• Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

Главная Метод Монтессори Монтессори дома Что делает дом хорошо подготовленной средой

Что делает дом хорошо подготовленной средой

Я работаю педагогом в Монтессори-школе. Одна из моих обязанностей — подготовить среду. Однако, чтобы жить по Монтессори дома, не нужно превращать квартиру в детский сад. Есть только несколько принципов хорошо подготовленной среды, которые я пытаюсь реализовать в своём доме.
Что делает дом хорошо подготовленной средой


Среда помогает детям участвовать в домашних делах

Мои дети 6 и 1,5 лет любят помогать по хозяйству. Мою ли я окна, вытираю ли пыль, стираю или готовлю — они всегда включаются. Джулия уже до всего дотягивается и использует родительские предметы. Но для Джейкоба я должна сделать их доступнее — расположить всё необходимое на уровне его глаз.

montessori sreda Повесила его маленькую метлу, щётку и совок на крючки, рядом с кухней

montessori doma Напротив находится низкая полка, где лежат предметы для мытья окон и вытирания пыли. На отдельных полках стоит посуда, мы постоянно показываем, как её использовать

Предлагает только работающие инструменты

Если Джейкоб моет окно или подметает пол, то вряд ли они станут действительно чистыми. Но его усилия — не просто приятное времяпрепровождение, а важная работа по развитию. Поэтому я предлагаю ему в помощь инструменты, которыми он действительно может работать. Кроме того, благодаря инструментам, которые действительно работают, он чувствует больше достижений и получает больше удовольствия от своей работы.

С помощью ведра и салфеток сын может вытереть пролитую воду

Поощряет к самостоятельным действиям

Несмотря на то что сын ещё не может говорить, он каждый день даёт нам понять, с чем хочет справиться самостоятельно. Мы поставили на кухню низкую полку, на которой стоит кувшин с водой и стакан. Джейкоб всегда может налить себе воды, когда захочет пить.

Воды в кувшине ровно на один раз, поэтому я его постоянно пополняю

Поскольку Джейкоб уже может стоять, он моет руки в своём умывальнике.

Стол подобран под рост сына, а из маленького кувшина он сам наливает воду в чашу

Комната Джейкоба устроена так, чтобы он почувствовал свою независимость. Он всегда имеет доступ к своим книгам, игрушкам, одежде. Он может покинуть комнату без посторонней помощи или принять решение остаться и взять что-нибудь с полки.

Безопасность и свобода передвижения

Чтобы иметь возможность развиваться в соответствии со своим внутренним планом, сыну нужна свобода передвижения. Чем активнее он становился, тем больше я следила за безопасностью. Установила на розетки защиту от детей и поставила некоторые растения на стул. А острые кухонные инструменты Джулии теперь лежат в верхнем ящике, до которого малыш не дотягивается.
Безопасная посуда сына хранится в самых низких кухонных ящиках. Хотя её легко достать, он всё ещё забывает о ней

Аккуратность, простота и эстетика

Подготовка развивающего пространства занимает дни или даже недели, пока всё не найдёт своё место. Потом я наблюдаю за малышом, справляется ли он. Иногда нужно внести какие-то изменения, чтобы ничто не ограничивало самостоятельность сына. Например, поставить поднос поменьше. Или положить щётку на туалетный столик, чтобы он мог расчесываться сразу, как только её схватит.

Но при всех изменениях я соблюдаю важное правило: все предметы и мебель, которые окружают детей сделаны из натуральных материалов и имеют пастельные тона.

Дом адаптируется под ребёнка

И никогда не наоборот. Для меня развивающая среда не означает превращение нашей квартиры в детское сообщество. Кроме того, я не игнорирую собственные потребности. Но когда я наблюдаю за Джейкобом, а затем приспосабливаю дом к его потребностям, интересам и способностям, я помогаю ему обретать уверенность в своих силах и становиться самостоятельным.

Мой хороший друг Дагмар Вирл, директор Монтессори-центра и педагог АМИ 0—3 и 3—6, написал мне эти замечательные строки:

«Мы никогда не должны адаптировать детей к методу, даже к предположительно идеально подготовленной среде, но мы должны использовать наши знания о развитии ребёнка. Это означает, что мы должны быть открытыми, творческими и наблюдательными. И проектировать подготовленную среду, в которой ребёнок может проявить себя».

Чтобы помочь родителям создать развивающее пространство дома, мы создали два курса: с рождения до года и с 1 до 3 лет. Из них вы узнаете всё о потребностях ребёнка и подготовленной среде.

Текст и фото — Анна Йост

Источник

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Татьяна

полезная статья, хотелось бы узнать как можно больше как правильно организовывать пространство вокруг малыша, по мерк его развития

31 Июля 2019 Ответить

Редакция

Татьяна, об этом мы рассказываем в нашем курсе «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»: https://mchildren.ru/razvitie-i-vospitanie-rebyonka-s-1-do-3-let/

02 Августа 2019 Ответить