• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Что делать, если ребёнок копирует родителей

Что делать, если ребёнок копирует родителей

У нас спросили:

— Дочке 5 лет. Она во всём меня копирует. Повторяет слова, поведение, жесты, которые я неосознанно делаю. Иногда вижу, как дочь разговаривает с младшим братом так же, как я, когда сержусь или строго говорю. Если крашусь, дочка выпрашивает косметику и говорит: «Я тоже хочу». Если надеваю длинную юбку, дочь просит себе длинную юбку. Если я эмоционально что-то объясняю и рассказываю мужу, она внимательно смотрит на меня. Иногда у неё даже рот открыт. В общем… Сложно. Дочка растёт страшной «повторюхой». Как быть?

На вопрос отвечает к.п.н и Монтессори-педагог Вера Могилёва.

Что делать, если дети копируют поведение родителей

Во-первых, повторение — это естественный процесс и способ обучения у ребёнка. Особенно ярко он проявляется до 6 лет. В основе повторения лежит работа зеркальных нейронов, которые тем активнее, чем младше дети.

Подойдите к младенцу и откройте рот. Вы увидите, как он тут же сделает то же самое. Затем высуньте кончик языка. Малыш повторит движение языка за вами. Без подражания не было бы обучения. У детей не появилась бы речь, социальные модели поведения и прочее. Без подражания человек не стал бы человеком. Через подражание передаётся человеческая культура.

Мария Монтессори говорила, что благодаря подражанию или «впитывающему разуму», малыш уже в 2 года становится «человеком своего времени и места», он впитывает культуру и обычаи того места, где родился. В основе этого мощного механизма обучения и адаптации лежит работа тех самых уникальных зеркальных нейронов. Во взрослом возрасте эти нейроны хорошо развиты у людей, чьи профессии связаны с общением: у психологов, менеджеров, актёров.

Без активного подражания и присоединения ко взрослому в детстве, дети не смогут социализироваться. Например, обнаружено, что у аутистов нарушена работа зеркальных нейронов, что, как считают сейчас многие специалисты-неврологи, и является причиной заболевания.

Во-вторых, для детей 3–6 лет характерно копирование родителя своего пола: чаще девочка стремится быть похожей на маму, а мальчик — на папу. Это важный этап формирования гендерной идентификации, модели женского или мужского поведения. Подражание проявляется во всём: с копирования фраз и мимики родителя до предпочтений в одежде и еде. Дети делают это неосознанно. Но возможность быть похожей на маму даёт девочке чувство безопасности, разрешение многих внутренних возрастных конфликтов и ориентировку на то, кем она будет в будущем.

В-третьих, нас, взрослых, чаще раздражает в детях то, что мы не принимаем в самих себе. Когда ребёнок нас изображает, то становятся очевидными многие вещи, которые мы не принимаем в себе, они как бы выпячиваются, подчёркивая то, что мы в себе недоработали и/или не можем превратить в свою сильную сторону, принять как ресурс. Неслучайно вас больше всего задевают моменты, когда дочь копирует ваше общение с сыном в моменты раздражения. В эти мгновения мы меньше всего себя контролируем и мало себе симпатичны. Поэтому самым эффективным способом будет работа по принятию самого себя и, конечно же, своей дочери. В этом смысле английская пословица, которая сейчас так часто мелькает в интернете, не потеряла своей актуальности до сих пор: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться