• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Как научить ребёнка постоять за себя, не давая сдачи

Как научить ребёнка постоять за себя, не давая сдачи

Многие родители стремятся к гуманизму в воспитании: хотят, чтобы их дети учились вежливости, уважению к другим и вырастали достойными членами общества. Но как быть с противоречиями современного мира, где открытая агрессия иногда всё ещё считается нормой? Как научить ребёнка постоять за себя и других, не прибегая к насилию? Возможно ли заложить умение отталкивать от себя конфликтные ситуации и выходить из них грамотно?

В статье вы найдёте ответы на эти вопросы и работающие инструменты, которые используют Монтессори-педагоги в группах. Применять их дома сможет абсолютно каждый.

Осознать, что ссоры между детьми — это нормально

Любая ссора в детском саду или на площадке — это естественная составляющая взаимодействия детей друг с другом. Выясняя отношения, они учатся узнавать другого человека и сосуществовать с ним — обозначают свои и «нащупывают» чужие границы.

Без конфликтных ситуаций ребёнок не сможет полностью адаптироваться в обществе. Если взрослые запрещают ссориться и навязывают мысль, что выяснять отношения — плохо, то боль, непрожитые эмоции и обиды после неразрешённых конфликтов копятся внутри малыша и растут вместе с ним. Подавление эмоций не может закончиться хорошо: однажды они находят выход в виде болезней, тяжёлых внутриличностных конфликтов, проблем в выстраивании отношений с другими людьми. Поэтому так важно научить детей самостоятельно и ненасильственно регулировать конфликты.

Постоянно ограждать от ссор со сверстниками — значит отнимать у ребёнка возможность научиться решать свои проблемы и адаптироваться в обществе. Если он привык, что все ссоры заканчиваются, когда вмешивается родитель или воспитатель, то и во взрослой жизни будет искать поддержки извне. Когда взрослые запрещают ссориться или даже ругают за это, ребёнок начинает считать прояснение отношений чем-то неприемлемым, бояться конфликтов. А это негативно отражается на умении разрешать их.

Если мы хотим вырастить психологически здорового человека, умеющего постоять за себя и других без насилия, важно подготовить к ссорам. Научить не бояться конфликтов, грамотно выходить из них и предотвращать острые неприятные ситуации в общении.

Подготовить дошкольника к конфликтным ситуациям

Задача родителей и педагогов — помочь ребёнку вырасти психологически здоровым, позитивно социализированным человеком. Чтобы прийти к этому, в подготовке к конфликтам со сверстниками мы последовательно используем две методики: «Контейнирование эмоций» и «Уроки вежливости и любезности».

Контейнирование эмоций

Если ребёнок жалуется дома, что его обижают сверстники, важно поддержать его, помочь прожить свои эмоции и не обесценивать их. Это первый шаг в решении вопроса.

Чтобы прожить эмоцию, часто бывает достаточно ею поделиться. Но маленькие дети не умеют распознавать свои чувства. Зато компетентный взрослый может помочь, разделив их. Например, сказать:

— Я вижу, как ты злишься. Понимаю, как тебе было обидно.

Это и называется контейнированием эмоций: мы, как большой контейнер, забираем себе часть боли ребёнка, разрешаем открыто поплакать, проговорить вслух свои ощущения. После важно помочь в поиске «ответственного решения». Как только он успокоился, можно сказать:

— Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться.

Нужно вместе найти такое решение, которое поможет впредь не попадать в подобные ситуации или понять, как исправить случившееся. Можно предложить на выбор 2-3 варианта действия и поддержать в их осуществлении.

Уроки вежливости и любезности

Научить дошкольника простому методу самозащиты помогут «Уроки вежливости и любезности». Такие уроки мы проводим только в позитивной атмосфере, когда все спокойны, а эмоции уже «сконтейнированы». Практические знания усваиваются лучше всего непосредственно после социально неблагоприятных ситуаций, но можно и работать наперёд.

Каждый урок состоит из трёх этапов:

1. Помогаем представить ситуацию с помощью наводящего вопроса: «А бывает так, что кто-то без спроса прикасается к тебе, толкается или даже бьёт?» Ждём, когда ребёнок согласится. Проговариваем, что понимаем, как это обидно, и предлагаем решение. Если он не согласен или молчит, можно добавить: «У меня так бывает, у многих других людей тоже. Давай покажу, что мы делаем в таких случаях».

2. Демонстрируем решение: «Посмотри, что можно сделать». Выставляем обе руки вперёд, скрещёнными ладонями в сторону воображаемого обидчика и произносим: «Стоп! Шаг назад! Мне неприятно!» Это действие со словами повторяем несколько раз.

ребёнок учится постоять за себя и скрещивает руки

ребёнок показывает, как постоять за себя В Голландии с первых дней в школе учат обозначать и защищать свои границы. Отвечать «Стоп! Перестань! Мне не нравится» в случаях, когда кто-то обижает. Малыши (там в первый класс идут в 4 года) произносят фразу по очереди, громко и уверенно. И это работает

3. Предлагаем самому попробовать остановить воображаемого агрессора. Возможно, в первый раз он будет не готов повторить фразы и движения. Не стоит настаивать: лучше через некоторое время показать ещё раз.

Следует каждый раз повторять все 3 этапа урока. Нужно быть готовым к тому, что урок придётся провести порой более десятка раз, прежде чем ребёнок начнёт применять его в жизни. Ведь для закрепления навыка понадобится время и многократные повторения.

Польза описанных упражнений не только в формировании навыка, но и в проживании своих негативных эмоций. Непрожитые эмоции притягивают повторные похожие ситуации и проявляются с новой силой. Зашкаливание эмоций — это всегда результат их регулярного подавления. Поэтому начинаем мы именно с проговаривания того, что чувствует ребёнок.

  • Контейнирование эмоций — способ не раниться, не разрушаться от собственных эмоций, а проживать их безопасно для других членов социума. Это своего рода терапия, которую может проводить каждый родитель.
  • Уроки вежливости и любезности — практическое продолжение в подготовке к конфликтам. Поэтому важно проводить их вторым шагом, когда все эмоции озвучены и прожиты.

В комплексе эти методики приносят плоды: ребёнок становится спокойнее и увереннее, он не боится конфликтов. С такой базой проще научить его прояснять отношения со сверстниками самостоятельно.

Контейнирование эмоций и уроки вежливости и любезности помогают психологически подготовить к конфликтным ситуациям, а для их решения существует отдельный метод.

Научить самостоятельно регулировать конфликты

Чем меньше взрослый вмешивается в детские ссоры, тем лучше. Но важно понимать, что полное невмешательство возможно только после длительной подготовительной работы.

В Монтессори-центрах практикуют майевтический метод Даниэле Новара, итальянского педагога и психолога, основателя Психолого-педагогического центра воспитания и разрешения конфликтов.

Цель применения метода — развить у детей умение решать конфликтные ситуации, научить постоять за себя и приходить к соглашению с другим человеком самостоятельно, рассудительно, без насилия, с каждым разом всё меньше привлекая взрослых. Научить проясняться можно так же, как научить завязывать шнурки, обуваться и одеваться.

Вот основные принципы метода:

  • Не искать виноватого. Если вмешается взрослый, то ощущение тяжести проблемы в глазах ребёнка увеличится. Даже если повод для разногласий банален, а ссора была игрой или способом привлечь внимание.
  • Не предлагать своего решения. Зачастую решение, которое предлагает взрослый, непонятно детям и далеко от их восприятия проблемы. А значит, оно не даст положительного эффекта — только запутает. Они не сделают полезных выводов, и конфликт повторится.
  • Просить обе стороны объяснить причину ссоры устно или письменно. В процессе дети учатся выражать свои мысли и эмоции, доносить до другого своё видение ситуации, успокаиваются. Если они совсем маленькие, для объяснений подойдут рисунки. Роль взрослого — побуждать их общаться, при этом самому занимая нейтральную позицию.
  • Поддерживать итоговое соглашение, созданное участниками конфликта. Когда дети выражают свои позиции и делятся мыслями о причине ссоры друг с другом, решение рождается само. Задача взрослого — поддержать ситуацию, не навязывая свою точку зрения. Ведь он уже направил, показал путь мирного решения проблем. А значит, чем дальше, тем реже дети будут привлекать старших во время ссор.

Рассмотрим на примере, как работает майевтический метод. В детском садике Ваня постоянно обижает Лену и Катю: отбирает игрушки и обзывается. Сначала девочки это терпели, но однажды тоже решили пообзываться на Ваню. Мальчик ответил. Воспитатель Алиса, увидев, что дети ссорятся, не стала разбираться сама и тем более искать виноватых. Зато, когда градус эмоций снизился, решила аккуратно вмешаться, чтобы направить и помочь прояснить ситуацию.

Для этого она предложила Ване, Кате и Лене по очереди подробно рассказать свои версии событий друг другу и выслушать, не перебивая. Спросила у каждого: «Как вы поссорились?», «Как ты думаешь, почему это произошло?» Чтобы ответить на вопросы воспитателя, дети переключились с эмоций на размышления. Они немного успокоились, и выяснилось следующее:

Катя: Ваня, ты постоянно обижаешь нас, потому что мы с тобой не играем. Когда ты подходишь к нам, мы теперь начинаем тоже тебя обзывать, потому что нам неприятно.

Лена: Ваня, ты хочешь с нами играть, но тогда зачем отнимать у нас игрушки и обзываться? Мы не хотим играть с теми, кто нас обижает.

Ваня: Вы не играете со мной и сказали, что я глупый. Мне обидно, поэтому я отнимаю у вас игрушки и обзываюсь.

Послушав разговор, Алиса попросила подумать: что каждый из них может сделать, чтобы больше не ссориться друг с другом, и чтобы все получили то, что хотят. Решение родилось само — девочки согласились поиграть с Ваней, а он пообещал больше не отнимать у них игрушки и перестать обзываться. И чем старше они становились, тем реже Алиса и другие воспитатели вмешивались в новые ссоры.

При таком подходе дети учатся останавливаться и высказывать свои мысли, обиды, эмоции во время ссоры. Слушать друг друга. Конечно, на пути к этому открытию они проходят через эмоциональные всплески, слёзы, и иногда даже драки. Но потом понимают, как мирно сосуществовать с другими — говорить, когда что-то не нравится, и вместе придумывать решения. А не глушить эмоции и терпеть.

У нас есть ещё одна статья по теме от сертифицированного специалиста метода.

дети общаются
Методика Даниэле Новара даёт действительно ошеломляющий эффект: дети общаются друг с другом напрямую, без взрослого посредника. Он просто стоит рядом и помогает в выстраивании конструктивного диалога, а со временем становится не нужен

Научить ребёнка постоять за себя — не значит показать ему, как нападать на другого в ответ. Это подразумевает гораздо больше: развивать интеллект и эмпатию, чтобы каждый хорошо понимал себя и других людей. Знал, как не попасть в неприятную ситуацию и как грамотно выйти из неё, если избежать не удалось. Умел применить свои знания на практике и адаптироваться в постоянно меняющейся среде.

Почему не стоит учить отвечать агрессией на агрессию

Сила в ответ на силу — это всегда война. Чтобы прийти к миру и гармонии в отношениях с другими, важно понять, что мы можем отдавать часть своей силы другому человеку по-разному. И научить детей делать это правильно: c пользой или как минимум без вреда для окружающих.

Могут драться — значит могут и помогать. Любят подраться обычно сильные личности с лидерскими качествами. Без грамотного подхода в воспитании со стороны взрослых они не находят другого способа выплеснуть энергию, как поссориться или подраться. Таких ребят мы приводим к позитивному лидерству: они становятся менторами, помощниками — теми, кто способен вести других за собой.

Мы показываем, что драться нельзя, на своём примере. Не наказываем, не шлёпаем детей. Транслируем мысль о том, что для «драк» есть академии боевых искусств, ринги, татами и т. д. Там это можно делать сколько угодно, не причиняя вред другим и развивая себя.

Стремление к гуманизму, заложенное воспитателями и родителями в раннем возрасте, позволяет детям и потом направлять свои силы и энергию в конструктивное русло. Многие интересуются: «А как же тогда они чувствуют себя во взрослой жизни, где встречаются люди с разным воспитанием, взглядами на насилие? Могут ли дети постоять за себя, если всегда росли в „тепличных” условиях? Ведь мир не всегда дружелюбен…»

Грамотная подготовка к конфликтам помогает вырастить психологически здоровых личностей. Они высокоадаптивны, интеллектуально развиты и легко применяют свои знания в постоянно меняющейся среде. В гуманистическом воспитании у детей появляется внутренняя уверенность в себе и своём успехе. Именно она позволяет говорить:

— Я не разрешаю с собой так поступать. Отойди.

И для них это не просто выученные слова. Уверенность легко считывается другими и показывает им, что этого человека лучше не трогать. Запомнить и произнести фразы перед агрессором — действительно мало. Дело в умении говорить так, чтобы быть услышанным. Знать, где твои силы заканчиваются и как позаботиться о себе, чтобы восстановить ресурс. Это и помогает постоять за себя без насилия.

Уверенность в себе растёт вместе с ребёнком — с его развитой волей и самостоятельностью, умением выбирать, пониманием, что он справится сам. И мы, педагоги, видим этот путь. Сначала он приходит в детский садик, дерётся и бросает вещи в других, потом сдерживает импульс, а в итоге учится разбираться в конфликтных ситуациях и мирно решать их сам.

С методикой Даниэле Новара, описанной выше, стабильно появляется результат. Но важно понимать, что работает она не сразу и требует регулярной практики.

Вопросы родителей о ссорах и драках

— Мы сменили несколько детских садиков, но в каждом сына обижают и бьют сверстники. Продолжать искать садик или говорить с воспитателями?

Если ситуация повторяется в разных садиках, есть смысл не только поговорить с воспитателем и узнать, как он может помочь, но и отвести малыша к детскому психологу. Необходимо выяснить, почему ваш ребёнок притягивает такие ситуации и становится объектом агрессии других. Затем — работать с найденной причиной, а не последствиями.

— Что делать, если мой сын сам постоянно нападает на других, хотя дома нет насилия?

Это может значить, что у малыша есть лидерские качества и энергия, которая не находит выхода. Его нужно развивать, приобщать к полезным делам в садике и дома, предоставить возможность направлять силы в конструктивное русло. Такому ребёнку идеально подойдут Монтессори-центры и развивающие кружки. А выбрать направление развития вам поможет наша статья.

— Монтессори-центров в городе нет, а хочется, чтобы мой мальчик развивался в комфортных условиях без драк. Как быть?

Выбирая детский сад, знакомьтесь и говорите с воспитателями. Выясняйте, как они относятся к детским ссорам и подготавливают к ним, вмешиваются ли в драки, стараются ли их предотвращать, какие идеи и модели поведения транслируют. Ходите на дни открытых дверей и наблюдайте, как воспитатели взаимодействуют с детьми, достаточно ли они внимательны к ним и их потребностям в развитии. Это поможет вам избежать разочарований, а ребёнку — постоянных смен коллектива.

Ещё можно организовать Монтессори-среду для развития дома. В ней малыш будет каждый день получать то, чего не хватает в обычном детском садике. Как это сделать, рассказали выпускницы наших курсов.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства дома



 

— Как постоять за себя в обычной школе, когда мальчик сталкивается со сверстниками, не воспринимающими слова вроде «Стоп! Мне не нравится, отойди!» и т. п.?

В старшем возрасте, в школе, в которую ходят совершенно разные дети с разным воспитанием, применима ассертивная угроза (=готовность заявить о нежелательных для агрессора последствиях, чтобы защитить себя и свои границы). Если агрессор нападает, ребёнок не просто говорит ему: «Стоп! Перестань!», — а уверенно и настойчиво продолжает: «Я не разрешаю себя трогать. Отойди от меня, сделай три шага назад. Я не хочу тебя ударять / звать учителя, но если ты не прекратишь, я это сделаю». Это часто помогает не дойти до драки.

А ещё, когда человек уверен в себе, на него мало кто захочет нападать — поэтому как можно раньше развивайте у ребёнка уверенность в своих силах и здоровую самооценку. Так он будет легче идти по жизни и преодолевать сложности.

Марина Белых — Монтессори-педагог AMI, нейропсихолог и эксперт онлайн-курса «Развитие и воспитание с 3 до 6 лет»

Редактор: Камила Кленовиц

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться