У меня двое разновозрастных детей — Даше 5 лет, а Грише 2 года. До недавнего времени мы жили на 33 кв. метрах вчетвером, а теперь в нашей новой квартире у детей появилась своя комната.

Ещё до переезда я представляла, как вдумчиво пересматриваю картинки в Pinterest, выбираю понравившуюся мебель или лампу и заказываю всё по индивидуальным размерам. В реальности же у нас оказались:

  • три полки разного цвета и размеров;
  • три разных стула;
  • стол-парта, перешедшая к нам по наследству после любителя наклеек.

Полки были с нашей старой квартиры, а остальное брали в дар — в надежде на то, что удастся реанимировать.

В этой статье расскажу, как нам удалось всё обустроить с минимумом вложений и покажу фото получившийся комнаты для разновозрастных детей.

Разный возраст — разные потребности

При обустройстве дома я отталкивалась от потребностей развития сына и дочери. Задача возраста до трёх лет — это адаптация. Ребёнок пришёл в новый мир, он ничего не знает и мы помогаем понять, как у нас здесь всё устроено. Поэтому основное, что нужно малышу — это упражнения практической жизни. Он в этом возрасте не играет, он знакомится со средой и каждую минуту проживает новый опыт. Хочет делать всё, что делает мама — мыть посуду, подметать или пылесосить.

Для этого у Гриши есть всё необходимое на кухне и в ванной: настоящие предметы, только маленького размера и на уровне ребёнка.

Маленькая раковина для ребенка Детская раковина уже была у нас в старой квартире, и этот опыт мы повторили в новой. На раковине стоит мыло, детские зубные щётки и паста, рядом — крючки для полотенец на уровне роста. Если нет возможности установить отдельную раковину, то понадобится ступенька, с которой ребёнок может добраться до взрослой раковины, включить сам воду и вымыть руки. Также в ванной у нас стоит горшок, а на двери висит маленькая доска для стирки и швабра

Ребёнок с детской шваброй Швабра — один из любимых инструментов Гриши, он вытирает всё, до чего дотягивается

Место детей для верхней одежды и обуви в коридореВ коридоре нужны крючки для детей, полочка для шапки и варежек, подставка под обувь, зеркало и табурет. Мы прикрепили во взрослом шкафу восемь крючков, а зеркало было уже встроено. На пол положили поднос вместо подставки под обувь и поставили один из трёх имеющихся стульев

А в этой галерее можно посмотреть, как мы обустроили кухню для сына и дочери. У них есть свои стол, стулья и полка, на которой стоит их посуда. Полку мы привезли со старой квартиры, там мы использовали её как место хранения материалов и игрушек. А теперь на ней посуда, инструменты для кулинарии, графин с водой и стаканы, контейнер для грязной посуды и губка для вытирания со стола. Рядом с полкой стоят тазы для мытья посуды и мусорное ведро.

Дети завтракают
Гриша достает посуду
Шкаф для детской посуды
Тазы для мытья посуды
Гриша накладывает йогурт
Гриша ест йогурт
Даша наливает сливки
Дети общаются за едой
Дети завтракают Гриша достает посуду Шкаф для детской посуды Тазы для мытья посуды Гриша накладывает йогурт Гриша ест йогурт Даша наливает сливки Дети общаются за едой

Даше сейчас 5 лет, и я наблюдаю, что ей не так интересны бытовые дела как Грише. Она может приготовить перекус, накрыть на стол, убрать посуду, погладить, умыться, одеться и причесаться, но для неё это уже обычные дела, а не точка интереса.

Возраст с трёх до шести лет — это время социальной адаптации и обучения. Ребёнок начинает активно общаться со сверстниками, изучает счёт, письмо, чтение и окружающий мир. Дочь ходит в Монтессори-центр, и я не дублирую дома материалы, ведь дом должен быть домом. Но у неё есть свои полки для творчества, книг, одежды, зеркало и набор для расчёсывания.

Что и как устроено в комнате для детей разного возраста

В комнате стоят кровати, уголок для чтения, полки и вешалка для одежды, спортивный комплекс, полки под материалы и игрушки, несколько упражнений для практической жизни.

