Вход
Природные материалы в педагогике Монтессори

Природные материалы в Монтессори-педагогике

Осень – идеальное время для похода в лес или парк, чтобы запастись природными материалами. Коробочкой с этими «сокровищами» вы сможете пользоваться весь год.

Как именно используют природные материалы в традиционной Монтессори-педагогике и как их можно использовать дома в различных занятиях с детьми, мы расскажем вам далее.

Так как Монтессори-педагогика вообще стремится к экологичности (деревянная мебель, никакой пластмассы в материалах – только дерево, стекло и металл; обучение детей бережному обращению с природой и животными; простая, не стесняющая движений одежда, – основные признаки Монтессори-среды), то и природные материалы широко используются в классах. Эти наиболее экологичные материалы, которые ребёнок может найти и принести в класс или домой самостоятельно, можно широко использовать для игр, творчества и обучения.

Вот некоторые идеи, как вы можете использовать природные материалы (всевозможные ракушки, камушки, жёлуди, каштаны, листья) в ваших занятиях.

  1. Поиск природных материалов.

Поиск может стать самостоятельным развлечением. Дети с удовольствием идут в парк или лес искать жёлуди, собирать коллекцию листьев. В Монтессори-садах часто организуют такие выходы на поиски природных сокровищ.

  1. Коллекционирование природных материалов.

Вы можете предложить ребёнку сделать свою коллекцию природных сокровищ. Различные шишки, жёлуди, сухие ягоды можно сложить в специально предназначенную коробочку. Листья можно засушить и составить гербарий. Старшие дети могут подписывать названия растений.

работа с природными материалами

  1. Рассматривание под лупой.

Такой материал достаточно типичен для Монтессори-классов. Собранные детьми природные материалы выкладываются на поднос и рассматриваются под лупой.

  1. Творчество c природными материалами.

Этот вид работы особенно широко известен, используется и в традиционной педагогике, и в Монтессори-классах. Это могут быть следующие виды работ:

  • Поделки.

Из желудей, шишек или ракушек. Таких поделок множество, и несложно найти инструкцию, как смастерить их с детками.

  • Лепка.

В лепке тоже можно использовать природные материалы. Малышам можно предложить прикреплять различные материалы к шарикам или лепёшкам из пластилина. Дети постарше могут дополнять свои работы из пластилина деталями из природных материалов. Вы можете попробовать использовать вместо пластилина солёное тесто или пчелиный воск.

поделки из природных материалов для детей

  • Коллажи.

Дети очень любят приклеивать сухие листья и цветы к бумаге (можно сделать открытки, коллаж на ватмане) или к окнам. Листья на окно лучше всего приклеивать мылом.

Рисунки на бумаге также могут дополнить приклеенные цветы или листья.

  • Рисование на природных материалах.

Детям очень полезно применять разнообразные виды творческой деятельности. Поэтому важно показывать разные варианты рисования: например, предлагать рисовать на листьях, камнях, раскрашивать шишки или ракушки.

занятия для детей с природными материалами

  • Выкладывание узоров или мандал.

Работать с природными материалами можно прямо на улице, предложив детям выложить большую мандалу из камней, листьев, шишек или ракушек прямо на земле.

  1. Сенсорные коробочки.

В традиционной Монтессори-педагогике не используют сенсорные коробки. Однако дети очень любят заниматься с ними, поэтому вы вполне можете дополнять такими коробочками вашу домашнюю среду. Всегда используйте натуральные материалы: песок, крупы и природные материалы, при желании дополненные различными фигурками.

сенсорные коробочки с природными материалами

  1. Сюжетно-ролевые игры.

В Монтессори-педагогике не поощряются сюжетно-ролевые игры. Детям не дают обычных игрушек. Однако дети могут играть на прогулках или в свободное время в сюжетные игры, самостоятельно придумывая замену игрушкам. Дети могут использовать природные материалы для игры в магазин, кафе, больницу... «Повар» сварит суп из травы, «покупатель» в магазине расплатится камушками, а «доктор» посмотрит горло палочкой и пропишет жёлуди вместо таблеток.

  1. Упражнения для развития моторики.

Дети 2–3 лет очень любят различные виды работ с мелкими предметами. Таким образом, природные материалы становятся лучшим вариантом для развития моторки. Предлагайте перекладывание ложкой, щипцами различных природных материалов (желудей, каштанов, листьев), нанизывание ягод на нитку или составление гирлянд из осенних листьев.

природные материалы для детей

  1. Сортировки.

Вариантов таких сортировок может быть множество: по цвету (листьев, камней, цветов), размеру (камней, листьев), весу (камней), форме (шишек, ракушек, камней, листьев, цветов) материалов. Малыши могут отделить шишки от желудей, а старшие дети сортировать камни разной формы с завязанными глазами.

  1. Волшебный мешочек.

Ещё одна прекрасная игра для развития тактильного чувства также может проводиться с природными материалами. Сложите по парам в закрытый мешочек жёлуди, каштаны, шишки, орешки… Предложите ребёнку вытащить один предмет, а потом на ощупь подобрать к нему пару.

  1. Занятия в математике.

Природные материалы очень удобно использовать для обучения математике (хотя это не является традиционным Монтессори-материалом). Предлагайте ребёнку счёт листьев, желудей, других природных материалов.

Источник фото: i1.wp.com

Наталия Гончарова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.