Дидактические карточки развивают память и внимательность ребёнка, обогащают его словарный запас, расширяют знания об окружающем мире. Занятия с картинками вдохновят юного исследователя на дальнейшее изучение географии, биологии или истории.

Здесь вы найдёте дидактические карточки для занятий с детьми от 3 лет. Обратите внимание, что длительность занятия не должна превышать возможности ребёнка — если видите, что он теряет интерес, то лучше отложить занятие.

Готовые дидактические карточки для скачивания

Ниже можно бесплатно скачать дидактические карточки на разные темы и с описанием возможных занятий. Чтобы карточки дольше послужили, распечатайте их сразу на плотной бумаге или наклейте на картон. Карточки можно хранить в папках, коробочках, мешочках, шкатулках или на подставках.

Дидактические карточки для тренировки внимания и памяти ребёнка

Заниматься с этими дидактическими карточками можно разными способами:

  1. «Найди такой же». Ребёнок выкладывает карточки на листы основы так, чтобы одинаковые картинки оказались друг под другом.
  2. «Найди два одинаковых». Среди двух комплектов перемешанных маленьких карточек ребёнок находит пары одинаковых изображений и раскладывает их попарно.
  3. «Перевёртыши». Игра для двух игроков, используются два комплекта карточек. Карточки перемешиваются и выкладываются рядами лицом вниз. Игроки поочерёдно в свой ход переворачивают по две карточки. Цель – открыть две одинаковые карточки. Если карточки, перевёрнутые игроком, одинаковые, они выходят из игры. Эта игра способствует улучшению памяти.

Страницы 1 и 2 распечатайте по одному экземпляру, а страницу 3 распечатайте в трёх экземплярах и разрежьте на карточки по контурам.

Дидактические карточки с насекомыми

Игра «Найди пару». Это карточки целых и разрезанных наполовину фруктов, так что видно их внутреннее строение: цвет, толщина, мякоть, наличие семян или косточек. Игра расширит знания ребёнка об окружающем мире, улучшит наблюдательность и зрительное внимание, побудит ребёнка к дальнейшему изучению биологии.

Распечатайте картинки в двойном экземпляре и заламинируйте. Один экземпляр оставьте целым (это будут контрольные картинки), другой – разрежьте по линиям. Предложите ребёнку найти каждому целому фрукту соответствующую половину. Возможно, в первый раз ребёнку понадобятся контрольные карты во время работы. Через некоторое время он сможет использовать контрольные карты в конце работы для самостоятельной проверки задания.

Скачать карточки с целыми и разрезанными фруктами

Карточки на сортировку

Дидактический материал представляет собой круг, разделённый на части семью цветами радуги. К каждому цветному лучу необходимо подобрать по 3 картинки соответствующего цвета (всего картинок – 21).

Цель: изучение цветов радуги, сортировка картинок по цвету.

Польза: развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, расширение словарного запаса.

Распечатайте на цветном принтере страницы. Картинки с цветными объектами разрежьте по контуру, перемешайте и сложите в коробочку или конверт.

Пригласите ребёнка к занятию. Положите перед собой цветовой круг, внимательно рассмотрите его. Достаньте из конверта любую картинку, присмотритесь к ней и положите к соответствующему лучу цветового круга, сделайте так ещё несколько раз и передайте инициативу ребёнку. В конце работы к лучам цветового круга должны быть выложены все картинки. Если ребёнку сложно выполнить всю работу с первого раза, разбейте её на отдельные этапы. Поддерживайте ребёнка, давайте ему возможность работать в собственном темпе методом проб и ошибок.

Скачать карточки для сортировки

Дидактические карточки на сортировку

 

Карточки с историей

Это маленькая, но реальная история, написанная простым и понятным языком, иллюстрации также понятны и доступны даже самому маленькому ребёнку. Чаще всего такие подборки делают в виде маленьких книжечек, но возможна и подача информации на карточках среднего размера. Подобные истории используются не только в профессиональных Монтессори-школах, их можно легко и самостоятельно придумать и изготовить в домашних условиях.

Карточки о рыбах

История про рыб в дидактических карточках

Классификационные карточки

Набор этих карточек состоит из трёх частей. В первом наборе карт присутствуют объекты классификации без подписей, мы постепенно даём ребёнку все имена-названия с помощью трёхступенчатого урока:

  1. Называем предмет, изображённый на карточке: «Это кран». За один урок обычно вводим 3–4 новых названия.
  2. Просим ребёнка найти карточку с нужным изображением: «Покажи, пожалуйста, трактор».
  3. Этот этап проводится только после того, как ребёнок успешно прошёл первые два. Берём карточку и просим ребёнка назвать изображённый предмет: «Что это?».

По мере выхода ребёнка в чтение добавляем этикетки-подписи. Ребёнок может заниматься интуитивным чтением, размещая этикетки под карточками с классифицированными объектами. Затем при помощи последней, наиболее объёмной карточки, где находятся и картинка, и название, ребёнком проводится самопроверка.

  • Кошки
  • Спецтехника
  • Времена года. С маленькими детьми полезно провести трёхступенчатый урок по темам «Времена года», «Признаки сезонов»; детям постарше можно предложить самостоятельную сортировку карточек. Если распечатать карточки в двойном экземпляре, малыши могут заняться подбором одинаковых картинок, для детей постарше двойные карточки подойдут для игры в «Мемори» или лото (для лото один из листов нужно оставить неразрезанным).