Уголок для игр и творчества На полки Гриши ставлю не более пяти материалов и музыкальных инструментов — так ему проще выбирать занятие и убирать всё на место

Комод и полки Даши Дочь любит рисовать, лепить и вообще что-то делать руками. Для хранения материалов для творчества поставили Даше комод — в него она складывает пуговицы, нитки и бисер для вышивки, пластилин, кисти, краски и карандаши, бумагу для рисования и ткань для шитья

Уголок для чтения В новой квартире сбылась моя мечта сделать детям уголок для чтения. Полки заказала у знакомого мастера, поэтому вышло чуть дешевле, чем в магазине. А кресло нашла на Авито

Гриша поливает и опрыскивает цветок Для упражнений практической жизни я поставила в детской цветок, который можно поливать и опрыскивать

Даша развешивает бельё Здесь же у нас стоит сушилка для белья, покупала в Окее в Питере

Даша гладит бельё Детскую гладильную доску взяла за два евро в финском секонд-хенде

Единственное крупное вложение, около 20 тыс. рублей, это спортивный комплекс «Тёма». В старой квартире мы не могли вместить даже крошечную шведскую стенку.

Дети на спортивном комплексе От комплекса одни плюсы: он удачно разделяет комнату на две части, дети развивают крупную моторику и реализуют потребность в движении. А Даша наверху на лестнице постоянно устраивает свои игры — то магазин у неё там, то бассейн

Шкаф для одежды у нас из Икеи, для каждого выделено по две полки. Ещё есть отдельная вешалка под платья дочери. А между вешалкой и шкафом — «место для красоты», одинаковую полочку и зеркало покупала в Фикс-прайсе за 200 рублей.

Шкаф с детской одеждой Даша уже может сама причесаться и одеться, а за ней понемногу тянется и Гришун

Организовать пространство для детей разного возраста оказалось не сложно, даже при самых скромных вложениях. Мебель можно купить б/у или принять в дар, потом подпилить ножки и покрасить в один цвет. А знания задач возраста позволили оставить тот минимум, который развивает детей и не загромождает пространство. В итоге наши сын и дочь тоже чувствуют себя хозяевами в доме и растут с установкой «я сам, я могу», чего мы и хотим как родители самостоятельных и самодостаточных детей.

Чтобы узнать подробности и присоединиться к ближайшему потоку любого нашего курса о развивающем пространстве дома, просто напишите нам в WhatsApp. Первые результаты вы увидите через пару недель, а после окончания курса сами станете экспертом по развитию своего ребёнка.

Рекомендации эксперта об организации среды для разновозрастных детей

Несколько рекомендаций от психолога и Монтессори-педагога Анастасии Кузнецовой, которые помогут при организации пространства для детей разного возраста.

Дети будут мирно играть со своими игрушками, если родители чётко проведут границы личного пространства каждого ребёнка. Важно разграничить всё: вещи, пространство и отношения. Каждому нужна своя кровать, своя полка с одеждой, своё место хранения игрушек и личных вещей. И каждому ребёнку нужно хотя бы 15–20 минут в день наедине с мамой или папой, когда они только вдвоём могут чем-то заняться.

Если нет возможности выделить всем отдельный угол и стеллаж для игрушек, разместите полки на разных уровнях: младшему будет удобнее взять снизу, старшему — сверху. Старших детей это мотивирует и на уборку: то, что не лежит на «личной» полке, оказывается в общем доступе.

Каждому ребёнку нужна своя зона отдыха. Если нет возможности организовать это место в отдельной комнате, выделите небольшой уголок или организуйте его в гостиной. Положите мат, поставьте небольшой диванчик или кресло с подушками и мягкими пледами для спокойного чтения.

Даша читает Оберегайте право ребёнка побыть одному

Уберите мелкие детали из доступа младшего. Игрушки и материалы с мелкими деталями нужно убрать из доступа малышей, иначе они могут их проглотить. Например, кубики Лего можно хранить в закрывающемся контейнере на верхних полках, в шкафу или комоде. Туда же убираем наборы для творчества старших детей.

Выбирайте занятия, соответствующие возрасту и потребностям ребёнка. Когда в семье есть старшие дети, наши ожидания от младших меняются, мы можем начать ждать от них большего. Важно помнить об этом и думать о потребностях развития разного возраста — почаще спрашивайте себя: «Почему я думаю, что он с этим справится?»

Монтессори-метод даёт мощный инструмент — наблюдение, именно оно делает наше понимание ребёнка глубже и позволяет корректировать наши представления и ожидания. Наблюдайте: чем ребёнок интересуется и какой навык пытается освоить. Когда занятия подобраны по потребностям, он может провести за самостоятельной игрой долгое время и не просить внимания мамы или братьев и сестёр каждые пять минут.

Гриша играет с разными игрушками У Гриши совсем немного игрушек на полке, но от того, что они подобраны по его интересам и стоят в свободном доступе, он может увлечься самостоятельной игрой на 30–40 минут и убрать всё на место

Наша бесплатная электронная книга «150 занятий для детей до пяти лет» поможет сориентироваться в полезных занятиях для детей разного возраста

Вводите правило уважать границы другого с раннего возраста. Важно, чтобы у каждого ребёнка было право решать, можно что-то взять с его полки, шкафа или нет. Если младший может без спроса взять игрушки старшего, а старший считает, что игрушки младшего когда-то были его и ничего не изменилось, то это неизбежно будет приводить к конфликтам. Дети постоянно будут перетягивать внимание на себя разборками — где и с чем играть.

Поэтому важно каждый раз проговаривать чёткое правило: «Это машинка твоего брата, давай спросим, можно ли тебе взять?». Малышам можно проговаривать правило и переключать их на что-то другое, и постепенно они это усвоят.

Научите детей правильно отвлекать другого от дела, которым тот занят. Например, положить руку на плечо и ждать, когда брат или сестра ответят. К требовательному малышу можно наклониться или взять на руки, поцеловать и сказать ласково о том, что сейчас вы заняты, но сделаете паузу при первой же возможности.

Позволяйте детям помогать друг другу, поощряйте это. Взаимопомощь не означает только помощь старших младшим, это значит помощь при любой возможности. Младшие тоже могут находить такие возможности: накрыть на стол, подать хлеб, вытереть крошки со стола.

Дети общаются за едой Пусть старшие дети будут ролевой моделью для младших. Это происходит и естественным образом, но хорошо бы и подчёркивать — это придаёт уверенности старшему, а младший впитывает хорошее поведение и привычки как естественную норму

Поощряйте, чтобы старшие дети вели за собой младших, ведь учиться, смотря на другого, проще. Детские руки меньше, дети разговаривают на одном языке. Позволяйте им вдохновлять друг друга — так младшие будут видеть, что их ждёт впереди: будь то прогулки или школьный лагерь. Хотя дети могут не иметь одинаковых интересов, они могут учиться новому через интересы другого.

Создайте пространство для совместных игр и почаще организуйте их. Это может быть центр комнаты, ковёр или мат. Устраивайте радостную возню на полу — это принесёт пользу и удовольствие и детям, и взрослым. Раскатывайте рулон обоев или бумаги и рисуйте все вместе — красками, мелками, карандашами, даже малыши смогут оставить свой след. Раскладывайте интерактивные карты или виммельбухи и рассматривайте их, попутно рассказывая истории. Это создаст атмосферу не только границ, но и общности, дружелюбия.

Что поможет родителям нескольких детей сохранить свой ресурс

Планируйте, но оставляйте возможность изменения планов. Сложно поддерживать естественный ритм малыша, когда есть другие дети. Речь идёт не только о прогулках с младшим, параллельно отводя или забирая старших из школы, но и о приготовлении еды для всех, спорте и даже о том, чтобы каждого уложить спать. Мы подстраиваемся под естественный ритм ребёнка максимально, насколько можем, но, когда речь идёт о сне младшего ночном или дневном, мы меняем ежедневные обязанности.

Это одна из причин, почему, с одной стороны, так важно планировать, но с другой – оставлять себе «люфт» на возможные изменения в первоначальном плане, быть гибкой и быстро ориентироваться по ситуации – внезапно позвонили из школы и попросили забрать старшего ребёнка с температурой из школы или, наоборот, во время ваших занятий с кем-то из старших малыш вдруг проснулся и приходится перестраиваться.

Позвольте детям открыто говорить о своих чувствах. Безусловно, это можно делать и с одним ребёнком, но наличие нескольких детей открывает больше возможностей для обучения эмпатии. Чем больше людей вокруг говорит о своих чувствах и переживаниях, чем дружественней и безопасней среда для проявления своих чувств и обсуждения мыслей, эмоций, поступков, мотивов – внутреннего мира в целом, тем вероятней ребёнок сможет развить эту ценную способность.

Выберите подходящий метод решения детских конфликтов и практикуйте его:

Позаботьтесь о себе. Чтобы понять, что нужно детям для их дальнейшего развития, нужно не только наблюдать за ними, но и изучать дополнительные обучающие материалы по каждому возрасту, планировать и выбирать покупки. Иногда это приходится делать ночью, когда дети спят. Но ночными делами нельзя злоупотреблять, иначе это начнёт сказываться не только на физическом самочувствии, но и на «погоде в доме» — невыспавшаяся мама становится раздражительной и следовать Монтессори-принципам будет непросто. Когда вы ограничены во времени и ресурсах, вам просто нужно подумать, что важнее всего остального, и это поможет сфокусироваться. Берегите себя, ведь нашим детям нужны счастливые отдохнувшие мамы.

Фото и опытом организации пространства для детей разного возраста поделилась Мария Лучанинова, а рекомендациями — Анастасия Кузнецова, эксперт наших курсов о развитии детей до года и с 1 до 3 лет

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *