подскажите, пожалуйста, как правильно приучить годовалого ребёнка пользоваться ложкой, а именно: можно ли позволять ребёнку есть кашу или овощное пюре руками, т. е. дать получить тактильные ощущения, а потом уже и ложкой. Может я очень строга, но руками я бы предложила ему есть небольшие кусочки овощей и фруктов, а кашу бы и пюре только ложкой: зачем же потом переучивать?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Существует разница между «позволять ребёнку есть кашу или овощное пюре руками» и «учить есть руками кашу и овощное пюре». Вы даёте ребёнку образцы правильного поведения, в том числе и за столом. Вы показываете на личном примере, как можно пользоваться столовыми приборами и как можно есть, держа в руке кусочки овощей, фруктов, хлеб. Использование руки для того, чтобы держать что-то и грызть, как прорезыватель, или есть, как сушку, подготавливает ребёнка к использованию ложки, и такой способ действий раньше еды ложкой начинает получаться лучше. Труднее всего – зачерпывать ложкой, поэтому на определённом этапе малыши часто накладывают руками пищу в ложку, а потом съедают её при помощи ложки.

Важно позволить ребёнку, во-первых, приобрести собственный опыт и сделать собственные выводы (всегда, когда это возможно, исключение представляет только опасный опыт), во-вторых, проявить собственные потребности в развитии через интерес к какому-то опыту и повторению его. Это достигается простым правилом: мы позволяем ребёнку делать то, что он хочет, если только можем это позволить. Если вы видите, что у малыша не получается есть ложкой, и он пробует по-прежнему использовать руку для пюре, как это получалось у него для кусочка яблока – дайте ему самому заметить, что это неудобно. Ложка – не обуза, а удобный инструмент, и выгоды от использования ложки для жидкой пищи и вилки для мелких кусочков легко заметить. Позвольте ребёнку сделать это открытие самому. Дайте ему получить удовлетворение от самостоятельной еды: часто дети съедают несколько ложек, устают от этой трудной работы, и начинают пробовать какие-нибудь пути попроще, которые даются легче, чтобы и продолжать есть, и отдохнуть. Они при этом сами решают возникшую перед ними проблему и решают довольно успешно. Если в этот момент отобрать у них ложку, чтобы докормить, то вы отбираете у них лавры победителя и демонстрируете образец поведения «меня кормят с ложки», хотя это не типичный способ поведения для взрослых. Если ребёнок видит, что у вас получается кормить его лучше, чем у него кормить себя, то нет никакой причины использовать способ, который работает хуже, и дети теряют интерес к совершенствованию умения пользоваться столовыми приборами.

Конечно, ребёнку полезно как-то минимально познакомиться с пищей и её свойствами, в том числе и тактильно, и не стоит ему в этом мешать. Если же вы видите, что ребёнок увлёкся именно игрой с едой, потерял из виду цель – есть её, вы сообщаете ему, что так не поступают, и (возможно чуть позже) предлагаете занятие, которое может быть интересно ребёнку, исходя из того интереса, который вы увидели. Мы не рисуем кашей, мы рисуем красками. Мы не лепим из мякиша, но к нашим услугам и пластилин, и солёное тесто для лепки, и глина, и шариковый пластилин, и множество других материалов. Мы не погружаем руки в тарелку пюре, но мы можем играть в ванной с водой, можем мыть руки или посуду, или стирать, исследуя поведение воды и мыльной пены в ней, её температуру и консистенцию, мы рисуем пальчиковыми красками, лепим из снега, месим тесто и т. д. У взрослого гораздо больше опыта и фантазии, так что он всегда может предложить малышу приемлемый способ получить необходимый опыт движений и ощущений. В частности, приготовление пищи открывает много возможностей для таких манипуляций с продуктами, которые прямого отношения к собственно к процессу еды не имеют, но дают массу интересного опыта и впечатлений. Именно в таких упражнениях ребёнок одновременно учится быть более ловким и умелым и развивает функциональную независимость, которая позволит ему быть более самостоятельным.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.