Для изучения отдельных элементов целого

Набор включает в себя два типа карточек: без подписей и с подписями. Распечатайте карточки, наклейте их на картон, разрежьте по линиям. Затем пометьте одну из половин каждого изображения каким-либо знаком на обратной стороне карточки. После этого разрежьте каждое изображение на две части, используя чёрную линию разреза.

Как работать с карточками? Работать с ними можно по методу трёхступенчатого урока. А для закрепления материала можно использовать такой метод: перемешайте карточки на столе картинкой вниз. Пусть ребёнок разделит карточки на две группы: помеченные с обратной стороны и не имеющие отметок. После этого переверните все помеченные карточки картинкой вверх и разложите их на столе. Ребёнок берёт по одной карточке из тех, что всё ещё лежат картинкой вниз, и среди выложенных на столе карточек ищет этой карточке пару.

Страницы, где нет закрашенных элементов и подписей, распечатайте, не ламинируя – напечатайте каждую из них в нескольких экземплярах, чтобы в итоге изучения ребёнок смог раскрасить и надписать каждый элемент растения и, возможно, подшить результат своей работы в виде небольшого буклета.

Для проведения познавательных бесед

Напечатайте двусторонние карточки на цветном принтере, наклейте на картон или заламинируйте, разрежьте. Главная цель в работе с этим материалом – беседы, в которых и дети, и родители могут делиться познавательной информацией, задавать друг другу вопросы.

Например, проговорите названия морских жителей, показывая карточки ребёнку: «Это кашалот». Вместе с ребёнком внимательно рассмотрите и обсудите, чем киты и дельфины разных видов отличаются друг от друга. Иногда потребуется проявить внимательность, чтобы найти отличия.

После этого можно давать ребёнку задания типа: «Дай мне… Покажи мне…». Когда ребёнок научился легко находить искомую картинку (при этом не называя её), вы можете перейти к вопросам: «Кто это?» На этом этапе ребёнок уже должен сказать, что изображено на картинке. Позже, когда ребёнок научится читать, он вернётся к карточкам и прочитает текст на обороте.

Карточки для бесед о природе

Для детей постарше занятия с дидактическими карточками можно усложнить и разнообразить.

«Что пропало? Кто исчез?». Раскладываем 3–10 карточек. Ребёнок в течение одной минуты рассматривают их, стараясь их запомнить. Затем по команде отворачивается/закрывает глаза, а взрослый в это время убирает одну из карточек. Ребёнок поворачивается и называет пропавшую карточку. Варианты для усложнения игры: увеличить количество карточек, уменьшить время запоминания, убрать несколько карточек.

«Скажи, какой?». Взрослый показывает карточку с изображением, а ребёнок подбирает к нему слова-признаки (кот – пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий…).

«Что делает?». Показываем карточку с изображением, а ребёнок подбирает к нему слова-действия (огурец – растёт, зеленеет, поспевает, хрустит…).

«Угадай, что это?». Взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребёнок определяет, какой это предмет.

«Фотоаппараты». На секунду показывается карточка с любым изображением и убирается, а ребёнок как можно подробнее описывает его. Ещё вариант — на столе раскладываются карточки (в количестве не больше 7 штук для ребёнка 5–6 лет, если ребёнок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребёнку даётся 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребёнок должен определить, что изменилось.

Или игроки сидят перед разложенными карточками. Ведущий говорит: «Покажите фламинго!» Игроки как можно быстрее стараются указать на карточку с соответствующим изображением.

Игра «60 вопросов»

С помощью этой простой игры вы с пользой и удовольствием проведёте время с детьми. В ней нет победителей или проигравших, в выигрыше остаются все участники, лучше узнавая друг друга, размышляя и беседуя на разные темы.

Игровой материал состоит из 60 карточек с вопросами о взглядах и предпочтениях отвечающих на них людей. Например: «В какой стране вам хотелось бы жить?», «Какой звук вы любите?».

Перемешанные карты кладутся на середину стола шапкой вверх. Участники по очереди берут по одной карте, зачитывают вопрос вслух и отвечают на него. Взрослые, участвующие в игре, могут помочь детям с прочтением карточек. По желанию можно самим дописывать или допечатывать карточки.

Важно, чтобы во время игры царила свободная и поддерживающая атмосфера – ведь именно в такой обстановке дети раскрываются и делятся сокровенными мыслями и переживаниями.

Карточки с примерами вопросов

Дидактические карточки для обучения чтению и письму

Рамки и фоны «Времена года» для письма. На бланках можно писать буквы и цифры, рассказы, стихотворения, письма, списки дел, планы, записи в дневник, объявления и всё, что придумается. Также эти рамочки могут использоваться взрослыми – родителями и педагогами – для своих целей.

Открытки. Этими иллюстрациями можно украсить детскую малышей, а со старшими детьми использовать как открытки для подписывания.

«Чтение из окружающей среды». Распечатайте ярлыки на плотной бумаге, прикрепите к ним красивые ленточки так, чтобы ярлыки можно было подвесить на различные предметы. Положите готовый материал в корзинку или на поднос. Ребёнок читает на ярлычке название предмета, ищет этот предмет в квартире и подвешивает/кладёт на него ярлычок.

Скачать бирки для чтения

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *